Основные направления совершенствования тендерных торгов и повышение их результативности
Одной из наиболее распространенных в современной международной практике форм торговли, являются торги (тендеры). На международные торги выставляются заказы на поставку товаров народного потребления и средств производства, оказание инжиниринговых услуг, разработку месторождений полезных ископаемых и сооружение различных комплектных объектов промышленности и инфраструктуры. Заказы на сооружение объектов капитального строительства могут включать полный комплекс услуг (изыскания и исследования, проектирование, строительство, поставку и наладку всего комплекса оборудования). На торгах также могут распределяться экспортные квоты. Таким образом, номенклатура товаров, выставляемых на торги, широка и разнообразна, включает как товары в материально-вещественной форме, так и услуги.
Организаторами торгов могут выступать правительственные органы, муниципальные советы, общественные организации и частные фирмы различных стран.
Широкое использование торгов объясняется тем, что они являются более эффективным способом заключения сделок по сравнению с традиционными. Их проведение позволяет:
ü расширить круг участников переговоров и выбрать партнера, обладающего наиболее конкурентоспособным товаром, со стабильным финансовым положением,
ü добиться наиболее благоприятных условий договора (оптимальные цены, условия финансирования, гарантии и и.д.) за счет обострения конкуренции среди потенциальных продавцов и поставщиков.
В отдельных странах в законодательном порядке закреплена обязанность правительственных органов осуществлять закупки для государственных нужд через торги.
Порядок проведения международных торгов регламентируется рядом документов, имеющих различный правовой статус. Среди них можно выделить:
1) международные соглашения,
2) рекомендации международных организаций,
3) национальные законодательные акты.
К первой группе документов относится соглашение ГАТТ/ВТО «О правительственных закупках», принятое в ходе Токийского раунда переговоров в 1979 году. Оно было разработано группой «Нетарифные ограничения» для ликвидации скрытых и явных условий в тендерном законодательстве стран – участниц ВТО, направленных на протекцию отечественных товаров или поставщиков. Соглашение призвано обеспечить необходимую открытость процедуры торгов и свободную конкуренцию их участников, в нем предусматривается предоставление национального режима благоприятствования иностранным поставщикам или их подрядчикам.
В Соглашении «О правительственных закупках» содержатся общие правила проведения торгов, включая порядок предквалификации участников, сроки опубликования информации о проведении конкурса, требования к тендерной документации, принципы предоставления, получения и вскрытия предложений, правила присуждения контрактов и ряд других специфических норм. Предусмотрены также меры по контролю за соблюдением данного соглашения.
Фактически его можно рассматривать как общие типовые нормы, которым должно соответствовать национальное тендерное законодательство стран-членов ВТО.
«Руководство по заключению контрактов в развивающихся странах», изданное ЮНИДО содержит материалы по заключению торгов на объекты капитального строительства. В нем предлагаются типовые формы контрактов тендеров, содержится перечень требований к тендерной документации, определен список документов и информации, которые могут быть использованы при проведении предварительной классификации, указывается перечень документов, подготавливаемых консалтинговыми фирмами в ходе проведения торгов, и содержится ряд других рекомендаций. Использование этого руководства позволяет разработать подробное информационное и документальное обеспечение торгов.
Проблемам совместного участия нескольких фирм в торгах посвящено «Руководство по составлению международных договоров между странами, объединяющимися для реализации конкретного проекта», изданное ЕЭК ООН.
Определенный интерес представляет Типовой закон о закупках, принятый ЮНСИТРАЛ. Он создан специально для сближения и в определенной степени унификации законодательства различных стран о закупках, которое в настоящее время существенно отличается друг от друга и в отдельных случаях входит в противоречие с общепринятой мировой практикой.
Как уже отмечалось, национальные нормативные документы, регламентирующие порядок проведения торгов в каждой отдельно взятой стране, существенно отличаются дуг от друга по содержанию и форме. Они могут быть представлены в виде специальных законодательных актов, директивных материалов правительственных органов. Возможны и другие варианты.
Широкое разнообразие товаров и услуг, закупаемых через торги, специфика национальных законодательств отдельных стран и другие факторы приводят к тому, что в различных странах существуют свои особенности в процедурах проведения торгов.
Государственное регулирование процедуры международных торгов осуществляется в ряде стран с целью упорядочения притока иностранного предпринимательского капитала и защиты интересов местных фирм.
Во многих развивающихся и промышленно развитых странах законодательно закреплено право местных фирм на приоритет в уровне цен, т.е. при прочих равных условиях выигрыш присуждается местной фирме даже в том случае, если цена ее предложения выше цены предложения других иностранных участников. Ценовая маржа в пользу местных фирм может колебаться от 6% (США, Канада) до 15% (Кувейт, Индия).
В ряде стран не допускаются к торгам те иностранные участники, которые в своих предложениях не предусматривают передачу части подряда местным фирмам.
Законодательства ряда развивающихся стран содержат положения, направленные на укрепление позиций национальных форм. В частности, иностранным подрядчикам запрещено ввозить оборудование и материалы, выпуск которых освоен местной промышленностью, введено правило тройного превышения числа местного персонала над иностранным для подрядных объектов, определен перечень работ и услуг, которые иностранный подрядчик обязан передавать местным фирмам.
Для преодоления вводимых ограничений и повышения возможности выигрыша иностранные компании стали прибегать к созданию консорциумов с участием местных фирм.
Наблюдается тенденция расширения прав организаторов торгов, которые дополняют усилия государств по стимулированию деятельности национальных производителей и повышению эффективности инвестиций. Так, например, широко применяется практика повторных торгов с целью снижения цены. Наряду с ценовой политикой, тендерные комитеты при проведении подрядных торгов стали все шире использовать в интересах заказчиков «конкуренцию кредитов», позволяющую принуждать участников принимать на себя обязательства по участию в кредитовании и даже финансировании расходов по сооружению объектов. Нередко кредитно-финансовые условия тендерных предложений являются решающим критерием при определении победителя торгов. Но все это не снижает значения международных торгов, и они играют важную роль в современной международной торговле. По оценкам специалистов, стоимость заказов на поставку оборудования и объектов капитального строительства, полученных посредством торгов, составляет около одной трети стоимости экспорта машинно-технической продукции из промышленно развитых стран.
ПРИГЛАШЕНИЕ
к участию в открытых видах конкурсов (торгах) или ином виде процедуры государственной закупки (кроме процедуры запроса ценовых предложений) из нескольких лотов
Вид конкурса (иной вид процедур закупок) ________________________________________
1. Сведения о заказчике, организаторе, уполномоченной организации:
1.1. полное наименование (для организации) либо фамилия, имя, отчество (для индивидуального предпринимателя) _____________________________________________
1.2. место нахождения (для организации) либо место жительства (для индивидуального предпринимателя)__________________________________________________________
1.3. фамилия, имя, отчество контактного лица ______________________________________
1.4. номер контактного телефона/факса ___________________________________________
1.5. адрес электронной почты (при его наличии) _________________________________
1.6. иные сведения _____________________________________________________________
2. Сведения о государственной закупке (указываются сведения обо всех лотах, определенных заказчиком (организатором, уполномоченной организацией) в рамках данной процедуры закупки):
2.1.1. предмет закупки по лоту № 1 (подкатегория ОКРБ 007-2007 и наименование предмета закупки в соответствии с ней) __________________________________________
2.1.2. объемы закупки по лоту № 1 (в натуральном (с указанием единицы измерения) или денежном выражении) _________________________________________________________
2.1.3. место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по лоту № 1 __________
2.1.4. источник финансирования закупки по лоту № 1 _______________________________
2.1.5. ориентировочные сроки осуществления закупки по лоту № 1 ____________________
2.2.1. предмет закупки по лоту № 2 (подкатегория ОКРБ 007-2007 и наименование предмета закупки в соответствии с ней) __________________________________________
2.2.2. объемы закупки по лоту № 2 (в натуральном (с указанием единицы измерения) или денежном выражении) _________________________________________________________
2.2.3. место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по лоту № 2 __________
2.2.4. источник финансирования закупки по лоту № 2 _______________________________
2.2.5. ориентировочные сроки осуществления закупки по лоту № 2 ____________________
2.3. иные сведения _____________________________________________________________
3. Сведения о конкурсе (ином виде процедур закупок):
3.1. сроки, место и порядок представления конкурсных документов ___________________
3.2. конкурсные документы представляются:
3.2.1. на языке (языках) _________________________________________________________
3.2.2. по адресу ________________________________________________________________
3.2.3. платно (бесплатно) ________________________________________________________
3.2.3.1. цена конкурсных документов _____________________________________________
3.2.3.2. валюта платежа за конкурсные документы __________________________________
3.2.3.3. способ платежа _________________________________________________________
3.3. конкурсные предложения (предложения):
3.3.1. место (адрес) и порядок представления ______________________________________
3.3.2. конечный срок подачи _____________________________________________________
3.3.3. требования к организациям и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, которые могут быть участниками процедуры закупки _________ _____________________________________________________________________________
3.4. иные сведения, установленные заказчиком, организатором, уполномоченной организацией _________________________________________________________________
Руководитель заказчика, организатора, уполномоченной организации _______________
|
| ________________________
|
(подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: