Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды.




За экологические правонарушения предусмотрена дисцип­линарная, административная, уголовная и гражданско-пра­вовая ответственность.

Дисциплинарная ответственность применяется при нару­шениях работниками предприятий, учреждений, организа­ций дисциплины труда. Дисциплина труда — это обязатель­ное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, ины­ми законами, коллективным договором, соглашениями, тру­довым договором, локальными нормативными актами орга­низаций.

Дисциплинарная ответственность может применяться в случаях, если работники не выполняют свои обязанности, связанные с охраной окружающей среды, т. е. не соблюдают технологические регламенты производственных процессов, требования по своевременному контролю за техническим со­стоянием очистных сооружений, правила хранения легковос­пламеняющихся и токсичных веществ и т. п. Предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, вы­говор, увольнение по соответствующим основаниям.

В соответствии с нормами трудового законодательства предусмотрена также материальная ответственность тех лиц, должностные обязанности которых связаны с организацией природопользования и охраны окружающей среды. В соот­ветствии со ст. 238 ТК РФ "Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, не­посредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам". Таким образом, если по вине ра­ботника был нанесен ущерб окружающей природной среде, а также здоровью или имуществу граждан и работодателю пришлось этот ущерб возместить, то он вправе взыскать сумму возмещения ущерба со своего работника.

Административная ответственность. Согласно КоАП РФ административным проступком признается действие, посягающее на государственный или общественный порядок, соб­ственность, права и свободы граждан. КоАП РФ группирует экологические правонарушения по нескольким направлени­ям и в нескольких главах.

К проступкам, посягающим на государственную собствен­ность (гл. 7), в том числе нарушению прав на недра, воды, леса, животный мир, относятся, например:

• пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицен­зией) (ст. 7.3);

• самовольная добыча янтаря (ст. 7.5);

• самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6);

• самовольное занятие участка лесного фонда или участ­ка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9);

• пользование объектами животного мира без разреше­ния (лицензии) (ст. 7.11).

Как уже отмечалось выше, природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности: государствен­ной, муниципальной, частной и др. Действующим законода­тельством определены объекты, которые могут находиться только в государственной форме собственности. К таким объектам относятся, например, недра, кроме месторожде­ний общераспространенных полезных ископаемых. Например, если на земельном участке, который является частной соб­ственностью, находится нефтяная скважина, то она принад­лежит государству. Следовательно, владелец участка может добывать нефть только при наличии разрешения — лицен­зии. Если же на этом участке находится песчаный карьер (месторождение общераспространенного полезного ископае­мого), то он является собственностью владельца участка, | который может пользоваться карьером без специального раз­решения. Таким образом, если владелец земельного участка будет пользоваться нефтяной скважиной без наличия лицензии, то это будет являться нарушением права государствен­ной собственности на недра (ст. 7.3) и влечет за собой наложе­ние штрафа.

Следует различать право собственности на природные ресурсы и право природопользования. Выше было сказано, что природопользование может осуществляться в двух фор­мах: общей и специальной Общее природопользование осу­ществляется всеми гражданами свободно, т. е. граждане мо­гут пользоваться водными объектами — брать воду, купать­ся, ловить рыбу; лесами — собирать грибы и ягоды, гулять. Специальное природопользование осуществляется при нали­чии лицензии, т. е. если водоем, например, используется для выращивания товарной рыбы или заготовительная организа­ция занимается сбором лекарственных растений и грибов, то в первом случае необходимо наличие лицензии на водополь­зование, а во втором — наличие так называемого лесного билета. Таким образом, если эта деятельность будет осуще­ствляться без соответствующего разрешения, это будет на­рушением права государственной собственности на эти ре­сурсы и влечет за собой соответствующее взыскание — штраф.

Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды предполагают посягательства на ряд природных ресурсов (гл. 8):

• в отношении земель — порча земель, невыполнение обя­занностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, использование зе­мель не по целевому назначению, невыполнение обяза­тельных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.6—8.8);

• в отношении недр — нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение действую­щих стандартов, норм, правил, условий лицензии, регла­ментирующих деятельность на континентальном шельфе Рос­сийской Федерации (ст. 8.10, 8.17);

• в отношении водных ресурсов — нарушение правил их охраны, водопользования (ст. 8.13, 8.14);

• в отношении лесных ресурсов — нарушение порядка отвода лесосек, нарушение правил лесопользования, нарушение правил в области воспроизводства лесов, незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан, нарушение требова­ний к охране лесов (ст. 8.24—8.31);

• в отношении атмосферного воздуха — нарушение пра­вил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию и эксплуатация механических транспортных средств с превы­шением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22, 8.23);

• в отношении животного мира — нарушение правил ох­ раны среды обитания, путей миграции, переселения, аккли­матизации, порядка пользования животным миром, уничто­жение редких и находящихся под угрозой исчезновения жи­вотных или растений, а также правил охраны рыбных запасов (ст. 8.36—8.39).

Кодексом РФ об административных правонарушениях пре­дусмотрена также ответственность за экологические право­нарушения, которые имеют более общий характер. К ним, в частности, относятся:

• несоблюдение экологических требований при планиро­вании, технико-экономическом обосновании проектов, про­ектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, соору­жений или иных объектов (ст. 8.1);

• несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиоло­гических требований при обращении с отходами производ­ства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);

• нарушение законодательства об экологической экспер­тизе (ст. 8.4);

• сокрытие или искажение экологической информации (ст.8.5).

На руководителей или собственников предприятий, дея­тельность которых можно квалифицировать как админист­ративное правонарушение, могут накладываться следующие взыскания: предупреждение или штраф, максимальный раз­мер которого составляет 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Штраф с предприятий, учреждений, организаций может достигать 2000 МРОТ. Крайними мерами наказания являются приостановление или закрытие предприятия, а также ограни­чение или лишение права природопользования, т. е. лицензии.

Безусловно, такие низкие суммы штрафов не являются эффективной мерой наказания, хотя наложение штрафа не освобождает нарушителя от обязанности возмещения ущер­ба, причиненного загрязнением.

Во многих странах к предприятиям, которые загрязняют окружающую природную среду, применяют более жесткие меры. Например, в США штрафы за загрязнение окружаю­щей среды пропорциональны прибыли, которую получает вла­делец предприятия, не внедряя малоотходные и безотход­ные технологии, не используя очистные сооружения. Сумма штрафа в этом случае может достигать 25 тыс. долл. в день. К административной ответственности имеют право при­влекать специально уполномоченные органы по охране ок­ружающей природной среды, т. е. городские и областные комитеты по охране окружающей среды, рыбоохрана, лес­ная охрана, морские инспекции и т. д. Должностные лица органов экологического контроля имеют право посещать пред­приятия независимо от форм собственности, проверять со­блюдение предприятиями нормативов сбросов и выбросов, работу очистных сооружений. В случае обнаружения каких-либо нарушений службой экологического контроля прини­маются соответствующие меры.

Уголовная ответственность предусмотрена Уголовным ко­дексом Российской Федерации (УК РФ) за экологические пре­ступления.

Экологическое преступление — это виновное, противо­правное, общественно опасное деяние, посягающее на уста­новленный в России экологический правопорядок, экологи­ческую безопасность общества и причиняющее вред окружа­ющей природной среде и здоровью человека.

Экологические преступления выделены в отдельную гла­ву — гл. 26 "Экологические преступления" (ст. 246-262 УК РФ). Составы преступлений можно подразделить на две группы.

1. Нарушения экологических требований, норм и правил, которые относятся к окружающей среде в целом:

• нарушение правил охраны окружающей среды при про­изводстве работ (ст. 246);

• нарушение правил обращения экологически опасных ве­ществ и отходов (ст. 247);

• нарушение правил безопасности при обращении с мик­робиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

• нарушение ветеринарных правил и правил установлен­ных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249).

2. Нарушение экологических норм и правил, которыми ре­гулируется использование и охрана отдельных природные ресурсов и объектов:

• загрязнение вод (ст. 250);

• загрязнение атмосферы (ст. 251);

• загрязнение морской среды (ст. 252);

• нарушение законодательства РФ о континенталь номшельфе и об исключительной экономической зоне Российс­кой Федерации (ст. 253);

• порча земли (ст. 254);

• нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

• незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);

• нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

• незаконная охота (ст. 258);

• уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации (ст. 259);

• незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);

• уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);

• нарушение режима особо охраняемых природных тер­риторий и природных объектов (ст. 262).

Многие составы экологических преступлений закреплены в других главах УК РФ. В гл. 24 "Преступления против обще­ственной безопасности":

• нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных, строительных или иных ра­бот, на взрывоопасных объектах (ст. 215-217);

• нарушение правил учета, хранения, перевозки и ис­пользования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218);

• нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219);

• незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220).

В гл. 25 "Преступления против здоровья населения и об­щественной нравственности":

• нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236);

• сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237).

Высокая степень общественной опасности этого вида пра­вонарушений обусловлена тем, что объектом их посягатель­ства является стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Кон­ституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду. Тяжкими последствиями этих правонарушений явля­ется: причинение вреда здоровью человека (ст. 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК РФ), создание угрозы причинения су­щественного здоровью человека или окружающей среде (ст. 247 УК РФ), причинение существенного экологического вреда.

Причинение вреда здоровью человека выражается в рас­стройстве здоровья, временной или постоянной утрате тру­доспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам.

Создание угрозы причинения существенного вреда здо­ровью человека или окружающей среде подразумевает воз­никновение такой ситуации либо таких обстоятельств, кото­рые повлекли бы предусмотренные законом последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или ины­ми обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда.

Существенный экологический вред характеризуется воз­никновением заболеваний животных и растений, уничтоже­нием рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает сред­нестатистический в три и более раза; экологической ценнос­тью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древеснокустарнико-вой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уров­нем деградации земель.

Большинство экологических преступлений относятся к ка­тегории преступлений небольшой или средней тяжести и со­ответственно предусмотрены максимальные меры наказания в виде лишения свободы на срок до двух лет или не срок до пяти лет. Самым тяжким экологическим преступлением, пре­дусмотренным УК РФ, является экоцид (ст. 358), т. е. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравле­ние атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастро­фу. За экоцид предусмотрен максимальный срок лишения сво­боды до двадцати лет. Экоцид — преступление против мира и безопасности человечества, т. е. экологическая катастрофа в масштабах государства. Впервые понятие "экоцид" стало упот­ребляться во время войны, которую США вели во Вьетнаме. Со стороны вьетнамцев война велась партизанскими метода­ми. Партизаны скрывались в джунглях, американцы уничто­жали джунгли средствами массового поражения, используя химическое оружие, напалм, использовались даже бульдозе­ры, чтобы сровнять заросли с землей. Таким образом экологи­ческой системе страны был нанесен непоправимый урон.

Следует отметить, что экологические правонарушения относятся в России к категории наиболее распространенных, но при этом латентность экологических преступлений дос­тигает 95%. Специалисты отмечают низкую эффективность уго­ловной ответственности за экологические преступления. Так, уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях — загрязнениях водного и воздушного бассейнов — составляют 0,96% от общего числа экологических преступлений, загряз­нении земли — 0,75%.

Гражданско-правовая ответственность предполагает иму­щественную ответственность предприятия-загрязнителя за вред, который может быть нанесен вследствие его хозяй­ственной деятельности окружающей природной среде или здоровью человека.

При рассмотрении экономического механизма охраны ок­ружающей природной среды говорилось о плате за природо­пользование и за загрязнение окружающей природной сре­ды. Однако эти платежи не освобождают от возмещения вреда, возникшего в результате экологического правонару­шения, т. е. по вине его причинителя.

Вопрос о возмещении вреда регулируется гражданским законодательством, которое предусматривает полное возме­щение вреда, причиненного противоправным и виновным поведением, т. е. правонарушением. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" говорится о вреде, причи­ненном загрязнением окружающей природной среды, унич­тожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологичес­ких систем и другими экологическими правонарушениями.

Причинителями вреда являются юридические и физичес­кие лица, предприниматели независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, совершившие эко­логические правонарушения. Причинителем вреда может быть и сама природа: ее стихийные силы, катастрофы (землетря­сения, извержения вулканов, оползни и т. п.). Потерпевшими также могут быть юридические и физические лица, сама окружающая природная среда с ее объектами, ресурсами.

Итак, вследствие экологического правонарушения может быть нанесен вред окружающей природной среде и здоровью человека. В этом случае причинителя вреда обязан этот вред возместить. Законодательством предусмотрены разные фор­мы и порядок возмещения ущерба.

Если вред нанесен окружающей природной среде, то от имени "потерпевшей" природы истцами выступают соответствующие органы власти, экологические органы, которые в судебном порядке взыскивают с причинителя вреда денежную компенсацию на восстановление природных объектов.

Если вследствие загрязнения окружающей среды нане­сен ущерб здоровью людей, то пострадавшие имеют право на компенсацию, которая выплачивается либо государством, либо причинителем вреда. Порядок возмещения ущерба, сум­ма компенсации зависят от конкретных условий и будут рас­смотрены далее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...