5. Понятие психического дизонтогенеза и основные подходы к его определению и систематизации.
5. Понятие психического дизонтогенеза и основные подходы к его определению и систематизации. 6. Параметры оценки психического дизонтогенеза 7. Задачи и содержание работы ПМПК и ПМПК (консилиума) образовательной организации. Консилиум образовательного учреждения действует на основании соответствующего Положения Министерства образования (Приказ 27/901-6 от 27. 03. 2000). В данном нормативном документе определена деятельность консилиума и необходимая документация. ОСНОВНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ к его деятельности является необходимость не только истинного понимания задач и стратегии развивающей и коррекционной работы, но и чёткой согласованности действий всех специалистов. ПМПк создаются приказом руководителя образовательного учреждения при наличии необходимых специалистов. В СОСТАВ ПМПк входят: ― учителя и воспитатели школьного (или дошкольного) образовательного учреждения, имеющие большой опыт работы с детьми; ― учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов (групп); ― психолог; ― педагог-дефектолог; ― логопед; ― врач-педиатр; ― невропатолог (психиатр) ― медицинская сестра. ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПМПк является заместитель руководителя образова-тельного учреждения по учебно-воспитательной работе. ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения. Основная ЦЕЛЬ ПМПк – обеспечение в образовательном учреждении диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровожде-ния детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания. Для реализации этой цели необходимо решение следующих ЗАДАЧ:
1) своевременное выявление и всестороннее комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии; 2) установление характера и причин выявленных отклонений (девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т. д. ); 3) определение потенциальных возможностей ребёнка для оказания ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях данного образовательного учреждения либо направление его в психолого-медико-педагогическую консультацию на комиссию для решения вопроса о месте дальнейшего обучения и воспитания (определение типа учреждения, формы обучения, оптимальной для ребёнка, учебно-воспитательной программы); 4) разработка комплексных целевых программ индивидуального развития детей «группы риска»; 5) прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические «срезы» в начале и в конце учебного года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив); 6) профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения; 7) консультативная работа с родителями.
8. Виды диагностики и приемы обследования детей с ограниченными возможностями. 9. Принципы отбора детей в специальные (коррекционные) учреждения. 10. Содержание работы психолога в специальном образовании. Принципы работы специального психолога. 11. Методы, формы организации и средства работы психолога в специальном и инклюзивном образовании. 12. Роль специального психолога в дошкольном образовании детей с ограниченными возможностями. 13. Роль специального психолога в системе школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 14. Социальная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
15. Особенности диагностики и сопровождения детей с трудностями в обучении. 16. Психическое недоразвитие: клинико-психологическая характеристика.
Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Олигофренопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью Согласно пятому изданию Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, определять малоумие следует по таким признакам: · недостаточность интеллектуального развития личности. К примеру, субъект может испытывать трудности, связанные с абстрактным мышлением, рассудительностью, обучаемостью на основе опыта и пр. Наличие данного симптома специалисты проверяют при помощи клинического тестирования; · дефицит или полное отсутствие адаптивного поведения. Это означает, что поведение человека не соответствует общественным и культурным нормам, он испытывает сложности при ведении самостоятельной жизнедеятельности, не понимает смысла социальной ответственности. По этой причине такие люди нуждаются в посторонней помощи, содействию окружающих; · трудности с аналитическим и адаптивным развитием у олигофренов прогрессируют по мере развития личности. Возрастные проявления умственной отсталости, ее характеристика напрямую зависят от причины возникновения отклонения психики, его типа, тяжести протекания. Ребенок должен быть наделен базовыми навыками, число которых со временем увеличивается, а процесс их усвоения усложняется. Трудности с ведением социально-общественной деятельности проявляются через: · сложности на академическом или концептуальном уровнях – человеку сложно запоминать, концентрировать внимание, решать математические задачи, приобретать практический опыт и пр. При этом наблюдается нарушение речи, техники письма, чтения;
· сложности в общественной сфере – олигофрен не обладает достаточными навыками межличностного общения, не полностью понимает свои мысли, чувства, ему тяжело их выражать. Поэтому вокруг него устанавливается максимально узкий круг общения; · сложности в практической области – от степени обучаемости индивида зависит его самостоятельность в разных сферах, возможность ухаживать за собой, распоряжаться финансами, проводить досуг, контролировать свое поведение. Следует понимать, что УО — это не только состояние интеллектуальной слабости. Она является комплексом патологий психики, который включает: · недоразвитие в эмоционально-волевой сфере — эмоциональная лабильность, агрессивность, гипобулия (снижение воли), гипотимия (стойкое ухудшение настроения), безынициативность и другое; · недостаточность абстрактного мышления — конкретизация, неспособность к обобщению; · нарушения внимания и памяти — повышенная отвлекаемость, плохая кратковременная память; · проблемы с речью; · трудности с обучаемостью; · проблемы социализации.
В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|