Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научно-техническое развитие как самоорганизующийся процесс. Самоорганизация мотивационного и акционерного механизмов.




Научно-техническое развитие является самоорганизующимся и самоуправляемым процессом. Это происходит, прежде всего, потому, что организация и управление процессами есть результат научного творчества, то есть принадлежат самой сфере научно-технического развития. В настоящий период такой самоорганизующей силой выступают развивающиеся теории нововведений, стратегическое управление, технологический менеджмент и другие специальные области научных знаний. Техническое развитие влияет на природу

304


механизмов управления экономикой: появляются и развиваются технико-экономические, социотехнические, организационно-технические механизмы. Это способствует интеграции отдельных механизмов в комплексные механизмы.

Проследим формирование таких комплексных механизмов на примере мотивационного комплекса труда.

Научно-техническое развитие коренным образом влияет на мотивацию труда личности и социальных групп, усиливая одни мотивы и ослабляя другие. Первостепенное влияние оно оказывает на внутренние мотивы — удовлетворенность процессом и (или) результатами труда, в том числе творческого труда конструкторов, технологов и других специалистов, осуществляющих процессы создания новой продукции и новых технологий. Повышая содержательность труда и снижая его тяжесть, обеспечивая создание высококачественной продукции, научно-техническое развитие выступает как механизм самоорганизации внутренней мотивации труда. При этом у участников процессов исследования, разработки и изготовления продукции, имеющих высокий уровень внутренней мотивации, появляется стремление к дальнейшей интеллектуализации своего труда, что ведет к усилению их творческой активности и включению участников производственного процесса в процесс научно-технического развития через участие в управлении, рационализаторскую работу и организацию творческих групп (кружков) качества.

Механизм самоорганизации внутренней мотивации под влиянием научно-технического развития реализуется в условиях, когда работник видит, насколько интересней и результативней становится его труд под влиянием нововведений. Если НТУ производства низкий, труд малоинтересен, тяжел и неэффективен, а нововведения не дают существенных перемен, трудно ожидать повышения творческой активности и включения работника в процесс технического развития. Проявляется парадокс: чем больше необходимость в техническом развитии производства, тем труднее разбудить творческую активность персонала. Первым шагом в активизации этого движения должна стать переориентация на выпуск высококачественной продукции.

305


Если на внутренние мотивы труда техническое развитие влияет непосредственно, то на внешние положительные мотивы это влияние опосредовано через заработную плату и другие социальные блага. Если нововведение не ведет к повышению вознаграждения за труд, побуждающий мотив не усиливается. Более того, он может быть ослаблен, если нововведение сопровождается повышением нормы выработки и напряженности труда. Такой характер нововведений, как правило, порождает сопротивление им. Очевидно, что нововведение будет воспринято положительно, если оно приведет хотя бы к небольшому повышению заработной платы или (и) облегчению труда (в случае облегчения труда при той же зарплате имеет место относительное повышение оплаты труда на единицу тяжести труда). Материальная заинтересованность в нововведениях является также стимулом повышения творческой активности, что наиболее ярко проявляется при высоких внутренних мотивах.

Опосредованное влияние технического развития на уровень внешних отрицательных мотивов труда проявляется при повышении сложности труда в результате нововведений, особенно если они не сопровождаются повышением квалификации (переквалификацией) или введением системы тренажа для подготовки к исполнению сложных операций. Работник начинает бояться ошибок, что ведет к повышению психологической нагрузки. Естественно, такие нововведения порождают сопротивление персонала, особенно если они не сопровождаются повышением заработка.

Таким образом, к техническим нововведениям можно предъявить определенные требования с позиций усиления мотивации труда: нововведение должно приводить к усилению внутренних и внешних положительных мотивов и ослаблению внешних отрицательных мотивов или, по крайней мере, к усилению мотивации за счет одного из мотивов без ее ослабления за счет других мотивов.

9.1 Формирование стратегии научно-технического развития на уровне организации

Выбор направления конверсии деятельности предприятия

306


осуществляется при формировании стратегии его научно-технического развития на долгосрочную перспективу, технической политики на среднесрочную перспективу и тактики развития на бли­жайшую перспективу. Наиболее подвижна тактика развития: она пересматривается с изменением состояния производственной системы и внешней среды в зависимости от хода реализации технической политики. Техническая политика должна быть более стабильна, чем тактика и пересматриваться по завершении определенного этапа развития. Стратегия научно-технического развития направлена на реализацию стратегических целей компании и остается стабильной на длительный период. Фирма может иметь долговременный успех только в том случае, если стратегия ее развития согласуется с целями социально-экономического развития общества. Очевидно, что изменение стратегии развития потребует изменения технической политики, а изменение последней — изменения тактики развития.

Научно-техническое развитие является капиталоемким процессом, и сочетание его стратегии, политики и тактики должно обеспечивать эффективность использования капитала в течение длительного периода. Необоснованные изменения стратегии, политики и тактики развития будут приводить к потерям в накоплении капитала или эффективности его использования. Анало­гичный результат будет иметь место в случае недостаточной гибкости и несвоевременного приведения того или иного элемента этого механизма в соответствие с изменившимися условиями.

При централизованном управлении экономикой формирование стратегии научно-технического развития промышленного производства было прерогативой центральных органов управления, а формирование технической политики — прерогативой отраслевого министерства. В распоряжении предприятия оставался только механизм ближнесрочного действия — тактика. Формирование технической политики отраслей промышленности в значительной степени осуществлялось также центральными органами управления: утверждались основные направления социально-экономического развития страны на очередную пятилетку. Такое управление обеспечивало формирование единой научно-технической политики и

307


установление приоритетов развития на уровне государственных интересов. Но оно не могло обеспечить согласование интересов по вертикали: государство — отрасль — предприятие, особенно в условиях большой дифференциации научно-технического уровня от­раслей и предприятий. Самым крупным негативным последствием такого управления явилась потеря инициативы в развитии на уровне предприятия. Предприятие ограничивалось даже в тактике развития: у него практически отсутствовала возможность самостоятельного формирования структуры ассортимента продукции, выбора типа технологического оборудования и его поставщика, предъявления требований к новому оборудованию и т. д.

В условиях рыночной экономики стратегия научно-технического развития определяется на уровне компании советом директоров и (или) правлением АО. Научно-техническая политика и тактика развития становятся прерогативой менеджмента. В основу технической политики предпринимательского менеджмента целесообразно положить создание хозяйственных комплексов нового типа (крупные компании и более мелкие, обеспечивающие и обслуживающие их фирмы) и сочетание в их рамках гибкости и адаптивности мелкосерийного производства с низким издержками и высокой производительностью труда массового производства. Произ­водственные системы нового типа должны работать в режиме «нововведенческого конвейера» независимо от периодической реконструкции производства в целом. Это обеспечит систематическое внедрение в производство новых, более совершенных изделий, сокращение всех видов затрат на производство продукции и повышение показателей качества при снижении цены (что в конечном счете и определяет конкурентоспособность продукции).

Режим нововведенческого конвейера требует развития производства по частям и поэтому может быть реализован в технологических системах, сочетающих свойства целостности обособленности: чем выше степень обособленности системы, тем менее продолжительным будет такт нововведения (и менее радикальным каждое отдельное нововведение). И, наоборот, чем выше степень целостности системы, тем более продолжительным

308


будет такт нововведения (и более радикальным каждое нововведение). Для конкретной технологической системы должен устанавливаться свой предпочтительный такт нововведенческого конвейера, что в существенной степени определит техническую политику и тактику развития.

На большинстве предприятий промышленности более или менее налажен режим нововведенческого конвейера в обновлении ассортимента продукции. Нововведения в систему продукции не носят радикального характера и, как правило, не требуют нововведений в технологическую систему. Внедрение новшеств в технологию носит разовый характер даже в случаях, когда они являются рутинными (например, замена отдельного агрегата технологической системы). Для повышения радикальности нововведений в систему продукции следовало бы освоить режим конвейера в обновлении технологической системы.

Стратегия технического развития имеет несколько разрезов, характеризующих:

а) отношения между общественными потребностями (целями
технического развития) и потенциальными возможностями
производства — упреждать ли в техническом развитии изменение
потребностей, придерживаться ли принципа эквивалентности научно-
технического развития и потребностей или следовать за
потребностями (стратегии удовлетворения потребностей). Эти
отношения определяют стратегию развития большой системы
удовлетворения потребностей;

б) активность реакции на происходящие технологические
сдвиги;

в) направления воздействия новой технологии на потребность в
трудовых ресурсов и их облик (трудовые стратегии).

При формировании стратегии научно-технического развития производства следует ориентироваться на ту или иную стратегию активной реакции предприятия на технологические сдвиги (совокупность этих стратегий) отраслевого и межотраслевого характера. Можно выделить следующие стратегии:

1. Стратегия разработки новых технологий, способных обеспечить лидерство на широком рынке. Назовем такую

309


стратегию условно «широким сканированием», поскольку она основана на поиске радикальных нововведений в широком спектре технологий. Такая стратегия предполагает широкомасштабное проведение НИОКР в области продукции и технологии. Большинство этих работ заканчивается на промежуточных этапах, как только становится ясна не перспективность того или иного проекта.

2. Разработка технологий, способных обеспечить лидерство в
одном из сегментов рынка («узкое сканирование»),
В этой
стратегии НИОКР ведется в узком спектре систем продукции и
технологии. Реализация данной стратегии требует меньшего
производственного и творческого потенциала, чем стратегии
«широкого сканирования» Однако и шансы на успех много меньше:
происходящие технологические сдвиги в исследуемом спектре
технологий могут не давать новых решений для удовлетворения
потребностей отдельной ниши рынка. Чтобы повысить шансы на
успех, целесообразно на этапе проведения НИОКР придерживаться
схемы: стратегия «широкого сканирования» — стратегия «узкого
сканирования». Если имел место успех, то решения, полученные при
проведении НИОКР в широком спектре потребностей и технологий,
могут адаптироваться к определенным нишам рынка и определенным
видам продукции. Если же имела место неудача, то усилия
создателей новой продукции и новой технологий концентрируются
на той или иной нише на рынке. Однако такая схема смены стратегий
может быть осуществлена лишь при наличии высокого научно-
технического и производственного потенциалов. Если потенциал
недостаточен, то придется ограничиться стратегией следования за
лидером.

3. Стратегия следования за лидером, указавшим
магистральный путь технологического развития.
При такой
стратегии осуществляется адаптация технологии лидера к условиям
предприятия, перенявшего данную технологию, а также адаптация
продукции, изготавливаемой по технологии лидера, к рынку, на
котором намерено конкурировать предприятие.

Предприятиям, не обладающим высоким производственным потенциалом, такая стратегия может оказаться вполне под силу. Следование ей требует меньших расходов на НИОКР, чем при других

310


стратегиях и менее рискованно. Но, реализуя эту стратегию, нельзя добиться лидерства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...