Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и методы экономического стимулирования рационального природопользования




Мировой и отечественный опыт показывает, что экономический механизм регулирования природоохранной деятельности должен дополняться аспектами экономической ответственности и заинтересованности в рациональном природопользовании, другими словами мерами экономического стимулирования.

В экономическом стимулировании рационального природопользования выделяют методы позитивной и негативной мотивации (франц. motif от лат. moveo ¾ двигаю).

К методам негативной мотивации (мерам ответственности) относятся платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба, которые призваны противодействовать нарушениям установленных законодательных актов и нормативов.

Методы позитивной мотивации (меры заинтересованности) нацелены на поощрение природопользователей, осуществляющих мероприятия по сохранению природной среды. Среди мер заинтересованности выделяют налоговые и кредитные льготы, субсидии и т.п.

Например, в Республике Беларусь все инструменты, используемые в системе экономического стимулирования можно условно подразделить на [25, с.280]:

─ поощрительные: льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т.п.;

─ принудительные: ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов;

─ компенсационные меры: возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.

Однако формирование системы эколого-экономического регулирования в переходный период развития экономики требует изучения и осмысления зарубежного опыта в этой области.

За рубежом применяются две разновидности методов экономического стимулирования рационального природопользования:

1) Ценовое, или налоговое, регулирование. Эти методы призваны путем повышения налоговых ставок «вытеснить» с рынка экологически опасные производства или продукцию, и наоборот, за счет применения налоговых льгот, безвозмездной помощи государства стимулировать развитие экологосовместимых производств и выпуск экологически чистой продукции.

В развитых странах к таким мерам относятся платежи за загрязнение окружающей среды; платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями; ресурсные платежи (платежи за право пользования природными ресурсами); продуктовые налоги (надбавка к цене продукции); дифференциация налогов на прибыль; предоставление субсидий, а также система экологического страхования.

Наряду с положительными существуют и негативные моменты использования ценовых методов, например, рост производственных затрат, снижение экологических результатов. Поэтому необходимо применять методы рыночного регулирования.

2) Рыночные механизмы, к которым относится рынок разрешений на выбросы.

Рынок разрешенийна выбросы — это система купли-продажи прав (лицензий) на выбросы, осуществляемая на основе конкуренции между природопользователями.

Торговля лицензиями основывается на принципе общей крыши, в соответствии с которым некоторая загрязняемая территория рассматривается в пределах четких границ, внутри которых предприятия-загрязнители обладают определенной свободой, менее жесткой регламентацией правил соблюдения стандартов качества окружающей среды. Предприятия могут договариваться между собой о масштабах природоохранной деятельности, компенсируя друг другу дополнительные затраты. Они вступают в отношения сотрудничества, имея общую цель — соблюдение требований к качеству среды на границе своей территории.

Таким образом, меры экономического стимулирования позволяют повысить эффективность природоохранной деятельности предприятий-природопользователей.

Вопросы для самопроверки знаний

1) Назовите три типа экономического механизма природопользования.

2) Перечислите элементы экономического механизма.

3) Какие блоки включает в себя кадастр природных ресурсов?

4) Что включает в себя система платного природопользования?

5) Какие платежи входят в экологический налог, взимаемый в Беларуси?

6) Как определяется размер экологического налога?

7) Какими законодательными актами регламентируется порядок взимания экологического налога в Республике Беларусь?

8) Перечислите источники финансирования природоохранных мероприятий.

9) Что понимается под экологическим страхованием?

10) Назовите разновидности и формы экологического страхования.

11) Назовите методы экономического стимулирования рационального природопользования.

12) Какие методы экономического стимулирования применяются в Республике Беларусь?

13) Дайте определение понятию «рынок разрешений на выбросы».

Тема 16. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности

16.1. Система эколого-экономического прогнозирования и планирования в Республике Беларусь.

16.2. Планирование природоохранной деятельности на предприятии.

16.3. Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов.

Ключевые слова: прогнозирование, планирование, долгосрочные прогнозы, среднесрочные прогнозы, краткосрочные прогнозы, экологический план предприятия, экологический паспорт предприятия.

16.1 Система эколого-экономического прогнозирования и планирования в Республике Беларусь

Основные направления и принципы экологической политики Республики Беларусь определены законодательными актами в этой области, а также Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития, которая разработана исходя из рекомендаций и принципов, изложенных в документах конференций ООН по окружающей среде и устойчивому развитию. При этом большое значение приобретает эколого-экономическое прогнозирование и планирование.

Система эколого-экономического прогнозирования и планирования ¾ это совокупность планов, прогнозов, программ по видам, формам, уровням и направлениям природоохранной деятельности.

Эколого-экономическое прогнозирование и планирование в Республике Беларусь осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях.

На макроуровне разрабатываются догло-, средне- и краткосрочные прогнозы социально-экономического развития республики, имеющие обособленный раздел, касающийся охраны окружающей среды, а также республиканские программы, планы по решению отдельных наиболее актуальных экологических проблем.

Так к долгосрочным прогнозам и программам относятся:

1) Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития республики (НСУР).

НСУР дает оценку природных ресурсов, определяет пути и мероприятия их рационального использования, содержит цели, задачи и направления государственной экологической политики.

2) Основные направления социально-экономического развития страны (Основные направления).

В Основных направлениях обоснованы приоритеты и целевые показатели, конкретизированы стратегические цели и задачи, намеченные в НСУР.

На среднесрочный период времени разрабатываются:

1) Программа социально-экономического развития республики (Программа).

Основной задачей Программы в области охраны окружающей среды является снижение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов на основе интенсивных методов их освоения, внедрения ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а также использования вторичных ресурсов и отходов.

В Программе дана оценка природно-ресурсного потенциала республики, конкретизированы мероприятия по охране природных ресурсов, а также определены основные направления организационно-экономического механизма охраны и рационального использования отдельных видов природных ресурсов.

2) Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (Национальный план).

Национальный план действий содержит оценку современного состояния природной среды, определяет первоочередные мероприятия по дальнейшему улучшению использования природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь. К таким мероприятиям, согласно Национальному плану действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006-2010 годы относятся:

─ улучшение экологической ситуации в крупных городах (Минске, областных центрах, Бобруйске, Полоцке, Мозыре, Светлогорске, Новополоцке и др);

─ дальнейшее решение экологических проблем рек Днепра, Западной Двины, Немана, Припяти, Западного Буга;

─ обеспечение населения качественной питьевой водой за счет снижения уровня загрязнения поверхностных и подземных вод;

─ организация сбора, использования и обезвреживания отходов;

─ обеспечение условий сохранения и самовоспроизводства биологического разнообразия, оптимизация сети особо охраняемых природных территорий;

─ развитие мониторинга окружающей среды, совершенствование статистического учета в области охраны окружающей среды;

─ совершенствование информационной системы, обеспечение открытости, достоверности и своевременности экологической информации;

─ совершенствование экономического механизма природопользования;

─ расширение и дальнейшее укрепление международного сотрудничества.

К краткосрочным прогнозам относится Годовой прогноз социально-экономического развития республики, который содержит наиболее детальные показатели в области охраны окружающей среды. Например, лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема капитальных вложений, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение.

Кроме этого объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются отдельные природные комплексы. Поэтому в Республике Беларусь разрабатываются и реализуются программы и комплексные проекты по решению отдельных проблем в области охраны окружающей среды (схемы охраны природы). К таким схемам следует отнести развитие сети особо охраняемых природных территорий, защиту населения от последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, программы «Здоровье народа», «Ресурсосбережение», «Питьевая вода» и т.д.

К мезоуровню относят территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование.

Так территориальное эколого-экономическое прогнозирование и планирование призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. К территориальным прогнозам, программам, планам следует отнести:

1) Территориальные планы действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

2) Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Территориальное эколого-экономическое прогнозирование и планирование служит для определения дальнейших действий по обеспечению научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов, недопущения негативного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранения природно-ресурсного потенциала Республики Беларусь.

Отраслевое прогнозирование и планирование связано с экологическими аспектами отдельных народнохозяйственных комплексов и видов деятельности (например, программы «Экология и транспорт», «Экология и энергетика», «Экологизация сельского хозяйства»). При этом отраслевые прогнозы, программы, планы согласовываются с основными показателями территориального прогнозирования.

На микроуровне, т.е. на уровне предприятий, объединений также осуществляется эколого-экономическое прогнозирование и планирование, основы которого будут рассмотрены дальше.

Таким образом, разработка программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется в целом по республике, в пределах административно-территориальных единиц, по отраслям экономики, а также на отдельных предприятиях в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Планирование природоохранной деятельности на предприятии

В настоящее время экологическое планирование на предприятии осуществляется в основном в отношении рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Планирование природоохранной деятельности на предприятии начинается со всестороннего анализа основных источников загрязнения. Так определяется уровень загрязнения от каждого источника на предприятии, сопоставление с установленными нормативами, выявление путей и направлений снижения уровня загрязнения.

Кроме этого основой для разработки планов по охране окружающей среды на предприятии являются [25, с.231]:

─ прогноз состояния окружающей среды в районе расположения предприятия;

─ региональные экологические программы;

─ комплексные планы экономического и социального развития территории;

─ территориальные комплексные схемы охраны природы;

─ стратегия и перспективы развития предприятия;

─ данные научно-технической информации;

─ предложения рабочих, служащих, специалистов и общественных экологических организаций.

На уровне предприятия к основным плановым документам в области рационального природопользования и охраны окружающей среды относятся:

1) экологический план предприятия, служащий приложением к бизнес-плану развития предприятия;

2) план предприятия по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;

3) экологический паспорт предприятия.

Как известно, одним из основополагающих элементов планирования на предприятии является бизнес-план. В бизнес-плане развития предприятия отражается экономическая программа эффективного управления производством направленная на получение максимальной прибыли путем совершенствования производственной, коммерческой и финансовой составляющей развития предприятия. При этом особое место отводится охране окружающей среды. Поэтому в бизнес-плане предприятия один из разделов называется экологический план, который посвящен мероприятиям по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

В экологическом плане предприятия находят отражение следующие аспекты [28, с.82]:

─ планирование потребности в природных ресурсах;

─ планирование мероприятий по охране окружающей среды;

─ планирование контроля за соблюдением экологических требований при осуществлении хозяйственной деятельности;

─ планирование экологических рисков и оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

─ планирование ресурсов для устранения последствий аварийных ситуаций и техногенных катастроф;

─ планирование финансово-экономических показателей экологической деятельности предприятия.

Согласно методическим рекомендациям по разработке прогнозов и бизнес-планов развития предприятия экологический план не является обязательным разделом. Поэтому на предприятиях целесообразно составлять план предприятия по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Этот план направлен на снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности предприятия на окружающую среду. Чаще всего в структуру плана входит один из перечисленных ниже разделов:

─ охрана атмосферного воздуха, т.е. прогноз воздействия предприятия на состояние воздушного бассейна;

─ охрана и рациональное использование водных ресурсов ¾ комплекс мероприятий по сокращению потребления воды и снижению ее загрязнения;

─ охрана и рациональное использование земель, т.е. план мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения земель отходами производства;

─ обращение с отходами производства и потребления ¾ система мероприятий, направленных на раздельный сбор отходов и их реализацию, внедрение мало- и безотходных технологий;

─ охрана и рациональное использование минеральных ресурсов. Этот раздел планируется на предприятиях добывающей промышленности и содержит мероприятия по совершенствованию методов разработки месторождений полезных ископаемых и улучшению использования добываемого сырья.

При этом обязательным дополнением к каждому разделу является определение стоимости планируемых мероприятий, источников их финансирования, времени реализации проектов и эффективности планируемых мероприятий.

Еще одним документом, отражающим планируемую природоохранную деятельность предприятия является экологический паспорт предприятия.

Экологический паспорт предприятия — это нормативно-технический документ, включающий совокупность данных по использованию ресурсов, готовой продукции и воздействию предприятия на окружающую среду.

В экологическом паспорте предприятия отражается перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение воздействия на окружающую среду, с указанием сроков их исполнения, объемов инвестиций, снижения объема выбросов или сбросов вредных веществ после осуществления каждого мероприятия.

Экологический паспорт предприятия содержит как общие сведения о предприятии (например, об используемом сырье, технологической схеме производства, выработке основных видов продукции), так и экологические показатели (в частности показатели влияния применяемой технологии производства на состояние окружающей среды, оснащенность источников загрязнения очистными устройствами и их пропускная способность, эффективность существующей организационной структуры природоохранной деятельности, отношение результата природоохранной деятельности к стоимости основных производственных фондов, а также к стоимости очистного оборудования, доля затрат на природоохранные мероприятия в общем объеме капитальных и текущих затрат предприятия и т.п.).

Следует отметить, что вышеуказанные планы природоохранной деятельности предприятия взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако для повышения эффективности разрабатываемых природоохранных мероприятий на перспективу необходимо учитывать особенности и значимость каждого из видов природных ресурсов.

16.3 Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов

Объектами экологического прогнозирования и планирования как на макро-, так и на микроуровнях являются атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы, ресурсы недр, кроме этого на государственном уровне к объектам прогнозирования и планирования можно отнести биологические ресурсы.

Прогнозирование и планирование мероприятий по охране атмосферного воздуха направлено на максимальное снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.

На уровне государства целью прогнозирования и планирования является выполнение обязательств Республики Беларусь по международным соглашениям в области сохранения озонового слоя и климата, а также улучшение качества воздуха для обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека. Это связано с ограничением и сокращением выбросов серы, оксидов азота, твердых частиц, аммиака и т.п.

Таким образом, важную роль играют лимиты. Так на предприятиях основу разработки планов по снижению загрязнения атмосферного воздуха составляет соотношение установленных для предприятия лимитов с ростом производства и изменением структуры производства.

Важным моментом в ходе прогнозирования и планирования мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха является строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений, внедрение ресурсосберегающих, мало- и безотходных производств и технологий, внедрение прогрессивных методов очистки отходящих газов.

Следует отметить, что к основным показателям при планировании охраны атмосферного воздуха относятся:

─ количество вредных веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения;

─ количество улавливаемых и обезвреживаемых вредных веществ;

─ процент вредных веществ, поступающих на очистные сооружения;

─ количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников,

─ общее количество загрязняющих веществ в атмосфере (от стационарных и передвижных источников).

Прогнозирование и планирование рационального использования водных ресурсов основывается на эколого-экономической оценке их общего состояния и размещения, анализе сложившегося водопотребления. При этом основными плановыми показателями являются:

─ объем используемой воды (в т.ч. забор воды, объем повторно используемой воды и т.п.),

─ лимит допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточные воды;

─ снижение объема сброса загрязненных сточных вод за счет ввода очистных сооружений, совершенствования технологии производства, рационализации использования воды.

Государственные программы, планы, прогнозы направлены на обеспечение нормативного качества водных ресурсов и снижение водопотребления. Для этой цели на предприятиях в ходе прогнозирования и планирования предусматривают проведение мероприятий по совершенствованию способов очистки сточных вод, установке контрольно-измерительных приборов, внедрению мало- и безотходных, ресурсосберегающих производств и технологий.

При прогнозировании и планировании мероприятий в области использования земельных ресурсов в первую очередь проводят оценку их состояния, а именно осуществляется анализ количества разрушенного, деградированного и загрязненного верхнего слоя почвенного покрова, количества и направлений использования земель всеми землепользователями.

Только после тщательного анализа переходят к расчету плановых показателей, к которым относятся:

─ площадь используемых земель (в т.ч. сельскохозяйственные земли, земли лесного фонда, земли под водными объектами, земли под застройками, земли под дорогами и иными транспортными путями и т.д.;

─ площадь разрушенных и загрязненных земельных ресурсов;

─ необходимость и возможность проведения рекультивации земель;

─ капитальные вложения на охрану и рациональное использование земельных ресурсов.

Прогнозирование и планирование лесных и других биологических ресурсов направлено, прежде всего, на сохранение биологического разнообразия животного и растительного мира, в том числе лесных ресурсов.

В системе прогнозных и плановых показателей охраны биологических ресурсов основными являются:

─ количество биологических ресурсов;

─ ежегодные объемы использования биоресурсов;

─ показатели угроз отдельным популяциям растений и животных;

─ объемы ввода лесных ресурсов;

─ количество созданных биологических ресурсов селекционным путем и т.п.

Отдельно разрабатываются прогнозы, планы, программы развития особо охраняемых природных территорий.

Государственное планирование развития сети особо охраняемых природных территорий осуществляется путем утверждения органами государственного управления схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий, которая разрабатывается на основании результатов научно-практических исследований, проводимых Национальной академией наук Беларуси и другими заинтересованными научными и проектными учреждениями.

В Республике Беларусь прогнозируется дальнейшее развитие особо охраняемых территорий, что вызвано выполнением ряда международных конвенций, созданием оптимального территориального соотношения между нарушенными и естественными ландшафтами, необходимостью обеспечения гарантированных условий для сохранения генофонда растений и животных, расширения доли рекреации для населения. Таким образом, проектируется создание новых государственных заповедников, национальных парков, заказников.

Прогнозирование и планирование минерально-сырьевых ресурсов связано с оценкой состояния разведанности и добычи полезных ископаемых.

Перспективные планы и прогнозы включают разработку экологобезопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышения коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях.

Основными планируемыми показателями являются:

─ лимит добычи полезных ископаемых;

─ количество извлеченных полезных компонентов;

─ количество попутно извлеченных компонентов из добытого минерального сырья;

─ объем извлеченных минеральных вод и т.д.

Следует отметить, что при прогнозировании и планировании мероприятий по рациональному использованию полезных ископаемых на предприятиях добывающей промышленности необходимо планируемые производственные программы увязывать с планами по охране окружающей среды.

Таким образом, сохранение и стабилизация экологического потенциала страны теснейшим образом связаны с реализацией мероприятий по охране и рациональному использованию каждого из вышеуказанных видов природных ресурсов и компонентов.

Вопросы для самопроверки знаний

1) Дайте определение понятию «система эколого-экономического прогнозирования и планирования».

2) Назовите основные плановые документы экологического характера, разрабатываемые на всех уровнях управления в Республике Беларусь.

3) Что отражается в основных плановых документах, разрабатываемых на предприятиях?

4) Перечислите объекты эколого-экономического прогнозирования и планирования.

5) Поясните какие показатели определяются по каждому объекту эколого-экономического прогнозирования и планирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...