Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

30. Гуманистическая образовательная система Марии Монтессори.




30. Гуманистическая образовательная система Марии Монтессори.

31. Педагогика Рудольфа Штайнера.

32. Вальдорфская педагогика.

 

 Аналитические задания к экзамену:

1. ЗПР психогенного генеза. Мальчик 9 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

2. ЗПР соматогенного генеза. Мальчик 9 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

3. ЗПР церебрально-органического генеза. Мальчик 9 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

4. ЗПР, конституционального типа. 7, 5 лет, девочка. Причины возникновения. Виды помощи.

5. Умственная отсталость F. 70. Мальчик 8 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

Недоразвитие психики со снижением интеллекта, врожденное или приобретенное, можно заметить у совсем маленьких детей, трех лет от роду. Однако диагноз ставится не ранее достижения малышом семи лет.

Признаки умственной отсталости у новорожденных обнаружить почти невозможно, особенно ее легкую форму. Но далее это будет проявляться в задержке развития, трудности адаптации в садике. Ребенку тяжело общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, соблюдать режим дня, овладевать новыми навыками, усваивать знания. Он не может усидеть на одном месте, быстро утомляется, не проявляет стремления к познанию мира, невнимателен.

У ребенка может быть похожая, но проходящая проблема – задержка психического развития. Разница состоит в том, что малыш с УО не всегда способен усвоить новый навык, а с ЗПР после нескольких повторений все-таки ему обучается.

Поэтому так важно обнаружить симптомы УО на раннем этапе, чтобы незамедлительно начинать коррекционные мероприятия. Вот они:

1. Аномальное развитие моторики. Малыш поздно начинает держать головку, пытаться сесть, встать, ходить. У него нарушен хватательный рефлекс, он не в состоянии удержать игрушку, а чуть позже – ложку.

2. Процессы возбуждения и торможения неуравновешенны – малыш чрезмерно импульсивен, раздражим или излишне вял и медлителен.

3. Запоздалый лепет. Говорить начинает со значительным опозданием или речь вообще отсутствует. Говорить связно ребенок не в состоянии, так как ему тяжело построить фразу. Он не понимает, что ему говорят, поэтому не может выполнить даже элементарные просьбы.

4. Бедная эмоционально-волевая сфера, замкнутость в себе, отсутствует интерес к происходящему вокруг.

5. Нет интереса к игрушкам, превалирует неправильное их использование, отдается предпочтение примитивным играм.

6. Отсутствует абстрактное мышление, то есть логика, математические и творческие способности.

Несколько слов стоит сказать об эмоциях: дитя испытывает горе и радость, неприязнь и симпатию, печалится и веселится, но выражено это все очень слабо, не разносторонне.

Внешне такое чадо ничем не отличается от сверстников. Но его невозможность должным образом сконцентрироваться приводит к сложностям обучения.

Дети с легкой степенью УО боятся смены обстановки, сильно зависят от родителей и воспитателей. Трудности с распознаванием эмоций создают проблемы с общением, поэтому малыши замыкаются в себе. Но возможно и так, что они разными способами, часто весьма несуразными, привлекают внимание к своей персоне.

Такие индивиды прекрасно понимают, что они отличаются от здоровых, поэтому принимают меры к утаиванию своей проблемы. Многим удается получить навыки ухода за собой, хотя происходит это медленнее, чем у сверстников. Особенно тяжело дается им школьный период, так как письмо, чтение и математика им дается с большим трудом.

Для олигофренов необходим тесный контакт с близкими людьми, педагогами, врачами, психологами. Специализированные учреждения для детей с проблемами развития психики врач подбирает с учетом возможностей и способностей ребенка. Дополнительно психотерапевт может назначить медикаментозную поддержку с использованием фармакологических препаратов. Хороший результат показывают лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение умственно отсталых.

Обучение проходит в медленном темпе, привычном больному. Как результат, пациент может свободно адаптироваться в окружающем пространстве и должным образом реагировать на его изменение.

Программа нейрокоррекционной помощи учитывает нейропсихологические особенности ребенка, его сильные стороны. Она позволяет развить:

1. мелкую моторику, координаторные и моторные навыки;

2. зрительно-моторную координацию – укрепить мышцы глаз и прослеживающие движения последних, что необходимо для чтения и письма, установить коммуникацию между глазом и рукой;

3. устойчивые связи между полушариями головного мозга для увеличения скорости обработки сенсорной информации;

4. внимание, самоконтроль;

5. функции мышления, пространственного восприятия, умения строить связную речь и логико-грамматическую конструкцию;

6. понятие неправильного поведения;

7. слуховое восприятие речи и неречевых звуков, умение дифференцировать темпо-ритмические рисунки.

В некоторых случаях для достижения поставленных целей может возникнуть необходимость в логопеде, дефектологе, неврологе.

 

6. Умственная отсталость, умеренная степень. Причины возникновения. Виды помощи.

7. Умственная отсталость, глубокая степень. Мальчик 8 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

Причины возникновения:

 

1)Различные генетические заболевания (синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана), связанные с нарушением хромосом и строением генов, признаками физической отсталости;

2)Инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, сифилис).

3)Дефицит йода, который необходим для нормального развития нервной системы;

4)Неправильное питание или недоедание;

5) Травмы головного мозга ребенка.

Виды помощи:

1)Обучение в специальной коррекционной школе;

2)Учитывать эмоционально – волевую сферу поведения. Выстроить с ребенком коммуникацию, замотивировать на учебу, адаптировать к педагогическому процессу;

3)Родителям важно не упустить время и видеть возможности, потенциал ребенка к развитию. В 8 лет необходимо проводить различные занятия по развитию речи, моторики, восприятия, мышления, внимания, памяти, - всех познавательных функций, а также обучать социально-бытовым навыкам, корректировать поведенческие особенности и максимально влиять на гармонизацию личности.

 

8. Аутизм. Мальчик 5 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

9. Синдром Аспергера. Мальчик 8 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

10. Синдром Ретта. Девочка 7 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

Основные причины:

·  Наследственное заболевание: мутация в гене МЕСР2, расположенном на половой Х-хромосоме.

· Прогрессирующее. В этом возрасте на первый план выступает глубокая умственная отсталость, судорожные припадки, мышечная дистония, спастичность мышечной атрофии

Виды помощи:

· Кинезиотерапия – это метод активного лечения, реабилитации и абилитации с использованием тренажеров, различных форм движения и естественных моторных функций человека. Постоянные систематические целенаправленные мышечные нагрузки, упражнения, направленные на поддержание гибкости и амплитуды движения конечностей способствуют сохранению навыков самостоятельной ходьбы и обеспечивают нормальное дыхание. Многократное повторение определенного движения приводит к тому, что через некоторое время оно приобретает автоматический характер и перестает требовать постоянного участия сознания.

Плавание для развития мышечного околопозвоночного каркаса, ролики, горные лыжи – укрепляют ноги.

Страшный компаньон синдрома Ретта – сколиоз. Чтобы сдерживать его наступление, необходимо работать со спиной, укреплять продольные мышцы, формировать мышечный корсет, который поддерживает позвоночник. Для этого обязательно нужны движения.

· Соблюдение диеты для контроля массы тела, для регуляции стула и предотвращению запоров. Употребление в пищу высококалорийных, витаминизированных продуктов.

· Соблюдать режим и подстраивать под него активности.

· Стимулировать самостоятельную деятельность девочки через отказ от чрезмерной помощи

· Детям с синдром Ретта нужно состояние покоя, возможность заниматься тем, чем в данный момент они желают.

·  Медикаментозная терапия в большей степени симптоматическая: антиконвульсанты против судорог, препараты для лечения нарушений сна.

·  Стараться вовлекать их в жизнь общества, знакомить их со сверстниками, по мере возможности участвовать в общественных мероприятиях.

· Психологические программы навыков развития, AВA терапия, занятия с логопедом, сенсорная комната.

 

11. СДВГ. Мальчик 12 лет Причины возникновения. Виды помощи.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологическое расстройство детского возраста, для которого характерны поведенческие нарушения, проявляющиеся в двигательной расторможенности, беспокойстве, импульсивности движений.

 

Причины возникновения

Мы можем предположить, что данной нарушение у мальчика уже выявили, поскольку некоторые проявления СДВГ обнаруживаются до 12 лет. Пациентов с СДВГ часто обвиняют в отсутствии дисциплины, хотя причинами такого поведения являются не особенности характера, а нарушение развития нервной системы. Изучение развития мозга ребенка позволяет связывать появление таких нарушений с относительно негрубыми и трудно локализуемыми отклонениями в развитии центральной нервной системы на самых ранних этапах развития.

По современным данным, причинами нарушений внимания и контроля своего поведения у детей, сталкивающихся с проблемами невнимательности и синдромом гиперактивности, являются отставание или искажение развития

управляющих функций мозга. Известно, что большую, но не единственную роль в возникновении СДВГ играет наследственность. К развитию синдрома может также приводить сочетание таких факторов, как повреждение головного мозга, неблагополучная окружающая среда, неадекватный стиль воспитания. Доказано, что изменение социально-бытовых условий меняет поведение ребенка.

Виды помощи

Для лечения Синдрома дефицита внимания и гиперактивности необходима комплексная работа специалистов: невролога (иногда и психиатра), физиотерапевта, клинического психолога, нейропсихолога, логопеда-дефектолога и др специалистов, а главное работа с родителями. Рандомизированные контролируемые исследования продемонстрировали, что у детей школьного возраста поведенческая терапия является менее эффективной, чем терапия стимулирующими препаратами.

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия целесообразна, если немедикаментозные методы коррекции не оказали должного эффекта: возможно назначение психостимуляторов, транквилизаторов, трициклических антидепрессантов и ноотропных препаратов.

Стимулирующие лекарственные препараты

Наиболее популярный во всём мире препарат для лечения детей и подростков c СДВГ — метилфенидат (известный как " Риталин" ). После приёма препарата увеличивается уровень дофамина и норадреналина в ЦНС. Это увеличение приводит к повышению активности в префронтальной коре и подавлению импульсивности, характерной для СДВГ. Препарат разрешён в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Швеции и ряде других европейских стран. В России метилфенидат запрещён как психостимулятор.

Нестимулирующие препараты

При лечении СДВГ используется атомоксетин — селективный ингибитор обратного захвата норадреналина. Препарат эффективен, но в некоторых случаях может приводить к развитию побочных эффектов: тошноте, сонливости, раздражительности, приступам гнева, реже — токсическому поражению печени и суицидальным мыслям.

Антидепрессанты (бупропион, клонидин и гуанфацин) и другие психоактивные препараты иногда применяют в случае неэффективности стимуляторов или тяжести побочных эффектов при их приёме, но они менее эффективны и не рекомендуются как препараты первой линии.

Физиотерапия и массаж при СДВГ

Физическими методами реабилитации являются:

· массаж;

· физические упражнения;

· упражнения в воде — рефлекторные, пассивные, активные, подводный массаж, ванны с травяными настоями и отварами);

· кинезиотерапия;

· физиотерапевтические процедуры — тепловые процедуры, электрофорез шейного отдела или позвоночника (чаще всего со спазмолитиками) по методике А. Ю. Ратнера;

· электросон.

Педагогические меры

Педагогам следует учитывать индивидуальные особенности детей со СДВГ и уделять особое внимание гиперактивному ребёнку с самого начала обучения. Важно подобрать подходящую длительность заданий и по возможности контролировать окружающий шум. В некоторых случаях могут потребоваться индивидуальные занятия с репетитором.

Советы родителям

При СДВГ необходим строгий распорядок дня, также важно оберегать ребёнка от переутомления. Родителям следует чаще хвалить ребёнка и подчёркивать его успехи, чтобы укрепить уверенность в собственных силах.

 

12. Прогрессирующая слепота. Мальчик 7 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

Слепота – это патологическое состояние, при котором острота зрения резко снижена или полностью отсутствует. Клиническая симптоматика представлена снижением остроты зрения, появлением скотом, нарушением цветовосприятия, выпадением назальных или темпоральных половин из зрительного поля. Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих детей возникают трудности в игре, учении. При этом развитие высших познавательных процессов протекает нормально; преобладает абстрактное мышление. Звук – основной фактор ориентировки. Считается, что хорошо развито шестое чувство, позволяющее им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет. Компенсация слепоты – целостное психическое образование, система сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающих ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира.

У слабовидящих детей основным ориентиром является остаточное зрение, большое значение играет осязание. Речь сохранная, но сужена сфера активного общения, наблюдается вербализм. Мыслят на основе чувственного отражения. Уровень внимания низкий, характерна рассеянность и пассивность интересов.

Детей с нарушениями зрения изучает тифлопедагогика.

В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очков) выделяются следующие категории:

I. слепые - острота зрения от 0 до 0. 04 включительно;

II. слабовидящие - острота зрения от 0. 05 до 0. 2;

Среди детей, относящихся к категории слепых, принято выделять следующие:

1. абсолютно или тотально слепые;

2. частично или парциально слепые

а) слепые со светоощущением;

б) слепые со светоощущением и цветоразличением;

в) слепые, видящие движение руки;

Абсолютной, или медицинской, слепотой называют полную утрату зрения, неспособность отличать свет от темноты. При таком состоянии зрение равно 0.

Причины возникновения прогрессирующей слепоты:

Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота обычно является следствием заболевания органов зрения – сетчатки, роговицы и заболеваний ЦНС (менингит, опухоль мозга, осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина, травматических повреждений мозга или глаз.

Скорее всего мальчик относится к поздноослепшим – это дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позднее

Виды помощи мальчику 7 лет:

Необходимо оказание медицинской помощи, для замедления темпов прогрессирующей слепоты.

Мальчику 7 лет, и т. к. у него прогрессирующая слепота, то у него должны сохраниться зрительные образы в памяти в той или иной степени, что может способствовать развитию ребенка.

Основным каналом восприятия информации станет слух и осязание.

Со стороны психологов, педагогов и членов семьи необходимо способствовать пространственной ориентировке ребенка в пространстве, а также перестройке бытовых навыков, с учетом потери зрения. Важно формировать способы обследования и узнавания предметов.

В возрасте 7 лет мальчик должен обучаться в школе. Для ребенка возможно обучение в школе III или IV типа. Специальные школы III и IV видов предназначены для образования незрячих (III вид), слабовидящих и поздноослепших (IV вид) детей. Скорее всего мальчик будет обучаться в школе 4 вида, т. к. слепота прогрессирует, и ранее у ребенка был зрительный опыт.

В процессе работы с ребенком необходимо развитие эмоционально-волевой сферы, научение ребенка следовать дисциплине.

В связи с отличием от нормотипичных детей, необходимо развитие социальных навыков по снижению напряженности, конфликтности и тд.

 

13. Приобретенная глухота. Девочка 5 лет. Причины возникновения. Виды

помощи.

Глухота – полное отсутствие слуха, которое делает невозможным восприятие речи.

Причины глухоты:

Врожденная глухота:

1. наследственные факторы:

Глухота одного из родителей

виды морфологических изменений:

  • отсутствие внутреннего уха при нормально развитых среднем и наружном ухе;
  • недостаточное развитие сенсорных структур улитки;
  • недоразвитие перепончатого и костного отделов лабиринта;
  • нарушения дегенеративного характера в клетках спирального ганглия.

2. Врожденные нарушения (воздействие экзогенных и эндогенных факторов на плод)

              Приобретенная глухота:

1. отит

2. Заболевания носоглотки и носа, а также связанные с ними нарушения проходимости слуховой трубы.

3. Корь, грипп, респираторные заболевания, менингит, свинка (эпидемический паротит) и другие инфекции.

4. Прием ребенком ототоксических антибиотиков (стрептомицин, канамицин и т. д. ), который осложнен другими негативными факторами – общей соматической ослабленностью, недоношенностью и т. д.

5. Использование акушерских инструментов при родах.

6. Родовые травмы.

7. поражения слухового нерва;

8. поражения участков коры головного мозга, ответственных за анализ и обработку звуков.

 

Уровень развития речи зависит от времени поражения слуха, степени снижения слуховой функции и других факторов. Выделяют следующие периоды:

  • Потеря слуховой функции до 1, 5-2 лет. Это период до формирования речи ребенка. В данном случае, глухотабудет сопровождаться полным отсутствием речи.
  • К 3 годам. Потеря той речи, которая уже сформировалась, когда у малыша слух был сохранен.
  • К 4-5 годам. Приводит к почти полной потере речевой функции, если не ведется коррекционная работа.

· К 7 годам. К этому времени речь уже практически сформировалась, поэтому есть возможность ее сохранения.

· После 7 лет. Если глухота наступила в этом возрасте, то есть хороший шанс сохранить речь при условии систематической коррекционной работы.

Среди глухих также выделяют 2 группы детей в зависимости от времени возникновения дефекта:

♦ ранооглохшие дети, потерявшие слух на 1-2 году жизни или родив-шиеся неслышащими;

♦ позднооглохшие дети, т. е. потерявшие слух в 3-4 года, а также позже, сохранившие речь в связи с более поздним возникновением глухоты. Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т. к. данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.

Виды помощи девочке 5 лет:

Если слух был потерян недавно, и речевая функция уже была запущена, то работа должна способствовать сохранению и развитию речи.

Также в процессе работы с ребенком необходимо развитие социально-бытовой ориентировки, т. е. развитие культурно-гигиенических навыков и навыков социального поведения в семье, в детском коллективе, в транспорте, в гостях и т. п.

Необходимо развитие средств коммуникации. Если ребенок уже овладел речью, то сохранить и развивать ее. Развитие восприятия словесной речи (читать по губам, восприятие невербальной информации).

Работа с психологом должна способствовать принятию собственных ограничений и формированию адекватного представления о возможностях.

Т. к. девочке 5 лет, то всю вышеперечисленную работу можно выполнять с помощью игровых методов, а также кратковременных занятий (20-30 минут). Также в работу должны быть включены родители, которые будут способствовать развитию ребенка дома.

 

14. Глухота с отсутствием устной речи. Мальчик 13 лет. Причины возникновения. Виды помощи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...