Роль стиля управления в структуре мотивационного комплекса.
1. Стиль организаторской деятельности означает, что 2. Стиль организационной деятельности характеризуется 3. Стиль индивидуальной организации направлен прежде 4. При стиле коллективной организации предпочтение 5. Стиль локального организационного воздействия. 6. Стиль комплексного организационного управления 7. Стиль поддерживающей организации заключается в том, 276
8. Стиль совершенствующей организации обеспечивает 9. Стиль организационных реформ характеризует Эффективность управления зависит, как об этом нами неоднократно говорилось, от многих факторов и, естественно, не в последнюю очередь от стиля руководства и культуры менеджера. Стиль управления можно представить как совокупность методов, подходов, применяемых менеджерами в системе управления своими подчиненными при выполнении своих функциональных обязанностей.
Стиль управления совершенствуется под воздействием культуры управления, целей и методов, применяемых на практике. В условиях развития рыночных отношений, внедрения новых методов хозяйствования, развития многообразия форм собственности кардинально меняется и стиль управления. Характерными признаками конкретного стиля управления являются гибкость, тактичность, правдивость, справедливость, требовательность, забота о подчиненных. В свою очередь, культура управления производством определяется степенью совершенства во всех областях производственно-экономической, коммерческой деятельности, социальной сфере, морально-психологического климата коллектива. Культура управления проявляется в этике работы, стремлении выполнить ее качественно и красиво. Повышение культуры управления зависит также от приобретения научных знаний, своевременного использования опыта и культуры управления в передовых странах. Известно, что стиль в управлении есть метод реализации на практике сложнейших социально-экономических и психологических аспектов. Стиль управления есть форма проявления действующей структуры управления он складывается в процессе взаимоотношений менеджеров со своими подчиненными. 277 Это означает, что каждый работник действующей структуры управления может оказывать свое влияние на выработку стиля управления. В свою очередь, стиль управления, выработанный коллективом, оказывает обратное влияние и воздействует на каждого работника в отдельности. Степень взаимного проникновения и влияния принятого на "вооружение" стиля руководства зависит от специфики производственных и социально-психологических условий.
Социально-психологические аспекты управления направлены на разработку и изучение социально-психологических закономерностей поведения работника в процессе труда, его личностных характеристик, творческих способностей, мотивационных факторов, личных потребностей с целью выявления потенциальных возможностей, видимых и скрытых резервов. Поэтому деятельность менеджеров всех уровней управления должна быть направлена на создание здорового морально-психологического климата, комфортных условий труда для достижения поставленной цели предприятием, его структурными подразделениями и лично каждым работником. Предметом детального изучения в первую очередь должны стать социально-психологические проблемы, связанные с формированием формальных и неформальных групп в коллективе, механизм взаимоотношений в иерархии управления (по вертикали и горизонтали), отношения между менеджерами. От руководителя любого уровня, от стиля его руководства по управлению людьми во многом зависят эффективность и производительность труда не только отдельного работника, но и всего коллектива в целом. Следовательно, от руководителя, от типа его поведения, умения вести за собой малые или большие группы людей зависит достижение как промежуточных (краткосрочных), так и долгосрочных целей. Руководитель любого уровня управления для того, чтобы быть лидером, должен обладать набором личных качеств, которые не вписываются в какую-то одну модель, но он непременно должен владеть определенным уровнем интеллекта и знаний, честности и инициативы, социально-экономическим образованием, эффективным стилем мышления (табл. 8.1). Все менеджеры подразделяются на автократов и демократов. Отличительные особенности руководителей-автократов состоят в том, что автократы, как правило, обладают большой властью и навязывают своим подчиненным свою волю, изначально полагая, что люди не всегда стремятся к интенсивному труду, всячески избегают ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили, это во-первых. И, во-вторых, люди ищут социальной защищенности, поэтому они достаточно безболезненно воспринимают жесткие меры принуждения к работе. При автократическом стиле руководства автократ максимально стремится к централизации управления и практически не оставляет свободы действий своим подчиненным.
При демократическом стиле управления руководитель исходит из того, что если людям создать благоприятные условия труда, они будут стремиться к принятию на себя дополнительной степени ответственности, повышать самоконтроль своих действий в процессе работы, постоянно соизмерять результаты своей работы с размерами вознаграждения, постоянно стремиться к развитию своего творческого потенциала и квалификации. В системе руководства предприятием можно выделить несколько функций стиля управленческой деятельности, которых должен придерживаться менеджер в своей практической деятельности: обусловленность результатов и способов деятельности качеством мышления и действия; • формирование стиля деятельности под влиянием типа • зависимость стиля действия от определения целей, задач, стиль как качественная характеристика процесса управления; взаимозависимость стиля управления и компетентности кадров;
278 279
Это означает, что каждый работник действующей структуры управления может оказывать свое влияние на выработку стиля управления. В свою очередь, стиль управления, выработанный коллективом, оказывает обратное влияние и воздействует на каждого работника в отдельности. Степень взаимного проникновения и влияния принятого на "вооружение" стиля руководства зависит от специфики производственных и социально-психологических условий. Социально-психологические аспекты управления направлены на разработку и изучение социально-психологических закономерностей поведения работника в процессе труда, его личностных характеристик, творческих способностей, мотивационных факторов, личных потребностей с целью выявления потенциальных возможностей, видимых и скрытых резервов. Поэтому деятельность менеджеров всех уровней управления должна быть направлена на создание здорового морально-психологического климата, комфортных условий труда для достижения поставленной цели предприятием, его структурными подразделениями и лично каждым работником.
Предметом детального изучения в первую очередь должны стать социально-психологические проблемы, связанные с формированием формальных и неформальных групп в коллективе, механизм взаимоотношений в иерархии управления (по вертикали и горизонтали), отношения между менеджерами. От руководителя любого уровня, от стиля его руководства по управлению людьми во многом зависят эффективность и производительность труда не только отдельного работника, но и всего коллектива в целом. Следовательно, от руководителя, от типа его поведения, умения вести за собой малые или большие группы людей зависит достижение как промежуточных (краткосрочных), так и долгосрочных целей. Руководитель любого уровня управления для того, чтобы быть лидером, должен обладать набором личных качеств, которые не вписываются в какую-то одну модель, но он непременно должен владеть определенным уровнем интеллекта и знаний, честности и инициативы, социально-экономическим образованием, эффективным стилем мышления (табл. 8.1). Все менеджеры подразделяются на автократов и демократов. Отличительные особенности руководителей-автократов состоят в том, что автократы, как правило, обладают большой властью и навязывают своим подчиненным свою волю, изначально полагая, что люди не всегда стремятся к интенсивному труду, всячески избегают ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили, это во-первых. И, во-вторых, люди ищут социальной защищенности, поэтому они достаточно безболезненно воспринимают жесткие меры принуждения к работе. При автократическом стиле руководства автократ максимально стремится к централизации управления и практически не оставляет свободы действий своим подчиненным. При демократическом стиле управления руководитель исходит из того, что если людям создать благоприятные условия труда, они будут стремиться к принятию на себя дополнительной степени ответственности, повышать самоконтроль своих действий в процессе работы, постоянно соизмерять результаты своей работы с размерами вознаграждения, постоянно стремиться к развитию своего творческого потенциала и квалификации. В системе руководства предприятием можно выделить несколько функций стиля управленческой деятельности, которых должен придерживаться менеджер в своей практической деятельности: . обусловленность результатов и способов деятельности качеством мышления и действия;
• формирование стиля деятельности под влиянием типа • зависимость стиля действия от определения целей, задач, стиль как качественная характеристика процесса управления; • взаимозависимость стиля управления и компетентности
278 279 Таблица 8.1. Общая характеристика стилей мышления
\ Интегративный подход Ассимилятивный или | Эклектический подход I Формально-логический | Эмпирический | холистский подход! дедуктивный подход | индуктивный подход
I внешне несходных, | диапазон мнений | несовместимых вещах работает. Что-нибудь | способ" да сработает" мнения экспертов Стремится к конфликту | Целеустремленность к | Ищет кратчайший путь | Предпочитает модели и | Нацелен на решения, I прибыли удовлетворяют у текущие потребности I Проявляет интерес к | Проявляет интерес к || Проявляет интерес к | Проявляет интерес к | Интересуется
; конкретными результатами I Теоретизирующий | Рецептивный I Адаптивный | Пресктиптивный I Корректирующий
I Безразличен к данным \ Одинаково
| конкретные данные и | теорию Ценит любые данные I Отдает предпочтение | Отдает предпочтение или теорию, если они | теории и методу перед; фактам перед теорией позволяют быстрее данными достичь цели Н О S Я о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|