Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

19. Дефицитарный тип психического дизонтогенеза: клинико-психологическая характеристика.




19. Дефицитарный тип психического дизонтогенеза: клинико-психологическая характеристика.

 

 

20. Искаженный тип психического дизонтогенеза: клинико-психологическая характеристика.

 

21. СДВГ: клинико-психологическая характеристика.

 

 

22. Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями речи.

Клинико-педагогическая классификация ориентирована на те нарушения, которые подлежат логопедической коррекции, поэтому основывается на подходе от общего к частному. Основные виды нарушений речи, рассматриваемые в клинико-педагогической классификации, подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи охватывает как причины возникновения речевой патологии, так и характерные симптоматические комплексы каждой из них. Последствия отклонений в речевой деятельности при сохраненном слухе и интеллекте одинаковы для всех представителей данной категории. Они проявляются изменениями в психике ребенка, трудностями в обучении и общении со сверстниками.

 

Клиническая картина нарушения речи у детей:

Формирование психологических и поведенческих особенностей детей с нарушениями речи происходит вследствие патологических изменений в центральной нервной системе. В зависимости от характера изменений, симптомы недуга могут проявляться в различных сферах. Ребенок с нарушением речи:

  • эмоционально нестабилен;
  • склонен к частой смене настроения и проявлению агрессии;
  • вялый;
  • находится в подавленном состоянии;
  • часто проявляет беспокойство, что можно объяснить сложностями в социальной адаптации таких детей;
  • является изгоем среди сверстников.

Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями часто выявляет утомление, которое накапливается к концу рабочего дня и недели и сопровождается расстройством сна, тошнотой и сильными головными болями.

Проблемы в обучении возникают на фоне неусидчивости, низкой работоспособности и неустойчивости памяти. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) отмечает ограниченность мышления и расстройство психики вследствие скудного словарного запаса или даже невозможности говорить, что затрудняет обучение способности синтезировать и выражать собственное мнение.

 

23. Методы обучения и воспитания в специальном образовании.

 

 

24. Образование лиц с нарушением умственного развития.

 

25. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи.

 

 

26. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.

Организация псих. -пед. помощи детям с нарушением речи заключается в создании оптимальных и эффективных условий для коррекции и развития речи, а также повышения познавательных. процессов и формирования ЭВС(Эмоционально-волевая сфера). Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования. Здравоохранения и социальной защиты.

 

В системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи, определены три профиля специальных групп. 1. группа - для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 2. группа – для детей с общим недоразвитием речи. 3. группа – для детей с заиканием.

Помимо этого существуют (логопедические) группы в детских садах общего типа, а так же логопедические пункты в детских садах общего типа.

Оказание логопедической помощи осуществляется в системе здравоохранения. При поликлиниках и психоневрологических диспансерах имеются логопедические кабинеты, где оказывается логопедическая помощь лицам разного возраста, имеющим речевые расстройства. В системе здравоохранения организованы специализированные ясли детям с задержкой речевого развития, а также детям с заиканием. Независимо от типа учреждения логопедическая помощь, которую получают лица с речевыми нарушениями, осуществляется только в условиях комплексного медико-психолого-педагогического воздействия. Оно предполагает включение в процесс реабилитационной работы целого ряда специалистов (логопеда, врача, психолога) соответственно нуждам ребенка или взрослого с речевой патологией.

Специальная школа V вида предназначена для образования детей с тяжелыми нарушениями речи и может иметь в своем составе одно или два отделения. В первом отделении обучаются дети, имеющие общее недоразвития речи тяжелой степени(алалия, дизартрия, ринология, афазия), а так же дети, имеющие общее недоразвитие речи, сопровождается заиканием. Во втором отделении учатся дети с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи.

Медицинская помощь оказывается в случае, если это необходимо: заикание, ринолалия, алалия, афазия.

Логопедическая помощь включает: диагностику, коррекцию и профилактику речевых нарушений. Логопедическая работа строиться с учетом дефекта: 1) системность; 2) доверительный контакт с ребенком; 3) окончание занятий на положительной ноте до момента отставания. Работа ведется по развитию фонематического слуха, постановка речевого дыхания, развитие подвижности органов артикуляции, формирование правильных артикуляционных укладов постановка звуков, последующая их автоматизация и дифференциация, работа по развитию словаря и грамматического стоя речи.

Психологической помощь детям с нар. речи включает в себя психодиагностику и различные методы воздействия на пациента: психокоррекцию, психотерапию, психоконсультирование, психопрофилактику и др. Психокоррекция направлена на устранение нарушений познавательной сферы, ЭВС, а психотерапия - это помощь реб. в трех ее проявлениях - ценностно-мотивационном, когнитивном и поведенческом. Психотерапия направлена на устранение тех основных симптомокомплексов, представленных в разной степени при разных расстройствах речи. Это психопатологические изменения личности органического происхождения (обычно при афазии), функциональные нарушения уровня невроза и комплекс переживаний по поводу речевого дефекта. Показаниями для психологической помощи детям с нар. речи являются: а) отклонение от возрастной нормы тех или иных психических свойств (недостаточное внимание, память и т. д. ); б) наличие психосоматического радикала в клинической картине дефекта (психогенный характер расстройства); в) наличие у субъекта с нарушением речи общеневротических проявлений (повышенной тревожности, депрессии, страхов и т. д. ); г) специфические переживания по поводу своего дефекта.

При оказании психологической помощи детям основными задачами являются: 1) преодоление задержки в сенсорном, моторном, когнитивном развитии; 2) коррекция неадекватных методов воспитания - «терапия среды»; 3) воспитание высших эмоций и социальных потребностей (познавательных, этических, трудовых, эстетических); 4) обучение способам психической саморегуляции, умению распознавать и воспроизводить отдельные эмоции, эмоциональные состояния, управлять ими; 5) формирование навыков адаптивного поведения в стрессовых ситуациях, обеспечивающего ребенку и окружающим наиболее благоприятную психологическую атмосферу; 6) составление рекомендаций для родителей и воспитателей по подготовке индивидуальных программ для детей с психологической дезадаптацией, психоневротическими расстройствами и акцентуациями характера.

В коррекционной работе с детьми применяют игротерапию, арттерапию, гипнотерапию, внушение, самовнушение, аутогенную тренировку. Занятия по коррекции реч. наруш. и психич. развития проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме, возможна подгрупповая работа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...