Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогнозирование на предприятии




 

Прогнозирование — это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достиже­ния поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, социально-экономических и политических факторов. Прогнозы учитывают требования плана, но являются самостоятель­ной формой предвидения объективного процесса и возможного конеч­ного результата реализации поставленной цели по времени и ресур­сам, выраженным в деньгах.

Прогнозирование делится на две ветви — экономическое и научно-техническое.

Задачами экономического прогнозирования являются:

§ предвидение возможного наличия и распределения ресурсов по различным секторам экономики и направлениям, по которым может действовать предприятие;

§ определение нижних и верхних границ получаемых результатов на вложенный труд и капитал по выбранным прогнозным объектам;

§ оценка максимально возможного количества ресурсов, выделе­ние которых для развития предприятия в выбранном целевом направлении оправдано для решения соответствующей хозяй­ственной и научно-технической проблемы, и др.

Научно-технический прогноз определяет вероятное натурально-вещественное состояние прогнозируемого объекта.

Методы прогнозирования можно разделить на пассивные и активные.

Пассивный прогноз основан на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью; активный (или целе­вой) — основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов.

Практическая задача прогнозирования как одного из элементов хо­зяйственного управления — определить реальность и целесообразность намеченной стратегии, поэтому прогнозирование имеет значительное сходство с планированием. Однако планирование — это процесс приня­тия и практического осуществления управленческих решений, тогда как задача прогнозирования — формирование возможных предпосылок принятия подобных решений.

План и прогноз — это не два альтернативных подхода к установле­нию перспектив экономического и технического развития, а взаимно дополняющие друг друга стадии разработки хозяйственных планов при определяющей роли плана как главного инструмента управления пред­приятиями. Поэтому во всех случаях должен быть обеспечен переход от прогнозируемых показателей к планируемым с учетом их различий.

Прогноз подразумевает только анализ внутренних возможностей предприятия. Для того чтобы прогноз мог явиться основой разработ­ки стратегического плана и организации управления предприятием, он должен охватывать значительно более широкий круг вопросов, чем внутренняя деятельность предприятия, и в том числе:

§ анализ развития отрасли прогнозируемого направления произ­водства продукции, ее характеристику и современное состояние спроса и предложения;

§ основные макротехнические и организационно-экономические проблемы и сроки их решения в отрасли, стране и за ее пределами;

§ наличие материалов, технологии и оборудования, пригодных для изготовления прогнозируемой продукции;

§ ожидаемый объем производства целевой для предприятия про­дукции у конкурентов и будущая потребность в них на рынках;

§ ожидаемую стоимость разработки и производства этой продук­ции и ее рыночную цену;

§ мощность, необходимую для эффективного изготовления новой целевой продукции;

§ потребность в трудовых ресурсах и их наличие с учетом измене­ния структуры персонала, его квалификации и ожидаемого роста производительности труда;

§ выявление перспективных для предприятия технических и хо­зяйственных решений, уже подготовленных, но не получивших широкого практического применения;

§ оценку важности проводящихся исследований, требующих за­трат для решения будущих технических и хозяйственных задач.

Разумеется, по структуре и параметрам прогноз должен соответствовать плану, т. е. давать однозначную оценку ожидаемого результата развития предприятия в течение всего периода прогнозирования и планирования.

В зависимости от внутренней и внешней ситуации, а также целей, которые определяет руководство предприятия, используются два под­хода к разработке прогнозов: 1) генетический (исследовательский); 2) целевой (нормативный). Задачи генетического прогнозирования — выявление экономических и производственно-технических законо­мерностей и возможностей данного направления производства исхо­дя из естественной, присущей этому направлению логики развития; оценка возможных изменений ассортимента, характеристик и объема выпускаемой продукции; определение достижимых значений эконо­мических и технических параметров и показателей новых изделий и сроков их выпуска.

Целевое прогнозирование направлено на формулирование и конкре­тизацию перспективных целей развития данного предприятия и опре­деление необходимых средств и сроков для решения отдельного комп­лекса и всех вместе взятых задач перестройки производства, создания и освоения выпуска новых изделий с необходимыми техническими и экономическими показателями в требуемых объемах. Основой данно­го прогноза являются установочная цель и требующиеся ее будущие па­раметры, на основании которых достигается цель и определяются воз­можные пути движения от настоящего к будущему.

В прогнозах, которые разрабатываются на предприятиях, пред­усматривается, как правило, использование целевого подхода, т. е. ориентация на удовлетворение потребностей владельца и решение стоящих перед предприятием социальных, экономических, техниче­ских, производственных и прочих, в том числе амбициозных, задач, позволяющих определить и экономически обосновать его перспектив­ную политику. При этом не исключается параллельное использова­ние и генетического подхода, на основе которого возможно получение более объективной картины будущего, чем с помощью целевого про­гнозирования. Составление и согласование прогнозов на базе указан­ных двух подходов способствует получению наиболее полного мате­риала для определения политики предприятия.

По срокам прогнозы делятся на четыре группы:

1) оперативные — со сроком до 3-6 месяцев от начала отсчета про­гноза;

2) краткосрочные — до 1 года;

3) среднесрочные — до 2-3 лет;

4) долгосрочные - на период до 10-20 лет и более.

Как правило, чем длительнее период, на который составляется про­гноз, тем значительнее в будущем может быть отклонение фактиче­ских данных от прогнозируемых.

Выбор периода прогнозирования определяется действием трех факторов: степенью риска предприятия в случае принятия ошибочно­го решения, динамикой и конъюнктурой рынка, жизненным циклом прогнозируемой продукции.

 

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение понятию планирование.

2. Назовите основные принципы планирования и дайте их характеристику.

3. Какие методы планирования вы знаете и в чем их сущность?

4. По каким признакам могут быть классифицированы различные виды планов на предприятии? Приведите примеры классификаций.

5. Какие виды планов выделяют в зависимости от типа целей?

6. Что составляет основу прогнозирования на предприятия?

7. Какие два вида прогнозирования существует и в чем их сущность?

8. Охарактеризуйте методы прогнозирования на предприятии.

9. Какие аспекты охватывает процесс прогнозирования на предприятии?

10. Какие подходы к разработке прогнозов выделяют в зависимости от целей предприятия?

 

Литература.

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА-М. 2001.

2. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 352 с.

3. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: МарТ; М.: ИКЦ МарТ, 2005.

4. Слиньков В. Н. Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей. Стратегический контроль. – М.: КНТ: 2008.

5. Экономика предприятия: Учеб. Пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ.ред. А.И. Ильина. – 2-е изд., испр. – М.: Новое издание, 2004. – 672 с.

6. Экономика предприятия. Кантор Е.Л., Маховикова Г.А., СПб, Питер 2007

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...