Практические (семинарские) занятия
3.1 Цель, содержание и основные вопросы Цель практических занятий— конкретизация и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях. Обучение их применению в практической деятельности. Использование развивающих технологий, цель которых сформировать у студентов умение ставить задачи и решать их через анализ, планирование, самоконтроль и самооценку собственных действий.
Таблица 3.1 Содержание практических занятий
Продолжение табл.3.1
3.2 Основные вопросы к практическим занятиям, методические указания по проведению 1-е занятие Тема: «Основы общей экологии» Цель занятия: уметь различать экологические факторы, изучить основные законы и принципы экологии. План: 1) История возникновения и развития экологии как науки. 2) Понятие экологических факторов. 3) Характеристика составных элементов эколого-экономической системы (популяция, сообщество, биогеоценоз, экосистема). 4) Учение В.И.Вернадского о биосфере Земли. 5) Концепция ноосферы и вклад В.И.Вернадского. 2-е занятие Тема: «Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития»; «Экономика использования и охраны атмосферного воздуха» Цель занятия: изучить научную классификацию природных ресурсов; изучить эколого-экономические особенности ресурсов атмосферы, их использование и охрану. План: 1) Понятия природные условия и ресурсы. 2) Классификация природных ресурсов. 3) Понятие природно-ресурсного потенциала и факторы, влияющие на него. 4) Выступление с рефератами. 3-е занятие Тема: «Эколого-экономические аспекты использования и охраны водных ресурсов»; «Эколого-экономические проблемы землепользования» Цель занятия: дать оценку водных ресурсов, их использования и охраны; изучить основы рационального использования земельных ресурсов.
План: 1) Выступление с рефератами. 4-е занятие Тема: «Рациональное использование и охрана ресурсов недр»; «Эколого-экономические охраны биологических ресурсов» Цель занятия: изучить классификацию полезных ископаемых и основы их использования; изучить основы охраны биоресурсов, ознакомиться с особенностями охраны и содержания особо охраняемых природных территорий. План: 1) Выступление с рефератами. 5-е занятие Тема: «Экономическая оценка природных ресурсов» Цель занятия: научиться рассчитывать цену природных ресурсов на основе различных концепций. План: 1) Экономическая оценка природных ресурсов и ее функции. 2) Подходы к определению экономической оценки природных ресурсов, особенности применения на практике. 3) Международная практика оценки природных ресурсов. 6-е занятие Тема: «Определение ущерба от антропогенного воздействия на природную среду» Цель занятия: ознакомиться с методикой расчета экономического ущерба с помощью основных методов. План: Решение задач по определению экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Задача 1 На территории заказника произошла экологическая авария. В результате загрязнения окружающей среды пострадало 15 га лесных насаждений, денежные расходы на восстановление которых составляют 230,64 тыс.руб./га. При этом пострадало также 56 человек местного населения. Рассчитать экономический ущерб от загрязнения окружающей среды, если известно, что затраты на лечение одного человека составляют 9600 руб. Задача 2 В воздушный бассейн города ежегодно выбрасывается 35 тыс. тонн оксида азота (IV), 12 тыс. тонн сернистого газа, 9 тыс. тонн сажи. Плотность населения города составляет 156 чел./га. Определить экономический ущерб от загрязнения атмосферы, если коэффициент рассеивания примесей составляет 0,49, а денежная оценка единицы выбросов — 476 руб./усл.т.
Задача 3 Промышленными предприятиями ежегодно сбрасывается в бассейн реки Сож 34 тыс. тонн нитратов, 26 тыс. тонн хлоридов, 21 тыс. тонн сульфатов. Определить годовой экономический ущерб от сброса загрязненных сточных вод, если известно, что денежная оценка единицы сбросов равна 540 руб./усл.т. Задача 4 На территории Докшицкого района обнаружено загрязнение дерново-подзолистых суглинистых почвы, используемых под пашню. В результате обнаружено загрязнение 15 га почв никелем, содержание которого составляет 450 мг/кг земли. При этом загрязняющее вещество проникло на глубину 20-30 см. Рассчитать экономический ущерб от загрязнения почв никелем, если уровень инфляции равен 4,5. 7-е занятие Тема: «Природоохранные затраты и определение их эффективности» Цель занятия: ознакомиться с методикой расчета экономической и социальной эффективности. План: Решение задач по определению экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий. Задача 1 В г.Осиповичи установлено газопылеочистное оборудование. Капитальные вложения составили 40 млн.руб., текущие затраты — 15 млн.руб., срок окупаемости 2 года. Ущерб до проведения природоохранного мероприятия составлял 20 млн.руб., после — 5 млн.руб., доход от дополнительного выпуска продукции — 60 млн.руб., полная себестоимость дополнительно выпускаемой продукции (включая НДС) — 35 млн.руб. Определить годовую экономическую эффективность. Задача 2 В г.Поставы проведено природоохранное мероприятие по очистке водных ресурсов, в результате которого снизилась заболеваемость населения. Определить годовую социальную эффективность если известно, что до проведения природоохранного мероприятия затраты на амбулаторное и стационарное лечение на одного человека составляли 68 тыс.руб., количество больных, лечившихся амбулаторно и стационарно — 350 чел., количество дней лечения — 14. После проведения мероприятия затраты на амбулаторное и стационарное лечение на одного человека составили 71 тыс.руб., количество больных, лечившихся амбулаторно и стационарно — 292 чел., количество дней лечения — 10.
Капитальные вложения на природоохранное мероприятие равны 90 млн.руб., срок окупаемости 1 год, годовые эксплуатационные расходы — 35 млн.руб. Задача 3 В г.Орше проведено природоохранное мероприятие, текущие затраты и капитальные вложения на которое составили 71 млн.руб. Экономический ущерб до проведения мероприятия был равен 136 млн.руб. Природоохранное мероприятие позволило получить прирост балансовой прибыли в размере 46 млн.руб. и снизить экономический ущерб на 75%. Определить годовую экономическую эффективность природоохранного мероприятия. 8-е занятие Тема: «Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности» Цель занятия: ознакомиться с правовым регулированием природоохранной деятельности в Республике Беларусь и за рубежом. План: 1) Экологическое управление в системе концепции устойчивого развития. 2) Экологическая политика Республики Беларусь. 3) Методы государственного экологического управления. 4) Особенности правового регулировании природоохранной деятельности в Республике Беларусь. 5) Экологическое право за рубежом. 9-е занятие Тема: «Экологическое нормирование антропогенного воздействия на окружающую среду» Цель занятия: ознакомится с основами экологического нормирования, стандартизации и сертификации. План: 1) Понятие и цели экологического нормирования. 2) Особенности формирования нормативов качества окружающей среды в Республике Беларусь. 3) Установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. 4) Сущность и задачи экологической стандартизации. 5) Особенности экологической сертификации. 6) Экологическая маркировка продукции. 7) Особенности получения экознаков на территории Беларуси и зарубежных стран. 10-е занятие Тема: «Мониторинг и контроль в сфере природопользования» Цель занятия: изучить организацию государственной экологической экспертизы в Республике Беларусь. План: 1) Сущность и виды мониторинга окружающей среды. 2) Функционирование Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.
3) Экологический контроль в Республике Беларусь. 4) Экологическая экспертиза как форма экологического контроля. 5) Осуществление государственной и общественной экологической экспертизы в Республике Беларусь. 6) Сущность и методика проведения экологического аудита. 7) Экологическое лицензирование в Республике Беларусь. 11-е занятие Тема: «Экономический механизм рационального природопользования» Цель занятия: изучить экономический механизм охраны окружающей среды в Республике Беларусь и за рубежом, научиться рассчитывать экологический налог. План: 1) Экономический механизм рационального природопользования. 2) Сущность и задачи ведения государственных кадастров природных ресурсов. 3) Платное природопользование ¾ основное звено экономического механизма охраны окружающей среды. 4) Особенности расчета экологического налога в Республике Беларусь. 5) Источники финансирования природоохранных мероприятий. 6) Формирование системы экологического страхования в Республике Беларусь. 7) Зарубежный опыт экономического стимулирования рационального природопользования. 8) Особенности применения экономического стимулирования рационального природопользования в Республике Беларусь. 12-е занятие Тема: «Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности» Цель занятия: изучить систему эколого-экономического прогнозирования в Республике Беларусь, научиться составлять экологический паспорт природопользователя. План: Деловая игра по составлению прогнозов в области охраны окружающей среды на микро- и макроуровнях. 13-е занятие Тема: «Система управления природоохранной деятельностью на предприятии» Цель занятия: ознакомиться с основными понятиями экологической политики и экологического менеджмента и маркетинга предприятия. План: 1) Особенности экологической политики на предприятиях Республики Беларусь. 2) Применение экологического менеджмента предприятия. 3) Совершенствование системы управления природоохранной деятельностью на предприятии. 4) Экологический маркетинг предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|