Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Завершенность/окончательность




Завершенность/ незавершенность

Концепт. Обрабатывая информацию, мы иногда доводим этот процесс до конца, а иногда оставляем его незавершенным. Иног-Да У нас бывает мало времени, иногда нам недостает информации,


194______________________________ Часть II. Метапрограммы

иногда она вообще отсутствует. Какова бы ни была причина, дан­ная метапрограмма связана с тем, как мы относимся к завершен­ности и/или ее отсутствию. Испытываем ли мы сильную потреб­ность в завершенности или эта потребность незначительна? По­зволяет ли нам наша операционная система мыслить и чувствовать себя комфортно при незавершенном гештальте?

Возможно, вам также захочется сравнить метапрограмму за­вершенности и незавершенности с метапрограммой «во времени» и «сквозь время» (№ 47). Как правило, те, кто сортирует «время» в модусе «во времени», более терпимы к незавершенности, чем те, кто делает это в модусе «сквозь время».

Извлечение. «Если в процессе изучения чего-либо вам необ­ходимо прерваться, вы относитесь к этому нормально или воспри­нимаете это как помеху?», «Как вы относитесь к ситуации, когда кто-то начинает рассказывать историю, но не доводит ее до кон­ца?», «Когда вы участвуете в каком-то проекте, вам интереснее его начальный, промежуточный или завершающий этап?», «Ка­кая часть работы над проектом доставляет вам наибольшее удо­вольствие?»

Идентификация. Восприятие и концепт завершенности свя­заны с тем, как мы адаптируемся к окружающему миру (№ 22), — приспосабливаем жизнь к себе или сами подстраиваемся под нее. Однако данная метапрограмма сфокусирована на наших внутрен­них ощущениях в ситуации, когда нам приходится мириться с не­завершенностью некоторого действия или ситуации, в то время как метапрограмма № 22 уделяет больше внимания нашему сти­лю адаптации.

1. Предпочтение незавершенности. Люди, которым больше нра­вятся начальные и средние этапы любой деятельности (работа над проектом, общение и т. д.), по-видимому, испытывают меньшую потребность в завершенности, чем те, кто получает большое удо­вольствие от доведения работы до конца. Прислушайтесь к тому, как человек рассуждает о завершении или незавершении чего-либо. Обратите внимание на уровни тревожности в том и в другом слу­чае.

Ричард Бэндлер часто использует технику «ослабленной пет­ли», когда проводит семинары и презентации. Он начинает рас­сказывать какую-то историю или приводит метафору, но остав­ляет их незавершенными до конца презентации. В середине он предлагает данные, являющиеся основными в его сообщении. Мы


6. Метапрограммы «реакций»_______________________ 195

называем этот прием ослаблением петли. На одних людей техни­ка подвешенной, ослабленной петли воздействует сильнее, чем на других. Она оказывает меньшее влияние на тех, кто предпочитает незавершенность.

2. Предпочтение завершенности. Люди, живущие в упорядо­ченном мире, хотят, чтобы к концу дня все было доведено до логи­ческого итога (сильное чувство завершенности). Им присуще бо­лее определенное, бескомпромиссное мышление. Прием ослаблен­ной и подвешенной петли сильнее всего воздействует именно на таких людей.

Первичные контексты. Какую из ценностей ваша семья, куль­турная, религиозная, политическая и расовая среда прививала и подкрепляла — завершенность или незавершенность? Пережи­тые сильные страдания и дезориентация в начале жизни могут ини­циировать у человека и ту и другую программу. Соответственно, в одном случае все вокруг может восприниматься как «дело, ко­торое никак не удается завершить». Как следствие, мысли человека будут постоянно возвращаться к «прошлому», «старым болячкам», обидам и т. д. Во втором случае человек может выстроить проти­воположную программу и будет завершать свои начинания преж­девременно, когда в этом еще нет необходимости.

Самоанализ

• Завершенность/незавершенность

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:______

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Социальная презентация

Проницательный и искусный/искренний и безыскусный

Концепт. Кэттелл (Cattell, 1989) разделяет людей, в зависи­мости от того, как они взаимодействуют в своей жизни с другими людьми и социальными группами, на безыскусных, сердечных, спонтанных, наивных, с одной стороны, и на проницательных, искусных и социально «корректных» — с другой.


196______________________________ Часть II. Метапрограммы

Извлечение. * Когда вы размышляете о предстоящем контак­те с какой-то социальной группой или о своем появлении в обще­стве, какие чувства вы обычно испытываете? Вас сильно беспоко­ит ваш социальный имидж и вы хотите произвести самое благо­приятное впечатление на окружающих, так чтобы они оценили вашу тактичность, вежливость, обходительность и т. д.? Или вас не слиш­ком беспокоят эти обстоятельства и вы хотите прежде всего "оста­ваться самим собой", быть естественным, прямым, непосредствен­ным, открытым?»

Идентификация

1. Проницательный и искусный. Люди, которые, находясь в об­
ществе, по-настоящему беспокоятся о том, какое впечатление они
производят на окружающих, и хотят быть уверенными в том, что
оно исключительно позитивное, ценят образ, который они созда­
ют в умах других людей (отнесение к другим, № 14). Это побуж­
дает их ценить вежливость, тактичность, этикет, протокол и т. д.
и избегать излишнего самораскрытия, выражения своих мыслей
и чувств, спонтанности. Такие люди обычно отличаются повышен­
ным честолюбием. Когда данный паттерн становится чересчур вы­
раженным, они могут вести себя в манипуляторской, «политикан­
ской», эгоистичной манере.

2. Искренний и безыскусный. Люди, которые презирают соци­
альную презентацию как таковую, воспринимают ее как актерство,
«отсутствие естественности», «притворство» или лицемерие, они
предпочитают «говорить начистоту», лишены или почти лишены
честолюбия, легче мирятся с разочарованием в других людях, их
социальные манеры могут казаться безыскусными и неучтивыми
(отнесение к себе, № 14). В крайних случаях человек может вести
себя на людях грубо и неадекватно; у него может даже вырабо­
таться антисоциальный стиль.

Язык и личность. О каком наборе ценностей человек вспоми­нает чаще всего? Именно эти процессы операционной системы ведут к появлению светского льва, политикана и коммуникабельной личности либо неучтивого и грубого, безыскусного, прямолиней­ного человека, который всегда говорит то, что думает.

Первичные контексты. Данные стили, как правило, обуслов­лены либо моделированием и идентификацией с ранними роле­выми моделями — родителями, учителями и т. д., которые демон­стрировали позитивный пример владения социальными навыка­ми, либо неприятием лицемеров и манипуляторов и ориентацией на антисоциальную группу бунтарей.


Г лава 6. Метапрограммы «реакций*_______________________ 197

Самоанализ

• Проницательный и искусный/искренний и безыскусный

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:______

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

№ 39» Им иерархического доминирования

Власть/ союз/ достижения

Концепт. Когда Дэвид Мак-Клелланд из Гарварда разрабаты­вал свою модель, он взял за основу три центральных аспекта че­ловеческого взаимодействия: власть, союз и достижения. Эта мо­дель описывает, как люди относятся к доминированию. Джозеф Йегер (Yeager, 1985) использовал ее при конструировании своей «шкалы власти».

Данная метапрограмма связана с тем, как человек адаптирует­ся к властным действиям других людей (которые могут использо­вать свое положение, унижать подчиненных, проявлять высоко­мерие и т. д.). Она описывает стиль, который человек использует, чтобы приспособиться к власти (или чтобы не приспосабливаться к ней). Йегер связывает этот стиль с программой пассивность-агрессия (№ 13) и использует для его измерения шкалу с делени­ями от 1 до 10, где 1 — пассивные люди (подобные Чарли Брау­ну), 5 — уверенные в себе (Снупи) и 10 — агрессивные (Люси или Аттила Гунн).

Извлечение. Оцените свои мотивы при взаимодействии с ок­ружающими с точки зрения ваших мотивационных предпочтений между Властью (доминирование, соперничество, интриги), Союзом (взаимоотношения, обходительность, сотрудничество) и Дости­жением (результаты, цели, задачи) и оцените каждый из этих трех стилей отношения к «власти» в баллах, так чтобы в сумме полу­чилось 100 баллов.

• Власть (доминирование, соперничество, интриги)

• Союз (взаимоотношения, обходительность, сотрудничество)

• Достижения (результаты, цели, задачи)

Итого: 100


198____________________________ "5 Часть П. Метапрограммы

Идентификация

1. Человек, который стремится к власти, действует в точности
как «иерархическое животное» (Yeager, 1985, р. НО): он ценит до­
минирование, соперничество и политические игры. Когда он одер­
живает победу, то испытывает чувство превосходства и удовлет­
ворения. Такие люди мыслят в терминах «победа/поражение».
Когда этот паттерн заходит слишком далеко, человек может ду­
мать про себя: «Того, что я выиграл, недостаточно... надо, чтобы

проиграли другие» (Аттила Гунн).

2. Люди, которые стремятся к союзу, действуют, улаживая свои
отношения путем сотрудничества и обходительности. Они ценят
хорошие отношения с окружающими, устанавливая и поддержи­
вая их благодаря своей рассудительности. Они мыслят с позиции
«победа/победа». *'

3. Люди, которые стремятся к достижениям, больше всего бес­
покоятся о том, чтобы дело было доведено до конца, о практиче­
ских результатах и т. д.

Язык и личность. Прислушайтесь к словам, указывающим на один из этих трех стилей в контексте социальных групп и органи­заций.

Первичные контексты. Ценности и стиль, которые преобла­дали в действиях родителей и учителей, в семье и школе, могут предрасполагать ребенка к аналогичному поведению. Подражал ли он этому стилю или, наоборот, отвергал его?

Самоанализ

• Власть/союз/достижения/сбалансированность

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Заключение

Наши операционные системы функционируют не в вакууме, а в социально-политическом, духовном и личностном контексте. Принимая во внимание наше рефлексивное сознание, которое всег-


Гла ва 6. Метапрограммы «реакций*_______________________ 199

да и неизбежно возвращается к собственным мыслям, чувствам и действиям, наши реакции при взаимодействии с окружающим миром составляют значимый элемент «мышления». Более широ­кая модель понимания «мышления» и эти метапрограммы позво­ляют нам рассмотреть нашу «ментально-эмоциональную» обра­ботку и сортировку информации с точки зрения людей, задач, ком­муникации и т. д.

Что вы узнали о собственном стиле восприятия применитель­но к этим аспектам сознания? Какие из них проявляются у вас в такой степени, что определяют ваш повседневный опыт? Насколь­ко успешно служат вам ваши метапрограммы в социальной сфе­ре?

№ 29. Способ восстановления энергии: экстраверт/ амбиверт/интроверт

№ 30. Сотрудничество и руководство: независимый/ командный игрок/руководитель

№ 31. Коммуникативная установка: коммуникатив­ные категории

№ 32. Общая реакция: конгруэнтная/пекоигкруэнт-ная/соперничество/сотрудничество/поляр-ность/метапозиция

№ 33. Тип соматической реакции: активный/рефлек­сивный/оба

№ 34. Предпочтения в работе: объекты/системы/ люди/информация

№ 35. Способ сравнения: количественный/качест­венный

№ 36. Источник знаний: моделирование/концепту-ализация/демонстраиря/опыт/авторитетное мнение

№ 37. Завершенность/окончательность: завершен­ность/незавершенность

№ 38. Социальная презентация: проницательный и искусный/искренний и безыскусный

№ 39. Тип иерархического доминирования: власть/ союз/достижения


Глава 7

Мета-метапрограммы

Метапрограммы, относящиеся

к концептуальным / семантическим реальностям,

идентичности, «я», времени и т. д. (№ 40-51)

Не все метапрограммы действуют на одном и том же метауровне. Некоторые функционируют на уровне, являющемся мета по от­ношению к самим метапрограммам. Здесь мы вводим эту новую категорию в НЛП, с тем чтобы провести грань между теми мета­программами, которые действуют на логическом уровне, находя­щемся всего лишь на одну ступеньку выше уровня нашего мыш­ления, обработки информации, сортировки, направления внима­ния и т. д., и теми, которые действуют выше на два уровня.

Мы представили данную модель в главе 1. Здесь мы опишем ее подробнее. Благодаря этому дальнейшему развитию модели метапрограмм мы можем ответить на следующие вопросы:

• Как «ценности» (номинализация) связаны с метапрограм­
мами?

• Как вписываются в эту модель «убеждения»?

• Куда мы должны поместить категории Канта (время, про­
странство, причинность и т. д.) применительно к человече­
скому восприятию?

В этой главе мы рассмотрим метапрограммы, которые явля­ются мета по отношению ко всем остальным метапрограммам, — мета-метапрограммы. Они функционируют выше и за рамками всех специфических метапрограмм.

№ 40. Ценности: эмоциональные потребности;

системы убеждений № 41. Отношение к «наставлению»: сильная воля/

уступчивость


Гл ава 7. Мета-метапрограммы______________________________ 201

№ 42. Самооценка: высокая/низкая;условная/безус­ловная

№ 43. Уверенность в себе: низкая/высокая

№ 44. Самоощущение: мышление/эмоции/воля/ тело/роль

№ 45. Самоцелостность: конфликтующее несоот­ветствие/гармоничная интеграция

№ 46. Сортировка -«времени»: прошлое/настоящее/ будущее

№ 47. Ощущение «времени»: «во времени»/'«сквозь время»; последовательная/случайная сорти­ровка

№ 48. Доступ ко «времени»: случайный/последова­тельный

№ 49. Сила эго: неустойчивость/устойчивость

№ 50. Нравственные качества: слабое/сильное су-перэго

№ 51. Каузативный тип: беспричинность; линейная, множественная, личностная, внешняя, магиче­ская, корреляционная причинно-следственная связь

- Метапрограммы, являющиеся мета по отношению к метапрограммам

В главе 1 мы начали с того, что предложили компьютерную мета­фору обработки информации как аналогичную в некоторых отно­шениях присущей людям неврологической обработке информации. Результат деятельности нашей «операционной системы» (проявля­ющийся на «экране нашего сознания») обусловлен неврологическим восприятием миллиардов поступающих извне стимулов, которые об­рабатываются нервной системой и мозгом человека.

Данная метафора предполагает существование по меньшей мере двух независимых параметров сознания и восприятия: первый связан с тем, как сознание-восприятие формируется, а второй — с тем, как оно в итоге выражает себя.

Прежде всего рассмотрим, каким образом особенности метапро­грамм определяют форму, которую принимают наши «мысли». Эта форма связана с тем, как наша обработка информации проявля­ет себя в фокусировке «внимания» и «восприятия» на «экране



Часть II. Метапрограммы


сознания» (см. рис. 7.1, столбец 4). Данная фокусировка осуще­ствляется посредством форматирования нашего восприятия в со­ответствии с метапрограммами (большие чанки/маленькие чан-ки; присоединение/отсоединение; VAK и т.д.). То есть каждая мысль и каждое восприятие имеют код метапрограммы. Мы уже рассмат­ривали метапрограммы, связанные с присоединением/отсоедине­нием, глобальностью/конкретностью и т. д.

 

До... Внимание/ восприятие Формат Результат
Условия, Работа сознания Форма мышления «Мышление»
которые при фокусировке, Метапрограммы  
определяют наблюдении, присоединения/  
внимание: сортировке, отсоединения  
категории обработке... ит. д.  
ограничения      
Мета- Сознание Метапрограммная Конечный
мета-   сортировка продукт
программы     мышления

Рис. 7.1. Соотношение метапрограмм и мета-метапрограмм в человеческом сознании

Мышление всегда выражается в определенной конфигурации метапрограммы. Иначе быть не может. То, что обычно мы ее не осознаем, говорит лишь о том, что она проявляется на уровне, яв­ляющемся мета по отношению к содержанию нашего мышления.

Во-вторых, рассмотрим источник, обусловливающий особен­ности метапрограмм. Когда метапрограмма фокусирует, форми­рует и форматирует восприятие — непрерывный динамический процесс неврологической обработки информации, — она делает это в соответствии с различными условиями, ограничениями и кате­гориями.

Другими словами, наша операционная система (метапрограм­мы) происходит из ранее отформатированных категорий. Пред­ставьте себе сами метапрограммы как выражение динамического ментально-эмоционального процесса, в котором мы участвуем при «фокусировании, направлении внимания, мышлении и обработ­ке информации». Представьте себе, что этот поток познания мира и «направления внимания» характеризуется одновременно сти­лем, форматом и формой (как они проявлены в метапрограммах^ а также предварительными условиями и ограничениями, из кото­рых он возникает.


Глава 7. Мета-метапрограммы



Это позволяет выделить метапрограммы, существовавшие до динамики «сознания», которое направляет внимание и восприни­мает, а также те метапрограммы, которые форматируют внима­ние после, когда оно проявляется на «экране сознания».

Большинство метапрограмм, детально рассмотренных в преды­дущих главах (главы 3-6), относятся к метапрограммам, которые направляют внимание после. Те метапрограммы, которые характе­ризуют предшествующее форматирование восприятия, состоят из концептуальных, семантических категорий, ограничивающих созна­ние. Это происходит до того, как сознание начинает функциониро­вать, — они ограничивают его действие в соответствии с существу­ющими условиями. К ним относятся метапрограммы, «имеющие дело» с такими категориями, как «время», «я», «ценности» и т. д. (рис. 7.1).

Развернем эту модель так, чтобы она приняла вертикальное по­ложение. Тогда у нас появляются два метауровня относительно первичного уровня сознания, связанного с объектами во внешнем мире, который нас окружает.


Рис. 7.2. Модель взаимодействия метапрограмм и мета-метапрограмм в человеческом сознании

Чтобы учесть рекурсивность сознания, мы вложили в нашу мо­дель понимание того, что мышление и эмоции всегда и неизбежно возвращаются к себе (рис. 7.2, стрелки, направленные вверх и об-


204______________________________ Часть П. Метапрограммы

ратно вниз). Таким образом, когда метапрограммы, управляющие нашими мыслями, становятся привычными, данный процесс при­нимает устойчивый ментально-эмоциональный «формат». Затем этот формат превращается в метапрограмму, а позже — в мета-ме-тапрограмму. Появление «ценностей» обусловлено тем, что, «по­вторяя формат мышления» (глобальный, присоединение, визуаль­ный), мы оцениваем его как полезный, значимый, реальный и т. д., и этот «оценочный» процесс приводит в результате к номинали-зации «ценность».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...