Метод взвешенной суммы критериев
1. Выбрать для сравнения от 3 до 5 проектов. В описании задания 1 список примерных тем разбит на группы. Выбирать следует проекты из одной группы. Это делается для того, чтобы проекты были легко сравнимыми. 2. Определить важные для заказчика и исполнителя параметры проекта и экспертно определить оценки этих параметров для каждого проекта в баллах. Предлагается пятибалльная система, в которой оценке 1 соответствует наихудшая оценка, а 5 - наилучшая. Параметрами могут быть, например, ● ожидаемый срок окупаемости (5 – короткий; 1 – очень большой); ● уровень затрат (5 – высокий; 1 – низкий); ● уровень проработанности прототипа нового продукта (1 – новый класс продуктов, 5 – незначительные изменения или готовый прототип); ● сложность используемых методов (1 – требуют как глубоких знаний предметной области, так и специальных методов исследования, 5 – неквалифицированная работа; ● квалификация предполагаемых исполнителей (1 – требуется глубокое изучение технологии работы, начиная с основ, 5 – имеется большое количество выполненных проектов аналогичной тематики); ● уровень рисков невыполнения проекта (1 – очень высокая возможность неудачи, 5 – практически полное отсутствие риска); ● возможный спрос на результат проекта (1 – единственный заказчик в предкризисной ситуации, 5 – востребованность результатов среди большой группы потенциальных клиентов); ● и т.п. 3. Определить важность каждого из параметров, например, по пятибалльной системе (1 – совершенно неважный, 5 – критически важный). 4. Ввести данные в таблицу Excel вида Таблица 3. Данные для оценки проектов методом взвешенной суммы критериев
Определить ранг проекта (его предпочтительность). Ранг 1 имеет проект, набравший наибольшую сумму. Если суммы различаются менее, чем на 5%, проекты принимаются равнопредпочтительными и их ранг определяется как среднее значение мест, которые они занимают.
Например, если 4 проекта набрали 88, 80, 79, 50 баллов, то их ранги будут равны, соответственно, 1; 2,5; 2,5; 4.
Дополнительное задание. Поставить в скопированную на новое место таблицу баллы по результатам ранжирования. Проранжируйте критерии по важности и определите оценки важности критериев как количество вариантов плюс 1 минус ранг по важности. Например, если имеется 4 критерия, для ранга 1 поставьте 4 балла, для ранга 2 – 3, для ранга 3 – 2 и для ранга 4 – 1. То же сделайте с оценками каждой альтернативы по каждому критерию. Получив новые результаты расчета, сравните их.
Метод анализа иерархий Для решения этой задачи используется бесплатная программа Мыслитель. Ее ярлык - на рабочем столе. Программу можно также скачать из Интернет по адресу http://allformgsu.ru/load/myslitel_4_9/40-1-0-59. 1. Запустите программу. 2. Создайте новую задачу. Кнопка продолжения становится видимой, если прокрутить область окна программы вниз с помощью линейки прокрутки. 3. Введите названия альтернативных проектов. Допустимо взять те же критерии, что и в предыдущей задаче. 4. Введите названия критериев. Допустимо использовать те же критерии, что и в предыдущей задаче. 5. Далее программа предлагает ввести сравнительные оценки важности каждой пары критериев. Руководствуйтесь подсказками. 6. После полного сравнения по важности всех критериев будет предложено сравнить каждую пару альтернатив по каждому из критериев.
7. В итоге будет выведен результат – оценка предпочтительности каждой альтернативы, а также оценка качества (непротиворечивости) введенных данных. В случае противоречивых оценок следует повторить ввод оценок более внимательно. 8. Сохраните результат в формате Word. 9. Сформируйте итоговое ранжирование проектов по предпочтительности аналогично последнему пункту предыдущей задачи. Другие методы оценки и обобщение результатов 1. Найдите в литературе другие методы оценки, например, лексикографическое упорядочение. 2. Проведите ранжирование по ним. 3. Определите, согласованы ли между собой полученные оценки. Для этого воспользуйтесь коэффициентом конкордации (описание можно найти в материалах по маркетинговым исследованиям) или постройте корреляционную матрицу с помощью SPSS для ранговой корреляции Спирмана. 4. Сделайте вывод, можно ли считать ранжирования проектов по предпочтительности, сделанные различными методами, согласованными. Результат работы 1. Ранжирование проектов, сделанное различными методами. 2. Оценка согласованности результатов, полученных различными методами. Анализ влияния неопределенности на параметры проекта Общие сведения Неопределенность значения важных параметров проекта приводит к разбросу таких его важнейших показателей, как трудоемкость и затраты. В свою очередь, это может сказаться и на выборе реализуемого проекта. Проводя анализ «известных неизвестных», можно оценить это влияние. Методы подобного анализа довольно сложны. К ним относится анализ чувствительности, который заключается в определении того, насколько изменятся показатели проекта при изменении неизвестного параметра на 1%. Другой, более мощный метод – определение возможного распределения итоговых показателей проекта при известном распределении некоторой величины с неопределенным значением. Применение этих методов крайне затруднено сложными взаимосвязями переменных проекта, что делает практически нереализуемым использование аналитических методов. Поэтому для расчетов прибегают к имитационному моделированию. Многократно генерируя различные значения одной или нескольких неизвестных переменных, строят эмпирическое распределение тех параметров проекта, которые необходимо определить.
Задание Построить зависимость общей длительности проекта от длительности одной из работ, находящейся на критическом пути. Порядок выполнения работы Исходными данными должны служить длительности каждого пакета работ. 1. Создайте таблицу Excel, заголовки столбцов которой обозначают длительности каждой из задач, а в строке под ними введены значения этих длительностей. Кроме того, крайний левый столбец должен содержать формулу определения длительности всего проекта. ● Если работы выполняются последовательно, то длительности просто суммируются. ● Если работы выполняются параллельно, то формула должна определять максимум из длительностей каждой ветви. ● Для упрощения расчетной формулы возможно использование дополнительных столбцов с промежуточными результатами, например, по этапам работ. Удобно рассчитать длительности участков проекта, которые выполняются последовательно. Или отдельно рассчитать длительности участков с параллельными ветвями. ● Скопируйте строку с данными вниз на 100…200 строк. 2. Задайте длительность одной из работ по согласованию с преподавателем (требуется взять работу из параллельной ветви) как случайное число, равномерно распределенное в заданном по согласованию с преподавателем диапазоне. Для этого воспользуйтесь функцией СЛЧИС(). Замените длительность исследуемой работы формулой во всех строках. 3. Постройте эмпирическое распределение величины общей длительности работ (последний столбец таблицы). Для этого определите 12 диапазонов равной ширины таким образом, чтобы все значения общей длительности распределились в каком-либо из них. 4. Определите наименьшее, наибольшее, среднее значения общей длительности. Дополнительные задания 5. Воспользовавшись Интернет, найдите и введите формулу для нормального распределения длительности одной работы. 6. Введите план реакции на риски. Для этого воспользуйтесь результатами работы с планом реакции на риски. Формула будет зависеть от Вашего плана. Возможны следующие варианты:
● событие риска наступает при превышении некоторой работой критического времени. Если какая-то работа занимает время больше порогового, то включается резервный план на случай наступления события риска. В этом случае в формуле проверяется длительность работы; ● событие риска наступает с определенной возможностью. В этом случае следует ввести новый столбец, в котором будут генерироваться значения 0 или 1 с заданной вероятностью, которую Вы должны оценить. Единичное значение будет означать наступление события риска. В этом случае в столбце должна быть записана формула расчета значений 0 или 1 с помощью функций СЛЧИС() и ЕСЛИ. В последних версиях Excel имеются дополнительные функции подобного назначения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|