Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Санация предприятия, ее формы и эффективность




 

В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль от­водится его санации.

Санация – это система мероприятий по финан­совому оздоровлению предприятия, реализуемая с помощью сторонних юридических и физических лиц и направленная на пре­дотвращение банкротства предприятия.

В условиях рыночной экономики санация предприятий имеет значительный экономический потенциал, является важным инструмен­том регулирования структурных изменений и входит в систему наибо­лее действенных механизмов финансовой стабилизации предприятий.

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если пред­приятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внеш­ней помощи по своей инициативе;

2) если само предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для госу­дарственных предприятий);

3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить тре­бования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.

В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве предприятия при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга.

Наиболее широкий диапазон форм имеет санация, инициируе­мая самим предприятием до возбуждения кредиторами дела о его банкротстве. В этом случае она носит упреждающий характер, пол­ностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляе­мыми мерами внутренней финансовой стабилизации.

Инициируемая предприятием санация представляет сложный и во многих отношениях болезненный процесс, требующий эффективного финансового управления на всех стадиях его осуще­ствления. Такое управление осуществляется на предприятии по сле­дующим основным этапам (рис. 22.4).

1. Определение возможности и целесообразности проведения санации. На этом этапе управления по результатам диагностики банкротства и мониторинга осуществления мероприятий по внутренней финансовой стабилизации предприятия принимается принципиальное решение о проведении санации.

Целесообразность проведения санации обуславливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилиза­ции предприятия не достигло своих целей и кризисное финансовое состояние предприятия продолжает углубляться.

Возможность осуществления санации определяется перспек­тивами выхода из кризисного финансового состояния и успешного развития предприятия при оказании ему существенной внешней по­мощи на современном этапе. Если по результатам объективной оцен­ки такая перспектива имеется, то инициируемая предприятием сана­ция имеет шансы на успех.

2. Обоснование концепции санации. В зависимости от принципиаль­ного подхода различают оборонительную и наступательную концеп­ции осуществления санации предприятия.

Оборонительная концепция санации направлена на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности предприятия, обеспечивающее сбалансированность денежных потоков на более низ­ком объемном их уровне. Эта концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации предприятия, в процессе которой оно избавляется от ряда производ­ственных структурных подразделений, незавершенных реальных ин­вестиций и других видов активов в целях финансовой стабилизации.

Наступательная концепция санации направлена на диверси­фикацию операционной и инвестиционной деятельности предприятия, обеспечивающую увеличение размера чистого денежного потока в предстоящем периоде за счет роста эффективности хозяйственной деятельности. В этом случае внешняя финансовая помощь и другие реорганизационные мероприятия, осуществляемые в процессе сана­ции, используются в целях расширения ассортимента конкурентоспо­собной продукции, выхода на другие региональные рынки, быстрого завершения начатых реальных инвестиционных проектов. Наступатель­ная концепция санации не противоречит основным параметрам об­щей стратегии экономического развития предприятия.

3. Определение направления осуществления санации. В за­висимости от масштабов кризисного состояния предприятия, иден­тифицированных в процессе диагностики банкротства, и принятой концепции санации различают два основных направления ее осуще­ствления:

1. Санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга. Такая санация осуществляется обычно как помощь предприя­тию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние идентифицировано как временное и не носит катастро­фического характера. Это направление санации не меняет статуса юридического лица санируемого предприятия.

2. Санация предприятия, направленная на его реструктуризацию (реорганизацию). Такая санация осуществляется при более глубоких масштабах кризисного финансового состояния предприятия и требу­ет осуществления ряда реорганизационных процедур, обеспечиваю­щих более эффективные организационные формы его хозяйственной деятельности. Как правило, этот вид санации связан с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия.

4. Выбор формы санации. Форма санации непосредственно характеризует тот механизм, с помощью которого достигаются ее основные цели. Эти формы определяются в рамках конкретного на­правления санации, избранного предприятием, с учетом особенностей его кризисной ситуации.

а) Санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга, может носить следующие основные формы:

§ дотации и субвенции за счет средств бюджета;

§ государственное льготное кредитование;

§ государственная гарантия коммерческим банкам по креди­там, выдаваемым санируемому предприятию;

§ целевой банковский кредит;

§ реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные;

§ выпуск облигаций и других долгосрочных ценных бумаг под гарантию санатора;

§ отсрочка погашения облигаций предприятия;

§ списание санатором-кредитором части долга.

б) Санация предприятия, направленная на его реструктуриза­цию (реорганизацию), может носить следующие основные формы:

§ слияние;

§ поглощение

§ разделение;

§ преобразование в открытое акционерное обществе.

5. Выбор санатора. Такой подбор осуществляется исходя из выбранных форм санации и предшествует разработке бизнес-плана санации предприятия, в которой санатор должен принимать обяза­тельное участие. В реальной практике разработка бизнес-плана са­нации часто осуществляется до выбора санатора и лишь представля­ется ему на рассмотрение.

При формах санации, направленных на рефинансирование дол­га предприятия, основными санаторами могут выступать:

§ собственники предприятия (в том числе и государственные органы — по предприятиям государственной формы собственности);

§ кредиторы предприятия;

§ коммерческий банк, осуществляющий обслуживание пред­приятия.

При формах санации, направленных на реструктуризацию (ре­конструкцию) предприятия, основными санаторами могут быть:

§ собственники предприятия;

§ предприятия-кредиторы;

§ сторонние хозяйствующие субъекты - юридические лица;

§ трудовой коллектив санируемого предприятия.

6. Подготовка бизнес-плана санации и расчет ее эффективности. Бизнес план санации представляет собой основной документ, определяющий цели и процесс осуществления санации предприятия-должника. Бизнес-план санации разрабатыва­ется обычно представителями санатора, предприятия-должника и не­зависимой аудиторской фирмы. В бизнес-плане санации содержатся следующие основные разделы:

§ общие сведения о предприятии;

§ оценка кризисного состояния предприятия;

§ обоснование концепции и формы санации предприятия;

§ система предлагаемых мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия;

§ ожидаемые результаты санации.

Расчет эффективности санации. Этот расчет позволяет оп­ределить целесообразность всего процесса санации, оценить альтернативные ее формы. Эффективность санации определяется путем соотнесения результатов (эффекта) и затрат на ее осущест­вление в предложенной форме.

Результаты санации (хотя и направлены на устранение непла­тежеспособности и восстановление финансовой устойчивости пред­приятия) в конечном итоге могут быть оценены размером дополни­тельной прибыли (разницей между ее суммой после и до осуществления санации). Дополнительная прибыль в этом случае получается за счет нормализации хозяйственной деятельности предприятия при соответ­ствующей финансовой поддержке (в сравнении с суммой прибыли, получаемой в условиях кризисного его развития). В процессе расче­та эффективности санации сумма дополнительной прибыли предпри­ятия приводится к настоящей стоимости.

Затраты на осуществление санации определяются путем раз­работки специального бюджета (бюджета санации). Принципиально эти затраты могут рассматриваться как инвестиции санатора в сани­руемое предприятие с целью получения прибыли (в прямой или кос­венной форме) в предстоящем периоде.

Такой подход позволяет применять для оценки эффективности санации те же методы, которые используются при оценке эффективности реальных инвестиций. Определенный нюанс в расчетах эффективности санации имеет определение эффекта синергизма, который сопутствует таким ее формам как слияние и поглощение. Этот эффект рассчитывается по формуле:

(22.8)

— сумма эффекта синергизма, достигаемого в процессе слияния (поглощения);

— прогнозируемая рыночная стоимость вновь создава­емого предприятия в процессе слияния (поглощения);

и — оценка рыночной стоимости отдельных объединяемых предприятий.

Сравнение эффективности различных форм санации позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант ее осуществления.

7. Утверждение бизнес-плана санации. После рассмотрения проекта бизнес-плана санации с расчетом ее эффективности всеми заинтересованными сторонами (предприятием-должником, его кре­диторами и санаторами) он утверждается их представителями и при­нимается к исполнению.

8. Мониторинг реализации сана­ции. Такой мониторинг включается в систему текущего и оператив­ного финансового контроллинга и обеспечивается финансовой служ­бой предприятия.

Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи или реорганизационных мероприятий нормализовать хозяйственную деятельность и избежать объяв­ления предприятия-должника банкротом с последующей его ликви­дацией.

Контрольные вопросы.

5. Банкротство и показатели неплатежеспособности предприятия.

6. Характерные причины неплатежеспособности российских предприятий.

7. Назовите стадии банкротства и процедуры, применяемые к предприятиям-должникам.

8. Перечислите и охарактеризуйте основные принципы антикризисного финансового управления предприятием.

9. Этапы формирования политики антикризисного управления и их содержание.

10. В чем сущность системы экспресс-диагностики угрозы банкротства.

11. Какие показатели используются при экспресс-диагностике угрозы банкротства?

12. Охарактеризуйте систему фундаментальной диагностики и ее этапы.

13. Перечислите и охарактеризуйте модели оценки угрозы банкротства.

14. В чем смысл коэффициента возможной нейтрализации угрозы банкротства, порядок его расчета?

15. Назовите этапы финансовой стабилизации предприятия, охарактеризуйте их.

16. Перечислите внутренние механизмы финансовой стабилизации предприятия.

17. Раскройте содержание оперативного механизма финансовой стабилизации.

18. В чем сущность тактического механизма финансовой стабилизации?

19. Стратегический механизм финансовой стабилизации и его содержание.

20. Санация предприятия и характеристика ее этапов.

21. Определение эффекта синергизма при оценке результативности санации.вопрос (23

Литература.

1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Л. Е. Сбровского. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2001.

2. Волков О. И., Скляренко В. К. Экономика предприятия: Курс лек­ций. М.: ИНФРА-М, 2003.

3. Патласов О. Ю., Сергиенко О. В. Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации. –М. Книжный мир – 2009.

4. Старков Ю.Г. Банкротство предприятия: анализ, учет и прогнозирование. – М.: Дашков и К, 2009.

5. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Е. Л. Кан­тора. СПб.: Питер, 2003.

6. Экономика фирмы: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ, 2003.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...