Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

27. Специальное образование лиц с нарушениями зрения.




27. Специальное образование лиц с нарушениями зрения.

Выделяют две основные группы детей с недостатками слуха:

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха – дать всем учащимся возможность полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым

обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге как членах сообщества.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

Ø стимуляция потенциальных возможностей детей с нарушениями слуха раннего возраста в процессе специально организованного коррекционно- развивающего воздействия

Ø формирование и развитие соответствующих возрасту основных видов детской деятельности

Ø преодоление недостаточности психических функций;

Ø формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи

Ø разработка инновационных технологий, повышающих эффективность коррекционного воздействия.

При организации сопровождения необходимо определить индивидуальный образовательный маршрут и создать программу по развитию слухового восприятия и формированию произношения. В состав индивидуальной программы должны входить: состояние слуха, степень его сохранности; состояние произношения; уровень развития речи; прогнозирование продвижения ребенка в усвоении материала; уровень обучаемости.

При составлении индивидуальной программы следует опираться на индивидуальные возможности ребенка, на связь с общеобразовательными предметами и усвоенным материалом в массовой школе. Программа должна носить развивающий характер и должна быть направлена на облегчение овладением материала по общеобразовательным предметам, усвоенного в классе, и материала опережающего характера.

Инклюзивное образование ребенка с нарушением слуха предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях, поэтому чрезвычайно важным становится психолого-педагогическое сопровождение неслышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками.

У слышащих учащихся возникает множество вопросов по поводу особенностей восприятия окружающего мира неслышащими детьми, значения звукоусиливающей аппаратуры. В первом классе ребенок с нарушением слуха еще не ощущает дискомфорта от отсутствия близких дружеских контактов с одноклассниками. В дальнейшем слышащие ребята начинают понимать разницу в происхождении ошибок в своей речи и речи ребенка с нарушенным слухом, чьи ошибки вызывают бурную эмоциональную реакцию. И в этой связи огромное значение имеет позиция взрослого человека. Ведь представление о ребенке с нарушением слуха у слышащего школьника складывается под влиянием окружающих взрослых.

Целесообразно организовывать коллективные формы игровой и практической деятельности, которые позволят ребенку с нарушениями слуха быть успешным наравне с нормально развивающимися сверстниками и преодолеть возникающие у него на первых этапах обучения коммуникативные трудности.

Организация сопровождения осуществляется дефектологом и психологом в условиях массовой школы образовательном учреждении, как правило, в виде дополнительных занятий по 30-35 минут три раза в неделю.

Особое место в образовательном процессе занимает работа с родителями. Родители посещают коррекционные и консультативные занятия их ребенка с сурдопедагогом. Также дефектолог и психолог разрабатывают систему дополнительных заданий, которые проводятся родителями в виде игр как с помощью звукоусиливающей аппаратуры, так и без нее.

Психолого-педагогическое сопровождение детей c нарушениями слуха это:

комплекс диагностических, коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребёнка раннего возраста с нарушениями развития, стимуляцию его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребёнка с родителями и окружающим миром.

 

28. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Основными целями коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической педагогической, логопедической, социальной помощи. Обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа детей носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нарушениями опрно0двигательного аппарата (двигательные нарушения, имеющие разные причины и разную степень выраженности, ДЦП, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, порезы и парапорезы нижних и верхних конечностей).

Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1 –я ступень: - начальное общее образование (4-5 лет);

2 – я ступень: - основное общее образование (6лет);

3 – я ступень: - среднее (полное) общее образование (2года).

В первый класс (группу) принимают детей с 7-ми лет, однако допускают прием детей и старше этого возраста на 1-2 года. Для детей, не посещавших детский сад, открыт подготовительный класс. Количество детей в классе (группе) не более 10 человек. Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребенка, его роль и познавательную деятельность в целом.

Система помощи предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежат раннее выявления, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерств здравоохранения, образование и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы – интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка т различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течении длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлинике врачами (невропатологами, педиатром, ортопедом), которые руководят лечение ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях, является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушений оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психологических больницах) или санатории. Дети для которых все виды лечебно-педагогической помощи оказываются неэффективными, а также, родители которых по каким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством под временную или постоянную опеку. Она направляется в дом ребенка, а потом в интернаты Министерства социальной защиты.

Дети проживающие в маленьких городах или сельской местности, лишены в настоящее время возможности обучения в специализированных учреждениях. Они учатся либо в обычных школах, либо на дому, что значительно снижает качество усвоения знаний, лишается возможности приобретения необходимых трудовых нарушений.

Трудовые воспитания осуществляется в повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии. Профориентация детей с церебральным параличом проводиться в течении всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростков. В школах-интернатах работают различные мастерские: швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу и другим специальностям.

После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведений, для поступления в которые они имеют определенные льготы. При трудоустройстве инвалидов строго следует рекомендациями ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии). При сохранном интеллекте можно овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...