Методы оценки социально-экономической эффективности применяемых стилей управления
Анализ литературы и реальной практики наглядно показал, что сегодня не существует универсального (комплексного) метода оценки эффективности стилей управления. Практически везде она осуществляется косвенно через конечные результаты деятельности, в которых не представляется возможным выделить долю эффекта в зависимости от применяемого менеджером (менеджерами) стиля управления. На практике эффективность стилей управления преимущественно оценивается эмпирически путем социологических исследований (см. табл. 8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, рис. 8.1). Таблица 8.2. Социально-психологические аспекты эффективности
Путь воздействия
Принуждение Подчинение Страх Приниженность чужой воле
I Способность тонко реагировать начальника Способность восторгаться I начальником I Склонность принимать многое на веру
уровень | Высокий уровень знаний, ] профессиональных знаний мыслить и | Способность понимать логику I объясняющего и мысленно Способность анализировать I воспринимать ход его мыслей Умение формулировать
отношение к \ Высокий уровень собственной инициативы
достижениям
области компетентности, координировать, информировать
Творческий потенциал Способность видеть целое Способность видеть в глубину Умение информировать Таблица 8.4. Мнение респондентов об эффективности стиля управления декана вуза Варианты ответов Преподаватели, % ;Вопросы
2. Степень требовательности к подчиненным 3. Оперативность в решении вопросов:
3.1. Решает 3.2. Не всегда 3.3. Часто допускает 3.4. Затрудняюсь
4.1. Скромен 4.2. В основном 4.3. Нескромен, 4.4. Затрудняюсь ответить 5.1. 5.2. Признает, но
23,5 64,7 43,9 40,9 7,6
7,6 50,0
284 285
7. Справедливость в вопросах поощрения и наказания подчиненных: 8. Авторитетен ли руководитель
10. Относится к выполнения принятых решений
5.3. Порою зажимает критику 5.4. 5.5. Затрудняюсь j 6.1. Да
6.2. Скорее да, чем нет 1 6.3. Нет I 6.4. Затрудняюсь I ответить 7.1. Решает справедливо
7.3. 7.4. Затрудняюсь 8.1. Да | 8.2. Скорее да, чем | нет 18.3. Нет | 9.1. Уделяет [ достаточно
! 9.2. Не всегда 9.3. Не уделяет 161,8
10.2. Слабо участвует | 23,5 14,7 3,0
45,5 6,1
10,6 39,4 47,0 13,6 62,1 36,4 1,5 59,1 28,8 3,1 13,6 59,1 10,6 6,1
| 11.2. Слабо контролирует 11.3. Не контролирует | 29,4 | 25,8 1,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.4. Затрудняюсь ответить | - | 22,7 |
Таблица 8.5. Оценка эффективности стиля управления
Стороны жизнедеятельности 1. Морально-психологический климат 2. Трудовая активность преподавателей. | Состояние Хороший Удовлетворительный Плохой Высокая Средняя Низкая | Удельный вес, % 45,3 61,7 пЦЦ 29,4 67,6 3,0 | Тенденции изменения Улучшается Без изменения Ухудшается Растет На прежнем уровне Снижается | Удельный вес, % 44,1 50,0 5,9 44,1 38,2 17,7 |
3. Культура; управленческого; труда. | Хорошая | 17,6 | Повышается | 26,5 |
Удовлетворительная; | 73,6 ....................... | На прежнем уровне | Г..............;64,7 j ........................ ■ | |
Низкая 1 | 8,8 | Снижается | 5,8; | |
4. Исполнительная дисциплина преподавателей и | Хорошая | 23,5 j | Повышается | 5,9 79,4 |
Удовлетворительная | 70,6 \ | Изменений нет ........................: | ||
сотрудников. | Плохая | 5,9 | Ухудшается | 14,7 |
Практически нет | 58,8 | Снижается | 47,0 | |
5. Бюрократизм, волокита. | Заметен | 38,2 | На прежнем уровне | 50,0 |
• | Сплошь и рядом | 3,0 | Усиливается | 3,0 |
и 1 Бесхозяйственность. | Практически нет | 55,8 I | Уменьшается | 44,1 |
Заметная | 44,2: | Не изменяется | 55,9 |
286
287
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() |
7. Внедрение новых форм обучения, рыночных дисциплин. |
8. Укрепление материальной базы. |
9. Внедрение новых форм хозяйствования. |
ской |
т |
! Растет! - I i i Сокращается - | На том же уровне! 41,1 |
50,0 1..... 50,0 14,7 1 85,3| 50,0 50,0 |
Существенно растет | Ухудшается На прежнем уровне Растет незначителен i ] Не происходит |
Большая Почти нет Недостаточно
]85,3 I |-14,7 85,3 3,0 44,1 52,9 |
Т |
Весьма успешно Не происходит На прежнем уровне
.... |
На прежнем уровне |
Значительно Хорошо
Весьма успешно |
Удовлетворительно Плохо
![]() |
J 45-40 35 30-25-20-15-10 5-0-
|
|