Прогнозирование на предприятии
Прогнозирование — это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, социально-экономических и политических факторов. Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленной цели по времени и ресурсам, выраженным в деньгах. Прогнозирование делится на две ветви — экономическое и научно-техническое. Задачами экономического прогнозирования являются: § предвидение возможного наличия и распределения ресурсов по различным секторам экономики и направлениям, по которым может действовать предприятие; § определение нижних и верхних границ получаемых результатов на вложенный труд и капитал по выбранным прогнозным объектам; § оценка максимально возможного количества ресурсов, выделение которых для развития предприятия в выбранном целевом направлении оправдано для решения соответствующей хозяйственной и научно-технической проблемы, и др. Научно-технический прогноз определяет вероятное натурально-вещественное состояние прогнозируемого объекта. Методы прогнозирования можно разделить на пассивные и активные. Пассивный прогноз основан на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью; активный (или целевой) — основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов.
Практическая задача прогнозирования как одного из элементов хозяйственного управления — определить реальность и целесообразность намеченной стратегии, поэтому прогнозирование имеет значительное сходство с планированием. Однако планирование — это процесс принятия и практического осуществления управленческих решений, тогда как задача прогнозирования — формирование возможных предпосылок принятия подобных решений. План и прогноз — это не два альтернативных подхода к установлению перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления предприятиями. Поэтому во всех случаях должен быть обеспечен переход от прогнозируемых показателей к планируемым с учетом их различий. Прогноз подразумевает только анализ внутренних возможностей предприятия. Для того чтобы прогноз мог явиться основой разработки стратегического плана и организации управления предприятием, он должен охватывать значительно более широкий круг вопросов, чем внутренняя деятельность предприятия, и в том числе: § анализ развития отрасли прогнозируемого направления производства продукции, ее характеристику и современное состояние спроса и предложения; § основные макротехнические и организационно-экономические проблемы и сроки их решения в отрасли, стране и за ее пределами; § наличие материалов, технологии и оборудования, пригодных для изготовления прогнозируемой продукции; § ожидаемый объем производства целевой для предприятия продукции у конкурентов и будущая потребность в них на рынках; § ожидаемую стоимость разработки и производства этой продукции и ее рыночную цену;
§ мощность, необходимую для эффективного изготовления новой целевой продукции; § потребность в трудовых ресурсах и их наличие с учетом изменения структуры персонала, его квалификации и ожидаемого роста производительности труда; § выявление перспективных для предприятия технических и хозяйственных решений, уже подготовленных, но не получивших широкого практического применения; § оценку важности проводящихся исследований, требующих затрат для решения будущих технических и хозяйственных задач. Разумеется, по структуре и параметрам прогноз должен соответствовать плану, т. е. давать однозначную оценку ожидаемого результата развития предприятия в течение всего периода прогнозирования и планирования. В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также целей, которые определяет руководство предприятия, используются два подхода к разработке прогнозов: 1) генетический (исследовательский); 2) целевой (нормативный). Задачи генетического прогнозирования — выявление экономических и производственно-технических закономерностей и возможностей данного направления производства исходя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка возможных изменений ассортимента, характеристик и объема выпускаемой продукции; определение достижимых значений экономических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска. Целевое прогнозирование направлено на формулирование и конкретизацию перспективных целей развития данного предприятия и определение необходимых средств и сроков для решения отдельного комплекса и всех вместе взятых задач перестройки производства, создания и освоения выпуска новых изделий с необходимыми техническими и экономическими показателями в требуемых объемах. Основой данного прогноза являются установочная цель и требующиеся ее будущие параметры, на основании которых достигается цель и определяются возможные пути движения от настоящего к будущему. В прогнозах, которые разрабатываются на предприятиях, предусматривается, как правило, использование целевого подхода, т. е. ориентация на удовлетворение потребностей владельца и решение стоящих перед предприятием социальных, экономических, технических, производственных и прочих, в том числе амбициозных, задач, позволяющих определить и экономически обосновать его перспективную политику. При этом не исключается параллельное использование и генетического подхода, на основе которого возможно получение более объективной картины будущего, чем с помощью целевого прогнозирования. Составление и согласование прогнозов на базе указанных двух подходов способствует получению наиболее полного материала для определения политики предприятия.
По срокам прогнозы делятся на четыре группы: 1) оперативные — со сроком до 3-6 месяцев от начала отсчета прогноза; 2) краткосрочные — до 1 года; 3) среднесрочные — до 2-3 лет; 4) долгосрочные - на период до 10-20 лет и более. Как правило, чем длительнее период, на который составляется прогноз, тем значительнее в будущем может быть отклонение фактических данных от прогнозируемых. Выбор периода прогнозирования определяется действием трех факторов: степенью риска предприятия в случае принятия ошибочного решения, динамикой и конъюнктурой рынка, жизненным циклом прогнозируемой продукции.
Контрольные вопросы. 1. Дайте определение понятию планирование. 2. Назовите основные принципы планирования и дайте их характеристику. 3. Какие методы планирования вы знаете и в чем их сущность? 4. По каким признакам могут быть классифицированы различные виды планов на предприятии? Приведите примеры классификаций. 5. Какие виды планов выделяют в зависимости от типа целей? 6. Что составляет основу прогнозирования на предприятия? 7. Какие два вида прогнозирования существует и в чем их сущность? 8. Охарактеризуйте методы прогнозирования на предприятии. 9. Какие аспекты охватывает процесс прогнозирования на предприятии? 10. Какие подходы к разработке прогнозов выделяют в зависимости от целей предприятия?
Литература. 1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА-М. 2001. 2. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 352 с. 3. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: МарТ; М.: ИКЦ МарТ, 2005. 4. Слиньков В. Н. Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей. Стратегический контроль. – М.: КНТ: 2008. 5. Экономика предприятия: Учеб. Пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ.ред. А.И. Ильина. – 2-е изд., испр. – М.: Новое издание, 2004. – 672 с. 6. Экономика предприятия. Кантор Е.Л., Маховикова Г.А., СПб, Питер 2007
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|