Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегические зоны хозяйствования и стратегические хозяйственные центры.




Крупные и большинство средних фирм США представляют собой комплексы, выпускающие разнородную продукцию и выходящие с ней на многочисленные товарные рынки.

Однако в связи с нестабильностью жизненных циклов технологии/спроса, высоким уровнем неопределенности в условиях конкуренции, появлением социально-политических ограничений и т. п. оказалось, что для решения вновь возникающих стратегических задач маневрирования отраслями деятельности путем ее диверсификации недостаточно.

Во-первых, научно-техническое развитие производства и организация маркетинга привели к сокращению продолжительности жизненных циклов спроса и ликвидации соответствующих отраслей производства.

Поэтому компания должна постоянно заботиться о том, чтобы осваивать новые виды деятельности и отсекать устаревшие. Во-вторых, стратегия фирмы в конкуренции должна меняться по мере смены стадий жизненного цикла спроса, для чего компания должна своевременно предугадывать смену этих стадий на различных рынках. Поэтому объектом маневрирования становятся не отдельные виды деятельности компании, а ее деятельность в стратегических зонах хозяйствования (СЗХ).

Следует отметить, что идея децентрализации управления на основе выделения «зон хозяйствования» не нова. В 50-е годы в СССР

220


была осуществлена коренная ре-организация управления: ликвидировано отраслевое управление и выделены региональные народнохозяйственные комплексы, управлять которыми стали региональные советы народного хозяйства.

Стратегическое управление осуществлялось из центра. Такая реорганизация способствовала экономическому развитию регионов, но не привела к повышению темпов развития народного хозяйства в целом.

Поэтому впоследствии было восстановлено отраслевое управление.

Существующее ныне распределение полномочий между федеральными и региональными органами власти и управления, а также тенденция к усилению роли региональных органов, по существу, представляет собой новый вариант децентрализации управления народным хозяйством.

Однако эта тенденция находится в противоречии со стремлением стратегических инвесторов к созданию гигантских промышленно-финансовых компаний и централизации управления ими.

СЗХэто отдельный сегмент окружения компании, на который она имеет или хочет получить выход. Параметрами выделения СЗХ из внешней среды компании являются:

•/ определенная потребность (например, потребность в

теплой одежде);

S технология, посредством которой эта потребность может быть удовлетворена (очевидно, что потребность в теплой одежде может быть удовлетворена использованием технологий текстильной, кожевенной и меховой промышленности); S тип клиента (например, население, социальные

организации, государственные организации); ■S география потребности (этот параметр важен, в первую очередь, с точки зрения стадии жизненного цикла спроса и уровня удовлетворения спроса).

221


     
   
 
 

 

 

  Параметры Варианты (пример) декомпозиции
\ Потребность    
  Технологии    
  Типы клиентов 2*3 3*4
  География потребностей 2*3*4 3*4*4
.Число СЗХ    

СЗХ

Рис. 7.2. Формирование стратегических зон хозяйствования

Порядок выявления стратегических зон хозяйствования по указанным параметрам приведен на рис. 7.2. Как видно из этого рисунка, в условиях удовлетворения одной потребности 3-4-х типов клиентов и использованием 2-3-х технологий при деятельности компании в 4-х географических районах образуется 24 - 48 СЗХ. По опыту фирм США такое количество СЗХ типично для большинства крупных и многих средних компаний с широкой диверсификации деятельности. Одна и та же потребность может быть удовлетворена при различных технологиях производства продукции (рис. 7.3) и различном их наборе.

Технология 1 П Технолгия2

Область спроса

сзхз

Технология 3 П Технолгия2

Рис. 7.3 - Источники синергического эффекта при взаимодействии СЗХ (Г) — знак пересечения)

222

Технология 1 П ТехнолгияЗ СЗХ1


Искусство определения набора технологий при выделении СЗХ заключается в том, чтобы обеспечить компании достижение синергического эффекта от их взаимодействия.

Проявление синергического эффекта возможно также при взаи­модействии стратегических зон хозяйствования, поэтому одной из задач стратегического управления является организация такого взаимодействия.

При плодотворной технологии в жизненном цикле спроса осуществляется ряд последовательно меняющихся технологий, вследствие чего один и тот же вид продукции какое-то время изготавливается в двух технологиях - старой и новой. Возникает другая важная задача стратегического управления - определение пропорций и темпов свертывания одного производства и развития другого производства (ухода компании из одной зоны хозяйствования в другую).

Изменение условий конкуренции по жизненному циклу спроса приводит к необходимости целевого управления набором СЗХ (в отличие от управления набором отраслей производства при диверсификации).

Ряд фирм США, помимо СЗХ, выделяют стратегические хозяйственные центры (СХЦ), которые осуществляют стратегическое развитие одной или нескольких СЗХ. Основными функциями СХЦ являются:

S разработка конкурентоспособных изделий и формирование сбытовых стратегий СЗХ;

S развитие СЗХ по данному стратегическому направлению; S обеспечение эффективного использования технологии и достижение высокого уровня рентабельности.

Однако выделение СХЦ породило проблему согласования стратегических разработок с текущей деятельностью в рамках организационной структуры компании. Эта проблема, очевидно, может быть решена формированием в системе управления компанией целевой подсистемы управления развитием, которой и должны при­надлежать СХЦ. Выделение СЗХ и образование СХЦ можно считать одним из способов согласования возможностей компании с параметрами ее окружения и влияния компании на окружение. При

223


этом возникает новый (рыночный) разрез структуры компании (рис. 7.4). Следует отметить, что выделение СЗХ и образование СХЦ является далеко не единственным способом преодоления трудностей, вызванных усилением неопределенностей внешней среды компании и изменениями в социально-политической сфере общества. Возможно, более эффективным было бы снижение уровня неопределенностей путем содействия стабилизации социально-политических условий жизни общества. Другим распространенным способом улучшения взаимодействия компании с ее окружением является использование коммерческой концессии (франчайзинга).

Рис. 7.4 - Рыночный разрез структуры компании

В условиях усложнившихся межфункциональных внешних и
внутренних язей правомерна постановка вопроса о формировании
организационно-экономического механизма управления

маркетинговым потенциалом предприятия. Формируемый механизм должен осуществлять эффективную комплексную поддержку потенциала предприятия, быть адекватным современным требованиям, учитывать динамику конъюнктуры рынка, основываться на принципах адаптивности и создавать возможности для гибкого и быстрого принятия управленческих решений.

224


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...