Практика проведения международных тендерных торгов
С точки зрения организации и техники внешней торговли международные торги представляют собой одну из разновидностей сделки с использованием механизма предложения и акцепта. В отличие от двусторонних сделок, где эти два акта чаше всего бывают необходимыми и достаточными для совершения сделки, практика проведения международных торгов включает в себя, по крайней мере, четыре этапа, на каждом из которых происходит составление или подписание соответствующих документов. v Во-первых, в сфере применения: кто имеет право осуществлять закупки от имени государства, какие неправительственные организации обязаны соблюдать требования тендера, на какие виды госзакупок они распространяется. v Во-вторых, особенности национального государственного комитета, имеющего право издавать нормативные акты по вопросам госзакупок, на который возлагаются методическое руководство, контроль за соблюдением правил закупок и административное рассмотрение жалоб. v у многих стран имеются длительно установившиеся связи с определенными иностранными фирмами, которым на международных торгах весьма часто предоставляется определенный (хотя и незаконный) приоритет; v проведением некоторыми государствами дискриминационной политики по отношению к другим государствам; v негативным отношением к некоторым фирмам (в том числе, попавшим в «черный» список за участие в сговорах на торгах).
На первомэтапе заказчик уведомляет претендентов на исполнение заказа о своем намерении вступить в сделку; при этом составляется документ, именуемый в разных странах как «предложение указать свою цену», «приглашение к торгам», «конкурсная спецификация» или «конкурсная документация». На второмэтапе претенденты предоставляют заказчику свои конкурсные предложения, именуемые иногда в мировой практике как «оферта» или «тендер». Третийэтап наступает при определении победителя торгов. Документально это отражается оформлением протокола конкурсного комитета, однако не является актом юридического скрепления сделки и ведет к дальнейшим переговорам между заказчиком и оферентом. На четвертомэтапе в случае успешных переговоров заключается формальная сделка и подписывается контракт. В международных торгах увеличение масштабов государственных заказов требует объективности в выборе фирмы в качестве поставщика или подрядчика. В практике мировой торговли известны случаи, когда выдача правительственных заказов, минуя торги, приводила к серьезным политическим последствиям. Подобная тенденция присуща в последнее время акционерным обществам, чьи правления неоднократно привлекались по иску акционеров ксудебной ответственности за заключение прямых двусторонних сделок с «дружественными фирмами». Таким образом, в настоящее время развиваются основные тенденции становления и эволюции конкурсных методов коммерческой деятельности. Главным мотивом остается стремление минимизировать цену сделки и аргументировать непредвзятый выбор поставщика или подрядчика.
Так, в основополагающем документе по вопросу торгов ВТО (ГАТТ) указываются три вида торгов: 1) открытые, в которых могут принять участие все заинтересованные поставщики; 2) торги «с отбором участников», в которых могут принимать участие лишь приглашенные поставщики; 3) единичные торги. По-другому трактуется вопрос в документах ЕС: конкурсные процедуры делятся на открытые, ограниченные, к которым допускаются только приглашенные организаторами, «процедуры с предварительным конкурсным отбором», где после общего приглашения происходит предварительная квалификация оферентов, и, наконец, «процедуры переговоров без предварительного конкурсного отбора», т.е. вступление в торговые переговоры с предпринимателем, выбранным заказчиком. Важным моментом, отличающим процедуру торгов от обычных двусторонних переговоров, принятых в коммерческой практике, является то, что после получения предложений претендентов большинство заказчиков, особенно в государственном секторе, обнародуют перечень оферентов и предложенные ими цены. Иногда это предается полной огласке путем публикации в печати, иногда путем почтовых отправлений каждому из участников. В развивающихся странах превалирует практика оглашения перечня оферентов и их цен на заранее объявленных специальных собраниях участников торгов. Третьим специфическим элементом тендерной процедуры является общность требований, предъявляемых заказчиками к каждому из участников, что выражается в получении ими единых для всех конкурсной спецификации, контрактных условий, и, наконец, общего для всех периода времени для подготовки своих предложений. Принцип равенства времени в конкурсных процедурах соблюдается очень строго. Его реализация начинается с общих для всех участников даты и времени, с которых они могут получить конкурсную документацию. Это же требование распространяется и на время прекращения приема предложений заказчиком. Данный принцип применяется при предоставлении заказчиком дополнительного времени для подготовки конкурсного предложения одному из участников по его просьбе и распространяется на всех остальных участников торгов.
При проведении торгов роль исполнительных и законодательных органов страны заказчика определяется прежде всего тем, что они формируют нормативно-правовую базу для конкурсных процедур и строго контролируют соблюдение тендерного законодательства в стране. Кроме того, в отношении крупных товарных сделок во всех странах принята процедура их утверждения правительственными органами. Экономическая сущность, принципы и основные процедуры международных торгов. Международные торги, являясь прогрессивной формой современной международной торговли, представляют собой метод организации закупок на мировом рынке товаров, работ и услуг посредством проведения конкурса с заранее определенными технико-экономическими характеристиками. По результатам этого конкурса подписывается контракт с тем продавцом, который предложил товар, работы или услуги на более выгодных для покупателя условиях. Например, в России в соответствии с действующим Гражданским кодексом Российской Федерации, под понятием «торги» следует понимать «способ заключения договора, при котором одна сторона будущего договора выбирает другую по заранее объявленным условиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на принципах состязания предложений от нескольких участников». При этом строго соблюдаются два правила: условия торгов одинаковы для всех; если объявляется победитель, то сделка с ним совершается обязательно. Торги могут проходить в виде конкурса или аукциона. Победителем на конкурсе признается «лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия» (ст. 447 ГК), а на аукционе — «лицо, предложившее наивысшую цену». Однако под термином «международные торги» принято понимать торги на закупку, проходящие в форме конкурса.
С исторической точки зрения международные торги и аукционы являются наиболее известными формами соревновательной торговли, появившимися гораздо раньше товарных бирж. Регулирующая роль международных торгов была описана французским ученым-экономистом Камю де Мезьером в книге «Наставление желающим строить» еще на рубеже XVIII—XIX вв. Однако наибольшее распространение международные торги получили в конце XX в., чему способствовали усиление глобализации и либерализации мировой экономики, а также повышение роли международных организаций. Кроме того, под влиянием развития научно-технического прогресса, углубления международного разделения труда и обострения конкурентной борьбы возросли масштабность и сложность предметов торговли, что заставило поставщиков наряду с использованием традиционных методов сбыта изыскивать новые. Объектами закупок на международных торгах могут быть самые разнообразные товары, работы и услуги. Каждая из этих групп характеризуется существенными особенностями с точки зрения предпочтительности тех или иных методов закупок и содержания контрактов. Международные торги проводят покупатели и заказчики государственного и частного секторов экономики как развивающихся, так и промышленно развитых стран. Законодательства большинства развитых стран разрешают организациям с участием государственного капитала размещать заказы только через торги, кроме случаев закупки уникальных товаров, экстренных закупок для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также приобретений в счет специальных межправительственных соглашений. Другими словами, на современном этапе международные торги являются не только эффективным средством регулирования уровня цен контрактов, но и элементом государственного регулирования внешнеэкономических связей.
В международных торгах участвуют заказчик, организатор торгов, тендерный комитет и оференты. Заказчик — юридическое лицо, осуществляющее закупки товаров, работ или услуг, обладающее всеми необходимыми инвестиционными ресурсами и правом осуществлять закупки. Организатор торгов — юридическое лицо, уполномоченное заказчиком, или сам заказчик, он формирует, контролирует и проводит ликвидацию тендерного комитета; утверждает результаты торгов; рассматривает апелляции на решение тендерного комитета; оплачивает все расходы по подготовке и проведению торгов. Тендерные комитеты выполняют всю организационную и техническую работу по проведению торгов. В их состав обычно включаются авторитетные и квалифицированные эксперты по техническим и коммерческим вопросам, а также представители местной администрации. Оферентами могут быть как отдельные поставщики или подрядчики, так и консорциумы — союзы юридически и хозяйственно обособленных компаний, создаваемые в целях кооперирования для производства и сбыта товаров, а также предоставления подрядных и иных услуг. Основной задачей консорциума является повышение конкурентоспособности производимых и сбываемых на рынке товаров, работ и услуг. Важнейшим принципом международных торгов является открытость. Суть его состоит в том, что все этапы проведения международные торги, начиная с установления условий проведения торгов и заканчивая объявлением победителей, осуществляются публично. Принцип справедливости заключается в том, что условия проведения торгов, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее и одинаковы для всех участников. Кроме того, правила проведения международные торги не позволяют менять условия в ходе их проведения. Категорическим требованием является недопущение дискриминационных мер по отношению к кому-либо из участников. Все это призвано создавать условия для свободной конкуренции среди потенциальных поставщиков с целью повышения эффективности расходования средств при закупках. Вместе с тем в отдельных случаях могут использоваться и элементы ограничительной торговой практики, чаще всего в виде установления преференций для местных производителей, чтобы способствовать развитию национальной промышленности, повышению занятости. Принципы экономичности и эффективности на первый взгляд кажутся схожими, но экономичность означает, что сами процедуры международные торги должны осуществляться с минимально возможными затратами, в то время как реализация принципа эффективности нацеливает на максимальный конечный результат проведения международные торги, по итогам которых должны быть осуществлены закупки требуемых ресурсов с максимальной экономической выгодой для покупателя. Чрезвычайно важна при проведении закупок реализация принципа подотчетности, означающего ответственность организатора торгов за все пункты контракта, который он заключил, и невмешательство руководства в условия контракта. Таким образом, основными элементами конкурсной процедуры, отличающими ее от механизма обычной двусторонней сделки, являются ее многоступенчатый публичный характер, общность требований организатора торгов для всех участников и возможность проведения предварительной квалификации среди претендентов, а также наличие со стороны последних повышенных обязательств, выражающихся в предоставлении специальных форм гарантий: гарантии серьезности предложения — от 2 до 5 % общей суммы предложения (призвана исключить возможность отказа оферентов от своих предложений); гарантии исполнения обязательств — от 5 до 10 % общей суммы полученного заказа (ограждает заказчика от неспособности поставщика или подрядчика выполнить свое обязательство по договору); гарантии авансового платежа — гарантийная сумма, как правило, соответствует величине аванса (в случае, если оферент не осуществит поставку и не сможет вернуть аванс, она обеспечивает заказчику возврат суммы аванса). Размещение заказов через международные торги дает значительное преимущество покупателям, так как проведение торгов обостряет конкуренцию между поставщиками и привлекает к участию в них крупные компании. В результате этого заказы получают компании или консорциумы, нередко пользующиеся экономической поддержкой своих правительств и имеющие возможность при участии в международных торгах предлагать на свои товары и услуги более низкие цены, обеспечивая тем самым получение прибыли и сверхприбыли за счет государственного стимулирования экспорта. В современной международной торговле используются. 1. Открытые торги (публичные) — международные торги, к участию в которых приглашаются все желающие иностранные и местные фирмы и организации. О проведении таких торгов публикуются объявления в периодической печати. Тендерный комитет не вступает в переговоры с участниками торгов по вопросам улучшения предложенных ими условий (цены, условия кредита и т.д.). Обычно открытые торги проводятся при размещении заказов на массовые товары, несложное оборудование и услуги, которые могут предложить многие фирмы. 2. Закрытые торги — международные торги, к участию в которых приглашается ограниченное число фирм и консорциумов. Приглашения к участию в таких торгах рассылаются непосредственно их устроителями наиболее известным поставщикам и подрядчикам, имеющим достаточно высокий авторитет на мировом рынке, как правило, это наиболее мощные фирмы (5—7) или консорциумы из крупнейших фирм данной отрасли. Результаты закрытых торгов в открытой печати не публикуются. Как правило, такие торги используются тогда, когда заказчик считает неэкономичным и нецелесообразным создавать неограниченную конкуренцию там, где в силу ряда обстоятельств только несколько избранных потенциальных участников международные торги достаточно квалифицированы или правомочны участвовать в торгах такого рода (при закупках дорогостоящего оборудования с высокими техническими характеристиками, сложных подрядных работ, требующих высокой квалификации, и т.д.). 3. Двухэтапные торги. Представление и рассмотрение конкурсных заявок проходит в два этапа. На первом этапе поставщики представляют конкурсную заявку, содержащую технические, технологические, качественные характеристики предлагаемой продукции, работ или услуг, данные о своей квалификации и возможные условия продаж без указания цены. На втором этапе, куда допускаются поставщики, заявки которых не были отклонены на первом этапе, в конкурсных заявках указывается вся информация, требуемая конкурсной документацией, включая предлагаемую цену. Они также могут быть как открытыми, так и закрытыми. По своим процедурам двухэтапные торги являются наиболее сложными и применяются в тех случаях, когда заказчик не имеет возможности на начальной стадии четко определить подробные спецификации требующихся ему продукции, работ или услуг, или если для выполнения заказа требуется предварительно провести значительные научные изыскания, исследования и эксперименты. Вследствие этого данный вид международных торгов имеет ряд особенностей: ¨ представление и рассмотрение конкурсных предложений осуществляется в два этапа; ¨ на первом этапе заказчик вправе проводить переговоры с любым участником по существу содержания его предложения; ¨ после рассмотрения предложений на первом этапе заказчик вправе вносить изменения в первоначальный вариант конкурсной документации, включая функциональные, технические или качественные характеристики закупаемой продукции, критерии и порядок оценки конкурсных предложений и определения победителя; ¨ любой участник, прошедший первый этап, после знакомства с условиями торгов на втором этапе вправе выйти из числа участников без потери финансовых средств, представленных им как обеспечение заявки. Привлекательной чертой двухэтапной процедуры торгов является то, что применяемая должным образом она дает покупателю возможность большего контроля над техническим уровнем предложений и уверенность в том, что прошедшие отбор участники торгов представят предложения, отвечающие техническим требованиям на приемлемых для покупателя условиях. Приведенная классификация торгов является обобщающей — в различных источниках международно-правового регулирования торгов имеются определенные расхождения. Например, нередко выделяют гласные и негласные международные торги. В первом случае тендерный комитет вскрывает предложения, оглашает их основные условия в присутствии представителей фирм, участвующих в торгах, а также публикует в открытой печати сведения о том, какая фирма или консорциум каких фирм получил заказ, с указанием его объема и общей суммы подписанного контракта. А во втором — никакие из оговоренных процедур не осуществляются. Обычно такие торги проводят заказчики, размещающие повторяющиеся заказы, чтобы не снижать конкуренции между поставщиками (подрядчиками). Зарубежный опыт использования международных торгов для осуществления государственных закупок. Национальное законодательство о закупках любой страны регулирует следующий круг вопросов. Во-первых, сферу его применения: кто имеет право осуществлять закупки от имени государства, какие неправительственные организации обязаны его соблюдать, на какие виды госзакупок оно распространяется. Во-вторых, как правило, устанавливается государственный орган, имеющий право издавать нормативные акты по вопросам госзакупок, на который возлагаются методическое руководство, контроль за соблюдением правил закупок и административное рассмотрение жалоб. Определяются также ведомства, наделенные правом установления правил госзакупок в пределах сферы их полномочий. Кроме того, в законодательстве определяются методы госзакупок и условия их применения, стандартная форма документации, принципы оценки предложений, правила квалификационного отбора поставщиков и подрядчиков. Устанавливаются также порядок регистрации и особенности госконтрактов, отчетности и контроля, порядок оплаты за выполненные работы, поставленные товары и оказанные услуги, а также бухгалтерские процедуры. В соответствии с правилами проведения международных торгов все фирмы-оференты одновременно с подачей конкурсных предложений вносят гарантию предложения, или залог, размер и порядок предоставления которого устанавливаются организаторами и записываются в условиях торгов. Всем оферентам, которые проиграли торги и не получили заказа, по истечении некоторого времени гарантийный залог возвращается. При этом до тех пор, пока залог не возвращен, их предложения остаются в силе. Для организаторов торгов это имеет существенное значение, так как при отказе фирмы, выигравшей торги, подписать контракт, она теряет гарантийный залог. Во всех странах после проведения торгов оферент, выигравший торги, обязан внести второй гарантийный залог в качестве гарантии выполнения заказа и всех условий поставки (в его сумму засчитывается величина первого). В ряде случаев он может быть заменен банковской гарантией солидного банка. Если оферент, выигравший торги и внесший залог, не может выполнить заказ, то организация, проводившая международные торги, имеет право передать этот заказ другому поставщику из числа участников торгов (обычно занявшему второе место), и оба гарантийных залога конфискуются в ее пользу. После выполнения контракта гарантийные залоги возвращаются поставщикам. Способы их возврата могут быть различными — целиком после поставки или частями по мере выполнения заказа. Иногда заказчики используют их для покрытия отдельных претензий, возникших в ходе выполнения заказа. Хотя теоретически торги базируются на принципе принятия предложения, при прочих равных условиях, с наиболее низкими ценами их организаторы при принятии решения о присуждении заказа нередко отходят от этого принципа, используя отдельные законодательные положения по торгам или соответствующие административные предписания, что объясняется: ¨ наличием у многих стран длительных установившихся связей с определенными иностранными фирмами, которым на международных торгах весьма часто предоставляется определенный (хотя и незаконный) приоритет; ¨ проведением некоторыми государствами дискриминационной политики по отношению к другим государствам (в частности, Сирия, Ирак, Ливия и другие арабские государства выдвигают требования, чтобы поставки для госнужд не были связаны с организациями, фирмами или гражданами Израиля); ¨ негативным отношением к некоторым фирмам (в том числе, попавшим в «черный» список за участие в сговорах на торгах). Согласно вышеописанным принципам ВТО, ЮНСИТРАЛ, ВБ и ЕБРР, своевременное извещение (объявление, приглашение) о возможности подачи заявок для участия в торгах является важнейшим правилом проведения международных торгов. Для наиболее широкого оповещения потенциальных участников в ряде случаев (ЕБРР, ВБ) используется двухступенчатое приглашение к торгам. На первом этапе публикуется (по терминологии ВБ) общее уведомление о проведении закупок, где говорится, что готовится проект, который будет содержать ряд контрактов, и указывается контактное лицо для получения дополнительной информации; на втором этапе — особое уведомление, которое предоставляет информацию о конкретном конкурсе. В целом все международно-правовые документы предъявляют к приглашению к участию в открытых торгах или предквалификационном отборе следующие требования. Во-первых, оно обязательно должно быть опубликовано в соответствующем официальном издании (для заемщиков МБРР и MAP — в «Development Business», в ЕБРР — в бюллетене «Procurement Opportunities» на сайте ЕБРР и в «Development Business», рекомендуется также публикация в вестнике Европейских сообществ «Official Journal of the European Communities») или в газете, имеющей международную известность (Типовой закон ЮНСИТРАЛ, Соглашение ВТО), а также по мере целесообразности — в официальных вестниках и международных специализированных изданиях. Во-вторых, оно должно публиковаться заблаговременно и, в-третьих, — содержать, как минимум, следующую информацию: ¨ наименование и адрес заказчика (закупающей организации); ¨ наименование и адрес уполномоченного агента покупателя (ВБ, ЕБРР); ¨ источник финансирования (ВБ, ЕБРР); ¨ характер, количество, место и срок доставки товаров, работ, услуг; ¨ критерии и процедуры оценки квалификационных данных поставщиков; ¨ размер платы за получение конкурсной (или предквалификационной) документации, порядок ее внесения, валюта и место приобретения; ¨ язык, место, порядок и окончательный срок представления конкурсных предложений (квалификационных данных). В основе предварительной квалификации лежит оценка возможностей, ресурсов и опыта потенциальных участников торгов с целью удовлетворительного осуществления конкретного контракта. К ее проведению ЕБРР, ВБ, ВТО и ЮНСИТРАЛ устанавливают следующие требования: не допускается дискриминация на основании государственной принадлежности поставщика; заказчик вправе дисквалифицировать поставщика, подавшего ложные квалификационные данные или уличенного в коррупции и/или мошенничестве; заказчик должен незамедлительно уведомить каждого поставщика о результатах прохождения им предквалификационного отбора и предоставить всем, прошедшим его, конкурсную документацию; поставщик имеет право обжаловать результаты, если он считает, что заказчик замешан в мошенничестве; закупщик обязан вести протокол предквалификации. Практика применения государственных закупок в странах с рыночной экономикой. Действующая в настоящее время система общественных заказов в странах с традиционной рыночной экономикой (США, Франция, Германия) создавалась десятилетиями, отрабатывается и совершенствуется до сих пор, эффективно решая поставленные задачи. В странах Восточной Европы первыми к перестройке своих экономических систем госзакупок приступили Польша, Венгрия, Чехия, Болгария. Основы национальных систем госзакупок в этих странах были созданы уже в 1994—1996 гг. Практически вслед за ними формировать рыночные системы общественных заказов начали Россия и Беларусь. В значительной мере этому способствовали отмена обязательного государственного заказа на производство и поставку продукции, идущей на государственные нужды, а также произошедшие в последнее время фундаментальные технико-организационные и структурные сдвиги в хозяйстве, развитие информационных технологий и достаточно высокая степень зрелости рыночных отношений. Определенную методологическую помощь в создании системы общественных заказов рыночного типа оказал Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров, работ и услуг», принятый в 1994 г. на XXVII сессии ЮНСИТРАЛ — комиссии ООН по праву международной торговли, которая определяет общие правовые и экономические принципы размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд. Были также использованы соответствующие директивы и способы формулировки основных правил Европейского союза, соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) о закупках, а также опыт европейских стран по строительству отдельных институтов. Как правило, национальные системы госзаказов универсальны и могут применяться для различных субъектов. Их сложность и особенности обусловлены многоотраслевым характером государственных нужд, огромным количеством участников, различающихся характером функций и родом деятельности предприятий, организаций и учреждений, спецификой внешних и внутренних факторов, подчиняющихся различным ведомствам. Важнейшими внешними факторами по отношению к системе общественных заказов выступают: экономическая и социальная политика государства; действующее законодательство; сложившийся рынок производства и реализации закупаемых товаров, работ и услуг и их аналогов; рынки дополнительных услуг, таких как транспортировка, складирование, контроль, страхование, аудит и др.; информационное поле — совокупность и количество информации, связанной с формированием, размещением и исполнением общественных заказов. Основными внутренними факторами, влияющим на функционирование системы заказа, являются: персонал, имеющий специальную подготовку; объем финансовых средств и порядок финансирования; информационная подсистема (объемы и качество информации о формировании и размещении госзаказа, ее доступность для элементов системы); материальные ресурсы (предприятия различной собственности и их возможности по оказанию складских и транспортных услуг, закупаемые материально-технические ресурсы). Основой системы является заказ на поставку продукции для государственных нужд — госзаказ. Государственным заказом являются продукция (товары), работы, услуги, закупаемые органами государственной власти и местного управления в целях решения задач в сфере социального, культурного, экономического, экологического развития государства, реализации социально-экономических программ за счет соответствующих бюджетных средств и внебюджетных фондов. Эти закупки оформляются государственными контрактами и договорами поставки товаров для государственных нужд. Государственные заказы, создающиеся и функционирующие в соответствии с принципами и правилами, установленными в нормативно-правовых актах, могут быть централизованными, децентрализованными и смешанными. В перехродной экономике наиболее распространены децентрализованные системы общественных заказов. Основными целями формирования этих систем являются наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при минимальных затратах общественных средств и противостояние коррупции. Параллельно государства могут решать и некоторые другие вопросы, например, о поддержке отечественных товаропроизводителей или некоторых их категорий. Но при этом может происходить снижение эффективности решения основной задачи. Наиболее важным звеном в системе общественных заказов является заказчик, т.е. непосредственно тот, кто имеет бюджетные средства и распоряжается ими. Заказчик формирует и размещает госзаказ, отвечает за его результат, за соблюдение закона и соответствующих нормативных актов. Государственные заказчики не имеют никаких особых полномочий и привилегий. В качестве покупателя они конкурируют с представителями частного сектора, вместе с ними отслеживаю
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|