Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды.
За экологические правонарушения предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Дисциплинарная ответственность применяется при нарушениях работниками предприятий, учреждений, организаций дисциплины труда. Дисциплина труда — это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организаций. Дисциплинарная ответственность может применяться в случаях, если работники не выполняют свои обязанности, связанные с охраной окружающей среды, т. е. не соблюдают технологические регламенты производственных процессов, требования по своевременному контролю за техническим состоянием очистных сооружений, правила хранения легковоспламеняющихся и токсичных веществ и т. п. Предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. В соответствии с нормами трудового законодательства предусмотрена также материальная ответственность тех лиц, должностные обязанности которых связаны с организацией природопользования и охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 238 ТК РФ "Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам". Таким образом, если по вине работника был нанесен ущерб окружающей природной среде, а также здоровью или имуществу граждан и работодателю пришлось этот ущерб возместить, то он вправе взыскать сумму возмещения ущерба со своего работника.
Административная ответственность. Согласно КоАП РФ административным проступком признается действие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. КоАП РФ группирует экологические правонарушения по нескольким направлениям и в нескольких главах. К проступкам, посягающим на государственную собственность (гл. 7), в том числе нарушению прав на недра, воды, леса, животный мир, относятся, например: • пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3); • самовольная добыча янтаря (ст. 7.5); • самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6); • самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9); • пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11). Как уже отмечалось выше, природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности: государственной, муниципальной, частной и др. Действующим законодательством определены объекты, которые могут находиться только в государственной форме собственности. К таким объектам относятся, например, недра, кроме месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Например, если на земельном участке, который является частной собственностью, находится нефтяная скважина, то она принадлежит государству. Следовательно, владелец участка может добывать нефть только при наличии разрешения — лицензии. Если же на этом участке находится песчаный карьер (месторождение общераспространенного полезного ископаемого), то он является собственностью владельца участка, | который может пользоваться карьером без специального разрешения. Таким образом, если владелец земельного участка будет пользоваться нефтяной скважиной без наличия лицензии, то это будет являться нарушением права государственной собственности на недра (ст. 7.3) и влечет за собой наложение штрафа.
Следует различать право собственности на природные ресурсы и право природопользования. Выше было сказано, что природопользование может осуществляться в двух формах: общей и специальной Общее природопользование осуществляется всеми гражданами свободно, т. е. граждане могут пользоваться водными объектами — брать воду, купаться, ловить рыбу; лесами — собирать грибы и ягоды, гулять. Специальное природопользование осуществляется при наличии лицензии, т. е. если водоем, например, используется для выращивания товарной рыбы или заготовительная организация занимается сбором лекарственных растений и грибов, то в первом случае необходимо наличие лицензии на водопользование, а во втором — наличие так называемого лесного билета. Таким образом, если эта деятельность будет осуществляться без соответствующего разрешения, это будет нарушением права государственной собственности на эти ресурсы и влечет за собой соответствующее взыскание — штраф. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды предполагают посягательства на ряд природных ресурсов (гл. 8): • в отношении земель — порча земель, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.6—8.8); • в отношении недр — нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение действующих стандартов, норм, правил, условий лицензии, регламентирующих деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 8.10, 8.17); • в отношении водных ресурсов — нарушение правил их охраны, водопользования (ст. 8.13, 8.14); • в отношении лесных ресурсов — нарушение порядка отвода лесосек, нарушение правил лесопользования, нарушение правил в области воспроизводства лесов, незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан, нарушение требований к охране лесов (ст. 8.24—8.31);
• в отношении атмосферного воздуха — нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22, 8.23); • в отношении животного мира — нарушение правил ох раны среды обитания, путей миграции, переселения, акклиматизации, порядка пользования животным миром, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или растений, а также правил охраны рыбных запасов (ст. 8.36—8.39). Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена также ответственность за экологические правонарушения, которые имеют более общий характер. К ним, в частности, относятся: • несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1); • несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2); • нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4); • сокрытие или искажение экологической информации (ст.8.5). На руководителей или собственников предприятий, деятельность которых можно квалифицировать как административное правонарушение, могут накладываться следующие взыскания: предупреждение или штраф, максимальный размер которого составляет 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Штраф с предприятий, учреждений, организаций может достигать 2000 МРОТ. Крайними мерами наказания являются приостановление или закрытие предприятия, а также ограничение или лишение права природопользования, т. е. лицензии. Безусловно, такие низкие суммы штрафов не являются эффективной мерой наказания, хотя наложение штрафа не освобождает нарушителя от обязанности возмещения ущерба, причиненного загрязнением.
Во многих странах к предприятиям, которые загрязняют окружающую природную среду, применяют более жесткие меры. Например, в США штрафы за загрязнение окружающей среды пропорциональны прибыли, которую получает владелец предприятия, не внедряя малоотходные и безотходные технологии, не используя очистные сооружения. Сумма штрафа в этом случае может достигать 25 тыс. долл. в день. К административной ответственности имеют право привлекать специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды, т. е. городские и областные комитеты по охране окружающей среды, рыбоохрана, лесная охрана, морские инспекции и т. д. Должностные лица органов экологического контроля имеют право посещать предприятия независимо от форм собственности, проверять соблюдение предприятиями нормативов сбросов и выбросов, работу очистных сооружений. В случае обнаружения каких-либо нарушений службой экологического контроля принимаются соответствующие меры. Уголовная ответственность предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) за экологические преступления. Экологическое преступление — это виновное, противоправное, общественно опасное деяние, посягающее на установленный в России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Экологические преступления выделены в отдельную главу — гл. 26 "Экологические преступления" (ст. 246-262 УК РФ). Составы преступлений можно подразделить на две группы. 1. Нарушения экологических требований, норм и правил, которые относятся к окружающей среде в целом: • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247); • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); • нарушение ветеринарных правил и правил установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249). 2. Нарушение экологических норм и правил, которыми регулируется использование и охрана отдельных природные ресурсов и объектов: • загрязнение вод (ст. 250); • загрязнение атмосферы (ст. 251); • загрязнение морской среды (ст. 252); • нарушение законодательства РФ о континенталь номшельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253); • порча земли (ст. 254); • нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); • незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);
• нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257); • незаконная охота (ст. 258); • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации (ст. 259); • незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260); • уничтожение или повреждение лесов (ст. 261); • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262). Многие составы экологических преступлений закреплены в других главах УК РФ. В гл. 24 "Преступления против общественной безопасности": • нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных, строительных или иных работ, на взрывоопасных объектах (ст. 215-217); • нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218); • нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); • незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220). В гл. 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности": • нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236); • сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237). Высокая степень общественной опасности этого вида правонарушений обусловлена тем, что объектом их посягательства является стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду. Тяжкими последствиями этих правонарушений является: причинение вреда здоровью человека (ст. 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК РФ), создание угрозы причинения существенного здоровью человека или окружающей среде (ст. 247 УК РФ), причинение существенного экологического вреда. Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний животных и растений, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древеснокустарнико-вой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель. Большинство экологических преступлений относятся к категории преступлений небольшой или средней тяжести и соответственно предусмотрены максимальные меры наказания в виде лишения свободы на срок до двух лет или не срок до пяти лет. Самым тяжким экологическим преступлением, предусмотренным УК РФ, является экоцид (ст. 358), т. е. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. За экоцид предусмотрен максимальный срок лишения свободы до двадцати лет. Экоцид — преступление против мира и безопасности человечества, т. е. экологическая катастрофа в масштабах государства. Впервые понятие "экоцид" стало употребляться во время войны, которую США вели во Вьетнаме. Со стороны вьетнамцев война велась партизанскими методами. Партизаны скрывались в джунглях, американцы уничтожали джунгли средствами массового поражения, используя химическое оружие, напалм, использовались даже бульдозеры, чтобы сровнять заросли с землей. Таким образом экологической системе страны был нанесен непоправимый урон. Следует отметить, что экологические правонарушения относятся в России к категории наиболее распространенных, но при этом латентность экологических преступлений достигает 95%. Специалисты отмечают низкую эффективность уголовной ответственности за экологические преступления. Так, уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях — загрязнениях водного и воздушного бассейнов — составляют 0,96% от общего числа экологических преступлений, загрязнении земли — 0,75%. Гражданско-правовая ответственность предполагает имущественную ответственность предприятия-загрязнителя за вред, который может быть нанесен вследствие его хозяйственной деятельности окружающей природной среде или здоровью человека. При рассмотрении экономического механизма охраны окружающей природной среды говорилось о плате за природопользование и за загрязнение окружающей природной среды. Однако эти платежи не освобождают от возмещения вреда, возникшего в результате экологического правонарушения, т. е. по вине его причинителя. Вопрос о возмещении вреда регулируется гражданским законодательством, которое предусматривает полное возмещение вреда, причиненного противоправным и виновным поведением, т. е. правонарушением. В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" говорится о вреде, причиненном загрязнением окружающей природной среды, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Причинителями вреда являются юридические и физические лица, предприниматели независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, совершившие экологические правонарушения. Причинителем вреда может быть и сама природа: ее стихийные силы, катастрофы (землетрясения, извержения вулканов, оползни и т. п.). Потерпевшими также могут быть юридические и физические лица, сама окружающая природная среда с ее объектами, ресурсами. Итак, вследствие экологического правонарушения может быть нанесен вред окружающей природной среде и здоровью человека. В этом случае причинителя вреда обязан этот вред возместить. Законодательством предусмотрены разные формы и порядок возмещения ущерба. Если вред нанесен окружающей природной среде, то от имени "потерпевшей" природы истцами выступают соответствующие органы власти, экологические органы, которые в судебном порядке взыскивают с причинителя вреда денежную компенсацию на восстановление природных объектов. Если вследствие загрязнения окружающей среды нанесен ущерб здоровью людей, то пострадавшие имеют право на компенсацию, которая выплачивается либо государством, либо причинителем вреда. Порядок возмещения ущерба, сумма компенсации зависят от конкретных условий и будут рассмотрены далее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|