Завершенность/окончательность
Завершенность/ незавершенность Концепт. Обрабатывая информацию, мы иногда доводим этот процесс до конца, а иногда оставляем его незавершенным. Иног-Да У нас бывает мало времени, иногда нам недостает информации, 194______________________________ Часть II. Метапрограммы иногда она вообще отсутствует. Какова бы ни была причина, данная метапрограмма связана с тем, как мы относимся к завершенности и/или ее отсутствию. Испытываем ли мы сильную потребность в завершенности или эта потребность незначительна? Позволяет ли нам наша операционная система мыслить и чувствовать себя комфортно при незавершенном гештальте? Возможно, вам также захочется сравнить метапрограмму завершенности и незавершенности с метапрограммой «во времени» и «сквозь время» (№ 47). Как правило, те, кто сортирует «время» в модусе «во времени», более терпимы к незавершенности, чем те, кто делает это в модусе «сквозь время». Извлечение. «Если в процессе изучения чего-либо вам необходимо прерваться, вы относитесь к этому нормально или воспринимаете это как помеху?», «Как вы относитесь к ситуации, когда кто-то начинает рассказывать историю, но не доводит ее до конца?», «Когда вы участвуете в каком-то проекте, вам интереснее его начальный, промежуточный или завершающий этап?», «Какая часть работы над проектом доставляет вам наибольшее удовольствие?» Идентификация. Восприятие и концепт завершенности связаны с тем, как мы адаптируемся к окружающему миру (№ 22), — приспосабливаем жизнь к себе или сами подстраиваемся под нее. Однако данная метапрограмма сфокусирована на наших внутренних ощущениях в ситуации, когда нам приходится мириться с незавершенностью некоторого действия или ситуации, в то время как метапрограмма № 22 уделяет больше внимания нашему стилю адаптации.
1. Предпочтение незавершенности. Люди, которым больше нравятся начальные и средние этапы любой деятельности (работа над проектом, общение и т. д.), по-видимому, испытывают меньшую потребность в завершенности, чем те, кто получает большое удовольствие от доведения работы до конца. Прислушайтесь к тому, как человек рассуждает о завершении или незавершении чего-либо. Обратите внимание на уровни тревожности в том и в другом случае. Ричард Бэндлер часто использует технику «ослабленной петли», когда проводит семинары и презентации. Он начинает рассказывать какую-то историю или приводит метафору, но оставляет их незавершенными до конца презентации. В середине он предлагает данные, являющиеся основными в его сообщении. Мы 6. Метапрограммы «реакций»_______________________ 195 называем этот прием ослаблением петли. На одних людей техника подвешенной, ослабленной петли воздействует сильнее, чем на других. Она оказывает меньшее влияние на тех, кто предпочитает незавершенность. 2. Предпочтение завершенности. Люди, живущие в упорядоченном мире, хотят, чтобы к концу дня все было доведено до логического итога (сильное чувство завершенности). Им присуще более определенное, бескомпромиссное мышление. Прием ослабленной и подвешенной петли сильнее всего воздействует именно на таких людей. Первичные контексты. Какую из ценностей ваша семья, культурная, религиозная, политическая и расовая среда прививала и подкрепляла — завершенность или незавершенность? Пережитые сильные страдания и дезориентация в начале жизни могут инициировать у человека и ту и другую программу. Соответственно, в одном случае все вокруг может восприниматься как «дело, которое никак не удается завершить». Как следствие, мысли человека будут постоянно возвращаться к «прошлому», «старым болячкам», обидам и т. д. Во втором случае человек может выстроить противоположную программу и будет завершать свои начинания преждевременно, когда в этом еще нет необходимости.
Самоанализ • Завершенность/незавершенность Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:______ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: Социальная презентация Проницательный и искусный/искренний и безыскусный Концепт. Кэттелл (Cattell, 1989) разделяет людей, в зависимости от того, как они взаимодействуют в своей жизни с другими людьми и социальными группами, на безыскусных, сердечных, спонтанных, наивных, с одной стороны, и на проницательных, искусных и социально «корректных» — с другой. 196______________________________ Часть II. Метапрограммы Извлечение. * Когда вы размышляете о предстоящем контакте с какой-то социальной группой или о своем появлении в обществе, какие чувства вы обычно испытываете? Вас сильно беспокоит ваш социальный имидж и вы хотите произвести самое благоприятное впечатление на окружающих, так чтобы они оценили вашу тактичность, вежливость, обходительность и т. д.? Или вас не слишком беспокоят эти обстоятельства и вы хотите прежде всего "оставаться самим собой", быть естественным, прямым, непосредственным, открытым?» Идентификация 1. Проницательный и искусный. Люди, которые, находясь в об 2. Искренний и безыскусный. Люди, которые презирают соци
Язык и личность. О каком наборе ценностей человек вспоминает чаще всего? Именно эти процессы операционной системы ведут к появлению светского льва, политикана и коммуникабельной личности либо неучтивого и грубого, безыскусного, прямолинейного человека, который всегда говорит то, что думает. Первичные контексты. Данные стили, как правило, обусловлены либо моделированием и идентификацией с ранними ролевыми моделями — родителями, учителями и т. д., которые демонстрировали позитивный пример владения социальными навыками, либо неприятием лицемеров и манипуляторов и ориентацией на антисоциальную группу бунтарей. Г лава 6. Метапрограммы «реакций*_______________________ 197 Самоанализ • Проницательный и искусный/искренний и безыскусный Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:______ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: № 39» Им иерархического доминирования Власть/ союз/ достижения Концепт. Когда Дэвид Мак-Клелланд из Гарварда разрабатывал свою модель, он взял за основу три центральных аспекта человеческого взаимодействия: власть, союз и достижения. Эта модель описывает, как люди относятся к доминированию. Джозеф Йегер (Yeager, 1985) использовал ее при конструировании своей «шкалы власти». Данная метапрограмма связана с тем, как человек адаптируется к властным действиям других людей (которые могут использовать свое положение, унижать подчиненных, проявлять высокомерие и т. д.). Она описывает стиль, который человек использует, чтобы приспособиться к власти (или чтобы не приспосабливаться к ней). Йегер связывает этот стиль с программой пассивность-агрессия (№ 13) и использует для его измерения шкалу с делениями от 1 до 10, где 1 — пассивные люди (подобные Чарли Брауну), 5 — уверенные в себе (Снупи) и 10 — агрессивные (Люси или Аттила Гунн).
Извлечение. Оцените свои мотивы при взаимодействии с окружающими с точки зрения ваших мотивационных предпочтений между Властью (доминирование, соперничество, интриги), Союзом (взаимоотношения, обходительность, сотрудничество) и Достижением (результаты, цели, задачи) и оцените каждый из этих трех стилей отношения к «власти» в баллах, так чтобы в сумме получилось 100 баллов. • Власть (доминирование, соперничество, интриги) • Союз (взаимоотношения, обходительность, сотрудничество) • Достижения (результаты, цели, задачи) Итого: 100 198____________________________ "5 Часть П. Метапрограммы Идентификация 1. Человек, который стремится к власти, действует в точности проиграли другие» (Аттила Гунн). • 2. Люди, которые стремятся к союзу, действуют, улаживая свои 3. Люди, которые стремятся к достижениям, больше всего бес Язык и личность. Прислушайтесь к словам, указывающим на один из этих трех стилей в контексте социальных групп и организаций. Первичные контексты. Ценности и стиль, которые преобладали в действиях родителей и учителей, в семье и школе, могут предрасполагать ребенка к аналогичному поведению. Подражал ли он этому стилю или, наоборот, отвергал его? Самоанализ • Власть/союз/достижения/сбалансированность Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:_____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: Заключение Наши операционные системы функционируют не в вакууме, а в социально-политическом, духовном и личностном контексте. Принимая во внимание наше рефлексивное сознание, которое всег- Гла ва 6. Метапрограммы «реакций*_______________________ 199 да и неизбежно возвращается к собственным мыслям, чувствам и действиям, наши реакции при взаимодействии с окружающим миром составляют значимый элемент «мышления». Более широкая модель понимания «мышления» и эти метапрограммы позволяют нам рассмотреть нашу «ментально-эмоциональную» обработку и сортировку информации с точки зрения людей, задач, коммуникации и т. д.
Что вы узнали о собственном стиле восприятия применительно к этим аспектам сознания? Какие из них проявляются у вас в такой степени, что определяют ваш повседневный опыт? Насколько успешно служат вам ваши метапрограммы в социальной сфере? № 29. Способ восстановления энергии: экстраверт/ амбиверт/интроверт № 30. Сотрудничество и руководство: независимый/ командный игрок/руководитель № 31. Коммуникативная установка: коммуникативные категории № 32. Общая реакция: конгруэнтная/пекоигкруэнт-ная/соперничество/сотрудничество/поляр-ность/метапозиция № 33. Тип соматической реакции: активный/рефлексивный/оба № 34. Предпочтения в работе: объекты/системы/ люди/информация № 35. Способ сравнения: количественный/качественный № 36. Источник знаний: моделирование/концепту-ализация/демонстраиря/опыт/авторитетное мнение № 37. Завершенность/окончательность: завершенность/незавершенность № 38. Социальная презентация: проницательный и искусный/искренний и безыскусный № 39. Тип иерархического доминирования: власть/ союз/достижения Глава 7 Мета-метапрограммы Метапрограммы, относящиеся к концептуальным / семантическим реальностям, идентичности, «я», времени и т. д. (№ 40-51) Не все метапрограммы действуют на одном и том же метауровне. Некоторые функционируют на уровне, являющемся мета по отношению к самим метапрограммам. Здесь мы вводим эту новую категорию в НЛП, с тем чтобы провести грань между теми метапрограммами, которые действуют на логическом уровне, находящемся всего лишь на одну ступеньку выше уровня нашего мышления, обработки информации, сортировки, направления внимания и т. д., и теми, которые действуют выше на два уровня. Мы представили данную модель в главе 1. Здесь мы опишем ее подробнее. Благодаря этому дальнейшему развитию модели метапрограмм мы можем ответить на следующие вопросы: • Как «ценности» (номинализация) связаны с метапрограм • Как вписываются в эту модель «убеждения»? • Куда мы должны поместить категории Канта (время, про В этой главе мы рассмотрим метапрограммы, которые являются мета по отношению ко всем остальным метапрограммам, — мета-метапрограммы. Они функционируют выше и за рамками всех специфических метапрограмм. № 40. Ценности: эмоциональные потребности; системы убеждений № 41. Отношение к «наставлению»: сильная воля/ уступчивость Гл ава 7. Мета-метапрограммы______________________________ 201 № 42. Самооценка: высокая/низкая;условная/безусловная № 43. Уверенность в себе: низкая/высокая № 44. Самоощущение: мышление/эмоции/воля/ тело/роль № 45. Самоцелостность: конфликтующее несоответствие/гармоничная интеграция № 46. Сортировка -«времени»: прошлое/настоящее/ будущее № 47. Ощущение «времени»: «во времени»/'«сквозь время»; последовательная/случайная сортировка № 48. Доступ ко «времени»: случайный/последовательный № 49. Сила эго: неустойчивость/устойчивость № 50. Нравственные качества: слабое/сильное су-перэго № 51. Каузативный тип: беспричинность; линейная, множественная, личностная, внешняя, магическая, корреляционная причинно-следственная связь - Метапрограммы, являющиеся мета по отношению к метапрограммам В главе 1 мы начали с того, что предложили компьютерную метафору обработки информации как аналогичную в некоторых отношениях присущей людям неврологической обработке информации. Результат деятельности нашей «операционной системы» (проявляющийся на «экране нашего сознания») обусловлен неврологическим восприятием миллиардов поступающих извне стимулов, которые обрабатываются нервной системой и мозгом человека. Данная метафора предполагает существование по меньшей мере двух независимых параметров сознания и восприятия: первый связан с тем, как сознание-восприятие формируется, а второй — с тем, как оно в итоге выражает себя. Прежде всего рассмотрим, каким образом особенности метапрограмм определяют форму, которую принимают наши «мысли». Эта форма связана с тем, как наша обработка информации проявляет себя в фокусировке «внимания» и «восприятия» на «экране Часть II. Метапрограммы сознания» (см. рис. 7.1, столбец 4). Данная фокусировка осуществляется посредством форматирования нашего восприятия в соответствии с метапрограммами (большие чанки/маленькие чан-ки; присоединение/отсоединение; VAK и т.д.). То есть каждая мысль и каждое восприятие имеют код метапрограммы. Мы уже рассматривали метапрограммы, связанные с присоединением/отсоединением, глобальностью/конкретностью и т. д.
Рис. 7.1. Соотношение метапрограмм и мета-метапрограмм в человеческом сознании Мышление всегда выражается в определенной конфигурации метапрограммы. Иначе быть не может. То, что обычно мы ее не осознаем, говорит лишь о том, что она проявляется на уровне, являющемся мета по отношению к содержанию нашего мышления. Во-вторых, рассмотрим источник, обусловливающий особенности метапрограмм. Когда метапрограмма фокусирует, формирует и форматирует восприятие — непрерывный динамический процесс неврологической обработки информации, — она делает это в соответствии с различными условиями, ограничениями и категориями. Другими словами, наша операционная система (метапрограммы) происходит из ранее отформатированных категорий. Представьте себе сами метапрограммы как выражение динамического ментально-эмоционального процесса, в котором мы участвуем при «фокусировании, направлении внимания, мышлении и обработке информации». Представьте себе, что этот поток познания мира и «направления внимания» характеризуется одновременно стилем, форматом и формой (как они проявлены в метапрограммах^ а также предварительными условиями и ограничениями, из которых он возникает. Глава 7. Мета-метапрограммы Это позволяет выделить метапрограммы, существовавшие до динамики «сознания», которое направляет внимание и воспринимает, а также те метапрограммы, которые форматируют внимание после, когда оно проявляется на «экране сознания». Большинство метапрограмм, детально рассмотренных в предыдущих главах (главы 3-6), относятся к метапрограммам, которые направляют внимание после. Те метапрограммы, которые характеризуют предшествующее форматирование восприятия, состоят из концептуальных, семантических категорий, ограничивающих сознание. Это происходит до того, как сознание начинает функционировать, — они ограничивают его действие в соответствии с существующими условиями. К ним относятся метапрограммы, «имеющие дело» с такими категориями, как «время», «я», «ценности» и т. д. (рис. 7.1). Развернем эту модель так, чтобы она приняла вертикальное положение. Тогда у нас появляются два метауровня относительно первичного уровня сознания, связанного с объектами во внешнем мире, который нас окружает.
Чтобы учесть рекурсивность сознания, мы вложили в нашу модель понимание того, что мышление и эмоции всегда и неизбежно возвращаются к себе (рис. 7.2, стрелки, направленные вверх и об- 204______________________________ Часть П. Метапрограммы ратно вниз). Таким образом, когда метапрограммы, управляющие нашими мыслями, становятся привычными, данный процесс принимает устойчивый ментально-эмоциональный «формат». Затем этот формат превращается в метапрограмму, а позже — в мета-ме-тапрограмму. Появление «ценностей» обусловлено тем, что, «повторяя формат мышления» (глобальный, присоединение, визуальный), мы оцениваем его как полезный, значимый, реальный и т. д., и этот «оценочный» процесс приводит в результате к номинали-зации «ценность».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|