Матрица стратегических альтернатив
Как видно из табл. 7.1, каждая из базовых стратегий имеет множество альтернативных вариантов реализации. Стратегические альтернативы реализуются через набор мероприятий, при этом по каждому мероприятию и в целом по каждому направлению целесообразно определить необходимые затраты и ожидаемый экономический эффект. 7.2. Стратегическое планирование
Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. На крупных предприятиях стратегический план, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста, оно призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.
В стратегическом планировании важную роль играет государственное регулирование экономической политики, обоснование перспективных направлений развития всей рыночной системы. Наиболее важным в стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия раскрывает смысл существования предприятия, в котором проявляются отличия данного предприятия от других. Миссия – это главная цель предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются и устанавливаются в рамках выбранной предприятием миссии. Стратегическое планирование является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений. Целями стратегического планирования на предприятии могут быть: 1. Определение перспективного направления развития предприятия и основных видов деятельности, увязка в единую систему всех основных направлений деятельности, более четкое понимание структуры потребности, процессов планирования, продвижения и сбыта продукции, механизмов формирования рыночных цен. 2.Четкое определение каждому подразделению предприятия конкретных целей, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия, что обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия. 3. Определение альтернативных действий предприятия на долгосрочный период. 4. Создать основу для распределения ограниченных экономических ресурсов. Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя осуществление следующих взаимосвязанных функций: 1) определение долгосрочной стратегии, основных целей и задач развития предприятия;
2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии; 3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка; 4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия; 5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции; 6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач; 7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации. Каждый этап имеет свое специфическое содержание для конкретных предприятий. В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому подразделению варианты первоначальных показателей валовой и нераспределенной (чистой) прибыли на долгосрочный период. После их рассмотрения подразделения выдвигают свои предложения и, тем самым, создаются необходимые предпосылки для выработки общих целей стратегического планирования. Можно сказать, что главная задача стратегического планирования на предприятиях состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития. В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели: Этими сферами являются положение предприятия на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность. При стратегическом планировании предприятиями могут использоваться такие стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен, а также целевые стратегии: как маркетинговая, производственная, финансовая, конкурентная и т.д. На российских предприятиях широкое распространение получила стратегия выживания, на зарубежных – завоевание лидерства на рынке.
Стратегическое планирование можно представить в виде последовательности следующих этапов (рис 7.1). Стратегическое планирование является важнейшей функцией управления предприятием. Процесс стратегического планирования на предприятии может быть представлен в виде алгоритма, состоящего из последовательных этапов. Первый этап процесса стратегического планирования представляет собой стратегический анализ. Стратегический анализ предопределяет выбор возможных вариантов стратегии в зависимости от внешней и внутренней среды, т. е. учитывает важнейшие факторы, влияющие на экономику предприятия, он обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Диагностика внешней среды должна выявить стратегически важные тенденции развития в области экономики, техники, правового регулирования, экологии, политики. Диагностика внутренней среды предприятия должна проводиться с позиций маркетингового управления предприятием по функциям: производство, НИОКР, рабочая сила, менеджмент, финансы. Маркетинговая ориентация анализа является определяющей. Анализ внутренней среды по предлагаемым функциям ведется по своему предприятию и по предприятиям-конкурентам. Выявить и оценить свои слабые и сильные стороны по сравнению с конкурентами, определить возможности и угрозы со стороны внешней среды предприятие может, используя метод SWOT-анализа (силы, слабости, возможности, угрозы — по начальным буквам идентичных английских слов) (табл. 7.2.). На основе информации о внешней и внутренней среде предприятие выделяет то главное, на чем оно должно сосредоточить свое внимание. Таблица 7.2. Матрица SWOT
На втором этапе проводится выделение стратегических областей деятельности — стратегических зон хозяйствования и при необходимости - организация стратегических центров хозяйствования. Под стратегической зоной хозяйствования понимается определенный отраслевой рынок, на который выходит или хочет выйти предприятие (или его отдельные стратегические центры хозяйствования). Стратегический центр хозяйствования — это относительно независимое производственное подразделение (филиал, или самостоятельное предприятие), ориентированное на одну или несколько стратегических зон хозяйствования и отвечающее за выработку стратегической позиции в данном направлении. Следовательно, стратегические зоны и центры хозяйствования -это тот инструмент, который может дать картину будущего изменения организации, что важно для принятия эффективных стратегических решений. Таким образом, на данном этапе проводится выбор конкурентных позиций для стратегических зон хозяйствования, отслеживаются жизненные циклы спроса, технологии, товара. Выбор производится с помощью матрицы БКГ (Бостонской консультационной группы) с использованием эффекта синергизма. Эффект синергизма проявляется в стратегических преимуществах, которые возникают при объединении нескольких предприятий в более крупную организацию, либо при объединении для достижения единых целей обособленных стратегических центров хозяйствования в рамках одного предприятия. На третьем этапе делается оценка возможностей стратегических позиций с точки зрения уровня привлекательности, конкурентоспособности. На четвертом этапе на основе оценки стратегических зон хозяйствования производится выбор бизнес-портфеля. На пятом этапе представляется целесообразным перейти к технико-экономическому планированию, т. е. к планированию по функциям. Шестым этапом процесса стратегического планирования является разработка финансового плана предприятия, предусматривающего баланс расходов и поступлений, расчеты безубыточности, прогноз формирования и распределения прибыли. Эффективность финансовой политики определяется через модель денежных потоков. На седьмом этапе производится документирование ранее проведенных расчетов. Стратегический план предприятия оформляется в виде единого документа, содержание которого может быть достаточно произвольным.
Заключительным, восьмым этапом, является контроль и/или корректировка плана. Это этап слежения за результатами и сравнения. Контролю подвергаются все этапы стратегического плана, и в зависимости от меняющейся обстановки стратегический план может быть скорректирован. На основе приведенного анализа и оценки возможных вариантов принимается окончательное решение о выборе наиболее целесообразной стратегии. Функциональная стратегия — управленческий план действий отдельного подразделения или ключевого функционального направления внутри определенной сферы бизнеса. Функциональная стратегия, хотя и является более узкой по сравнению с деловой стратегией, конкретизирует отдельные детали в общем плане развития предприятия за счет определения подходов, необходимых действий и практических шагов по обеспечению управления отдельными подразделениями или функциями бизнеса. Функциональную стратегию можно назвать рабочей стратегией. Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. В этой связи могут разрабатываться следующие функциональные стратегии: • стратегия маркетинга; • финансовая стратегия; • стратегия инноваций; • стратегия производства; • стратегия организационных изменений и др. Набор функциональных стратегий на том или ином конкретном предприятии определяется составом специфических целей, которые ставит перед собой руководство предприятия. Стратегия маркетинга — это способ действия на рынке, руководствуясь которым предприятие выбирает цели и определяет наиболее эффективные пути их достижения. Цель устанавливает границы и сферы рыночной деятельности (конкурентные преимущества, овладение новым рынком и др.). Финансовая стратегия — представляет собой общее направление и способ использования средств для достижения поставленных целей управления финансами предприятия. Целями в данном случае могут быть: максимизация прибыли при минимизации расходов, оптимизация структуры активов предприятия, обеспечение финансовой стабильности предприятия в обозримом будущем. Инновационную стратегию можно определить как взаимосвязанный комплекс технических, технологических и организационных действий, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивое его развитие. Стратегия производства представляет собой комплекс взаимосвязанных мер по выбору продукции (услуг), технологии и организации производства, позволяющих обеспечить устойчивое эффективное развитие производства. Стратегия организационного развития — это многоуровневая система преобразований, нацеленных на средне- и долгосрочную перспективу и предусматривающих изменение организационной структуры управления, методов работы, организационной культуры.
Контрольные вопросы. 1. Что определяет стратегия деятельности предприятия и какими основными чертами она обладает? 2. Какие базовые стратегии деятельности предприятия выделяют и в чем их сущность? 3. Охарактеризуйте матрицу стратегических альтернатив. 4. Дайте определение стратегического планирования. В чем его экономическая сущность и главная цель? 5. Зачем и как на предприятии формулируются миссия и цель деятельности? 6. Охарактеризуйте этапы стратегического планирования. 7. Охарактеризуйте SWOT-анализ и его методику. 8. Какие виды стратегий выделяют в рамках стратегического планирования на предприятии? Приведите их характеристику. Литература 1. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 352 с. 2. Организация производства и управление предприятием. Учебник. – М.: Инфра-М., 2005. 3. Слиньков В. Н. Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей. Стратегический контроль. – М.: КНТ: 2008. 4. Экономика предприятия. Учебник под ред. В.М. Семенова., СПб., Питер, 2007 5. Экономика предприятия. Кантор Е.Л., Маховикова Г.А., СПб, Питер 2007
Делить шкуру неубитого медведя по научному называется «бизнес-планирование». Народная мудрость. Глава 8. Планирование и прогнозирование на предприятии 8.1. Принципы, методы и виды планирования
Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы и абсолютные значения роста предприятия, как в текущем периоде, так и в перспективе. Результат планирования — оформленный и утвержденный руководством предприятия план. Планирование подчинено ранее утвержденным стратегическим целям предприятия. В теории планирования выделяют следующие принципы планирования (по А. Файолю): единства, непрерывности, гибкости, точности, участия. Принцип единства предопределяет системность планирования, означающий существование совокупности структурных элементов объекта планирования, находящихся во взаимосвязи и подчиненных единому направлению их развития, ориентированного на общие цели. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов предприятия становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений, их интеграции. Принцип непрерывности планирования основывается на использовании взаимосвязи элементов и одновременности внесения изменений плана по горизонтали и вертикали управления. Регулирование и координация в управлении процессами планирования основываются на общих аксиоматических правилах: • нельзя планировать эффективно, если на данном уровне управления планирование не связано с планированием функциональных служб (управлений, отделов, секторов); • любые изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других по линиям (каналам) взаимосвязей. На каждом уровне управления осуществляется интеграция плановой деятельности, и каждый план вышестоящего уровня управления является интегрированным и более расширенным (но менее детализированным), чем план нижестоящего уровня. План функционального подразделения на одном уровне управления является составной частью общего плана данного уровня. Предпосылками непрерывности планирования являются: • неопределенность и изменчивость внешних факторов производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия; • изменчивость внутренних факторов производства, стратегических целей, ценностей и возможностей предприятия. Принцип гибкости планирования связан прежде всего с включением в методы и процессы планирования возможностей внесения изменений. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Каждый план должен составляться с заданной степенью точности адекватной неопределенности внешней среды. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют условия деятельности предприятия. Точность планирования связана как с определением общего и локальных периодов разработки плана предприятия, так и с требованиями к детализации планов и качеству исполнителей — разработчиков плана. Принцип участия означает, что каждый работник предприятия в определенной мере становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным. Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). Принято выделять четыре основных этапа планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их исполнением. Методы планирования. Выделяют несколькометодов планирования: § балансовый; § расчетно-аналитический; § экономико-математический; § графоаналитический; § сетевой; § программно-целевой Балансовый метод планирования устанавливает взаимосвязь между потребностями в ресурсах и их источниками. Для этого на предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, финансовый баланс и др. Расчетно-аналитический метод применяется для анализа динамики показателей плана и факторов, обеспечивающих их необходимый количественный уровень. Согласно данного метода определяется базисный уровень показателей плана и их изменение в плановом периоде, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем. Экономико-математический метод позволяет создать модель отражающую зависимость плановых показателей от основных факторов производства. Графоаналитический метод позволяет представить результаты экономического анализа в виде таблиц, графиков и других графических средств. Сетевой метод является разновидностью графоаналитического и позволяет моделировать параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам. Программно-целевой метод направлен на создание планов в виде программ, т.е. комплекса задач и мероприятий, которые объединены общей целью и сроками. Виды планирования. Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др. По срокам различают следующие виды планирования. Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период более 5 лет. Подобные планы призваны определять долгосрочную стратегию предприятия. Среднесрочное планирование охватывает период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим, в таком случае составляется скользящий план на 5 лет. В данном виде плана первы год детализируется до уровня текущего плана. Текущее планирование осуществляется на период до 1 года и включает полугодовые, квартальные, месячные и т.д. планы. Оперативно-производственные планы уточняют задания текущего плана на более короткие отрезки времени по отдельным производственным подразделениям. Этот вид плана обеспечивает ритмичность выпуска продукции и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей. По обязательности плановых заданий: директивное, индикативное. Директивное характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий. Используется на предприятиях при разработке текущих планов. Индикативное планирование – это государственное планирование макроэкономического развития, через регулирование цен, тарифов, ставок налогов и т.п. Индикаторы – это параметры, характеризующие состояние и направление развития экономики, выработанные органами государственного управления. В целом план носит направляющий, рекомендательный характер. Применяется на предприятиях при разработке перспективных планов. По содержанию планов следует выделять: технико-экономическое, оперативно-производственное, организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование и т. д. Каждый из них предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т. д. По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды планирования, как фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, относящихся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации. На среднем уровне управления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем — производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т. д.). По методам обоснования находят применение следующие системы планирования: рыночное, индикативное и административное, или централизованное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная система планирования. Централизованное планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов. В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Рыночное планирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. Индикативное планирование — это, по существу, государственное регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей. По сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное; объектами планирования в том или ином случае служит соответствующая производственная система или подразделение предприятия. По стадиям разработки планирование бывает предварительное и окончательное. На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем силу закона. По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей. По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное. Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач. Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным. Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы. В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций принято выделять четыре основных вида временной ориентации или типологии составления планов. По классификации Р. Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других — на настоящее (инактивная), у третьих — на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но неразделимых видов планирования. Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий. Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскания путей его построения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|