Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идейно-художественное своеобразие сонетов Петрарки.




Мировую славу принёс Петрарке сборник стихотворений на итальянском языке «Концоньере» («Книга песен», 1336 – 1373). Он посвящён Лауре. Сборник состоит из 317 сонетов, 29 канцон, 9 сектин, 7 баллад, 4 мадригалов, объединённых в два раздела – «На жизнь Мадонны Лауры» и «На смерть Мадонны Лауры».

Сонеты Петрарки – это воспоминания о прошедшей любви, о юности, которые написаны пожилым, много видевшим и испытавшим человеком; он выражает надежду, что его поэтические строки вызовут «участье» влюбленных и эмоциональное сопереживание читателей.

В предшествующей Петрарке литературной традиции существовали особые художественные штампы, которым был обязан следовать поэт: волосы возлюбленной сравнивались с золотом, щеки — с белизной снега, глаза — со звездами, губы — с лепестками роз. Подобный портрет имел очень мало общего с обликом реальной женщины, рождался своеобразный возвышенный образ — прекрасная дама, символизирующая высокие порывы души поэта, его

служение идеалу. Часто под покровом чарующего женского образа выступала в поэзии даже какая-нибудь философская или нравственна идея. Петрарка не порвал еще окончательно с этой традицией, однако наполнил ее новым содержанием. Сохраняя мотив поклонения прекрасной даме, поэт делает главной темой сонетов жизнь собственного сердца, вводит читателей в глубины своей души, в мир чувств и переживаний. Именно эта особенность делает Петрарку поэтом Нового времени. На место отвлеченной идеи приходит живая жизнь.

В «Канцоньере» подведен итог всей предшествующей поэтической деятельности Петрарки. Его художественная манера формировалась под влиянием лирики провансальских трубадуров, итальянского народного творчества и традиций древнеримской литературы, ведь Петрарка был горячим поклонником Вергилия и Цицерона, ученым-исследователем их творчества. Все сонеты в «Канцоньере» сконцентрированы вокруг лирического «я» поэта. Любовь видится со значительного временного отдаления, Петрарка рассматривает и анализирует свое чувство, он не испытывает той одержимости любовной страстью, которая так характерна для молодости. Особенностью книги является глубокий внутренний драматизм, потому как надеждам поэта не суждено было сбыться. Однако печаль сердца осознана и просветлена разумом, смягчена далью времени. «Канцоньере» — это книга воспоминаний. Не случайно ни образ Лауры, ни любовное чувство поэта не знают развития, не изменяются; умершая героиня сборника так же прекрасна, как и живая. Она существует лишь в воспоминаниях поэта, в его сердце. В «Канцоньере» сделаны первые шаги к ренессансному реализму: поэт психологически правдиво осмысливает мир человеческих чувств и переживаний и читатель видит Лауру такой, какой она виделась влюбленному Петрарке. Не преодоленная окончательно поэтическая традиция средневековья придает образу Лауры возвышенность и идеальность.

Важнейшую часть «Книги песен» составляют политические стихотворения, в которых раскрываются гражданские чувства поэта-гуманиста. Так, в СХХХVI - СХХХVШ сонетах Петрарка, разоблачая церковников, погрязших во всевозможных пороках. Называет Авиньон, бывший тогда резиденцией папского двора, «храмом ереси», «тюрьмой», «адом для живых», где «плодясь, зло пухнет, мрёт добро под спудом». В канцоне «Высокий дух» страстно и взволнованно говорит о бедствиях родины, охваченной «Гражданской рознью». В лучшей из политических канцон «Моя Италия», обращаясь к феодальным князьям, ведущим междоусобные войны и наводнившим страну наёмниками, Петрарка гневно восклицает: «Кого благодарить, когда не вас, / За нынешние беды, / За то, что неуёмной жаждой злата/ Отечество разьято/ И пришлый меч гуляет по стране! » (CXXXVIII, перев. К. Солоновича)

Горячий патриот («Какой предел на свете ближе мне, чем этот край? »), он мечтает о единстве Италии, о мире и счастье для её народа. Этой высокой

цели, по его мнению, и должна служить поэзия: «Так будь на высоте, // Иди, взывая: «Мира! Мира! Мира! »

Как отмечает известный исследователь творчества Р. И. Хлодовский, каждый сонет сборника «отражает какие-то реальное состояние внутренней жизни поэта-гуманиста - историю его высокой и человеческой любви к Лауре, его впечатления от природы, его раздумья над судьбами Италии…В то же время он включает в художественное целое сборника, определяемого новым пониманием любви, природы и общества, характерным для нового человека Возрождения».

Новому содержанию поэзии Петрарки в полной мере соответствуют совершенство и изящество её художественной формы: необычная мелодичность, яркость образов, богатство лирического языка. Сонет, получивший в «Книге песен» классическую завершённость и выразительность, надолго стал одним из ведущих жанров европейской лирики.

В России Петрарка известен с XIX в. Стихи Петрарки на русский язык переводили И. Бунин, О. Мандельштам, Н. Матвеева и др. На белорусский язык отдельные сонеты «Книги песен» перевели Ю. Гаврук и М. Дубровский.

Франческо Петрарка – по-настоящему первый итальянский гуманист эпохи Возрождения и родоначальник новой европейской лирики.

Он первым перевёл на итальянский язык эпос Гомера и сочинения Платона, собрал уникальную библиотеку классических текстов (Вергилий, Сенека, Гораций, Овидий, Плавт и другие античные авторы), которые тщательно изучил и прокомментировал, заложив тем самым основы новой, гуманистической филологии.

Джованни Боккаччо как зачинатель европейской реалистической прозы Нового времени.

Джованни Боккаччо (1313 – 1375) – выдающийся итальянский гуманист, учёный-филолог, зачинатель европейской реалистической прозы Нового времени. В его творчестве наиболее полно выразились народные, демократические тенденции раннего Возрождения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...