Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Вклад в развитие специальной психологии и специальной педагогики основных отечественных и зарубежных исследователей.




В первые два десятилетия ХХ столетия в России специальная психология переживала период бурного развития. Прежде всего это было обусловлено становлением и дифференциацией системы специального образования с одной стороны, и резким увеличением численности детей с отклонениями в развитии в 20-е годы после революции - с другой. В этом периоде появляются многочисленные публикации как отечественных, так и иностранных авторов, посвященные различным аспектам нарушенного психического развития. В этом ряду отдельно следует отметить фундаментальный двухтомный труд Г. Я. Трошина " Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей", опубликованный в 1915 г. В нем впервые экспериментально доказывалось единство общих законов развития ребенка в норме и патологии. Именно эта идея, не оцененная в свое время, активно популяризировалась во второй половине двадцатых годов Л. С. Выготским.

Особое место в истории становления специальной психологии по праву принадлежит Л. С. Выготскому. Ее бурный расцвет, приходящийся, на начало ХХ века, требовал определенной завершенности, которую осуществил Л. С. Выготский. Он создал теоретический фундамент науки, позволивший обобщить и упорядочить, привести в систему, имевшийся к тому времени богатый эмпирический материал.

Л. С. Выготским были сформулированы важнейшие положения специальной психологии, к которым относятся следующие:

• О системности строения психики человека, в свете которого нарушение одного из звеньев изменяет функционирование всей системы;

• Об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка;

• Об идентичности факторов, обусловливающих развитие нормальных и аномальных детей;

• О первичных и вторичных отклонениях в развитии аномального ребенка и об основных направлениях коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

• О коллективе как факторе развития ВПФ ребенка;

• Об изменении соотношения интеллекта и аффекта при умственной отсталости.

• О важности раннего коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с отклонениями в развитии.

Стратегической задачей Л. С. Выготского было создание концепции культурно-исторического развития, формирования высших психических функций, знакового опосредования, смыслового и системного строения сознания. Именно результаты клинико-психологических исследований Л. С. Выготского составили основу культурно-исторической теории развития психики, являющейся базой для отечественной специальной психологии.

Научно-историческое наследие Григория Яковлевича Трошина, отечественного ученого, невропатолога, психиатра, является неоценимым вкладом в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Его важнейшими работами являются: «Детская ненормальность за последние 100 лет» (1912), «Классификация детской ненормальности с выделением практических важных форм» (1914), «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» (1915), «Лекции по детской психопатологии и организации вспомогательных школ (1924), «О менделизме в психиатрии и психологии» (1924), «Строение душевных болезней (1927), «Психопатология и педагогика» (1927). Высокая оценка его научной и исследовательской деятельности была дана Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, П. П. Блонским, Л. В. Занковым.

В начале XX века Г. Я. Трошин впервые в отечественной науке сделал попытку разработать теорию аномального развития. В основе его теоретических воззрений — антрополого-гуманистическая концепция. Концепцию характеризует системный и целостный антропологический

подход, интегрирующий данные разных наук: специальной психологии и педагогики, психопатологии, детской невропатологии и психиатрии. В центре этой концепции стоит личность аномального ребенка как высшая ценность, нуждающаяся в развитии и защите. Наибольшее значение для дефектологии имеют следующие положения концепции Г. Я. Трошина:

1)признание потенциала психического развития аномального ребенка;

2)опора на единство законов нормального и аномального развития;

3)целостное изучение ребенка;

4)необходимость ориентации не на болезнь или дефект ребенка, а на незатронутые болезнью его потенциальные возможности;

5)утверждение роли социальной среды и педагогического воздействия в воспитании и развитии аномального ребенка.

В дальнейшем эти положения были развиты в трудах Л. С. Выготского и до настоящего времени не утратили свою актуальность в качестве составляющих теоретико-методологической основы современной специальной психологии и специальной педагогики в работах Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. М. Назаровой, О. Н. Усановой, У. В. Ульенковой, И. Ю. Левченко и др.

В настоящее время особенно актуальным является признание личности ребенка как высшей ценности в педагогическом процессе. Г. Я. Трошин открыл новое направление в педагогике, положив в его основу гуманистический подход с позиций медицинской и педагогической антропологии. Суть его педагогической позиции состояла в том, что только гуманный педагогический процесс способствует максимальному развитию личности умственно неполноценного ребенка, реализации его природного потенциала. Это возможно лишь при условии, если принимать ребенка таким, какой он есть, работать с ним так, чтобы сформировать ценностное отношение к себе и другим.

Главным тезисом гуманистической психиатрической концепции Г. Я. Трошина явилось положение о том, что изучать нужно не болезнь, а человека

и его природу. Ученый подчеркивал, что «в ненормальности ребенка многие усматривают только болезнь, в то время как имеется колоссальное количество областей, не незатронутых болезнью» [5, т. 2, с. 822]. Он впервые высказал положение об ориентации в медико-педагогической практике не на дефект, а на незатронутые болезнью потенциальные возможности, которые, развиваясь, окажут влияние на личность в целом. Г. Я. Трошин выступал противником фатального взгляда на умственную отсталость, доказывая возможность развития аномальных детей, их обучаемости и коррекции ослабленных и недостаточно развитых психических функций. Идеи Трошина позднее утвердились в отечественной специальной психологии и педагогике.

Педагог, философ, славянский ученый Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Он считал, что ученики с острым умом и стремлениями к знаниям, но необузданные и упрямые, которых в школе считают безнадежными, и ученики тупые, с извращенной и злобной натурой, которые с трудом поддаются педагогическому воздействию, - все они имеют право на обучение, Я. А. Коменский глубоко был убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка ни существовала.

Медико-клиническая линия характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представлена исследованиями врачей-психиатров. Французский врач Филипп Пинель (1745-1826) дает классификацию душевных болезней, на основе которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Он выделяет и две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную.

Медицинскую линию изучения природы и сущности слабоумия продолжил Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840), ученик и последователь Ф. Пинеля. Он ввел в оборот понятия " имбецилизм",

" идиотия", " умственная отсталость". Он создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных. После его изучения слабоумие стало самостоятельной психиатрической, а затем и психолого-педагогической областью исследования.

Вопросами изучения этиологии и анатомо-физиологической сущности слабоумия детей на рубеже веков занимаются В. Айрленд, Б. Морель, Д. Бурневиль, Э. Крепелин, Ж. Демор и др. Наибольший вклад в разработку проблем слабоумия в этом направлении внес немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926), который объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием " задержка психического развития", ввел термин " олигофрения" (греч. малоумие) для обозначения группы врожденных болезненных состояний.

Бельгийский психиатр Жан Демор (1867-1941) впервые отграничивает причины умственного отставания по патологическим признакам нарушения развития организма ребенка от причин внешних (социально-педагогических), зависящих от условий воспитания ребенка. По этиологии он разделяет отсталых детей на детей медицински и педагогически отсталых. К медицински отсталым он относит тех, чье отставание в развитии связано с патологическими факторами (проявившимися в утробном периоде или раннем детстве). К педагогически отсталым относит тех, кто в раннем детстве не получил должного воспитания в семье, кто перенес какие-либо болезни в раннем возрасте или стал жертвой плохих методов воспитания в школе.

Первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежат Иоганну Генриху Песталоцци (1746-1827), известному швейцарскому педагогу. В 1774 г. в швейцарском городе Нейгофе он организовал приют для детей, который назвал " Учреждение для бедных". Им были обоснованы принципы работы с " тупоумными": посильность в обучении, использование дидактических

материалов, сочетание умственного и физического труда, соединение обучения с производительным трудом.

Сторонником медико-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей выступил известный французский психиатр Жан Итар (1775-1838), который с помощью методов, основанных на развитии чувств (физиологическое обучение), попытался из одичавшего мальчика (авейронский дикарь) воспитать человека. Итару не удалось добиться желаемых результатов, но он определил путь развития глубоко умственно отсталых детей - развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики.

В связи с необходимостью дифференциации содержания обучения в зависимости от психических возможностей и способностей детей выделяется психолого-педагогическое направление в работе с аномальными детьми. В первой четверти XX в. французский педагог Жан Филипп и врач Поль Гонкур, изучая школьников с психическими аномалиями, пришли к выводу, что критерием их ненормальности является неспособность обучаться обычным образом. Они разделяли таких детей на две группы: неизлечимых или малоизлечимых детей, чья жизнь в обществе невозможна без опеки, и излечимых детей, у которых умственная отсталость обусловливается отставанием в развитии от нормальных сверстников. Эти дети не считаются психически ненормальными, они нуждаются лишь в благоприятных педагогических средствах воздействия.

На рубеже веков известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики. В разработке основ новой научной педагогики М. Монтессори опиралась на сочетание ее с антропологией, психологией и медициной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...