ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ 5 страница
Анарта (Anarta) – царь из Солнечной династии, сын Шарьяти и отец Реваты. Анила (anila) – одно из имён Вайю (см. ), бога ветра. Аннапурна (annapUrNA, букв. «изобильная зерном») – Богиня в ипостаси подательницы пищи. Иконографически изображается кормящей Шиву. Отождествляется с Шакамбхари (см. ). Антака (antaka) – бог смерти Яма. Арджуна (arjuna, «белый», «светлый») – герой, третий среди братьев-пандавов, сын Кунти (Притхи) от бога Индры. Друг Кришны. В теологических комментариях идентифицируется с Нарой, а Кришна – с Нараяной. Ариштанеми (ariSTanemi) – другое имя Аруны, божества рассвета, представлявшегося в образе колесничего Солнца. Аруна (aruNa) – царь из Солнечной династии. Арундхати (arundhatI) – супруга Васиштхи, считающаяся символом женской супружеской верности. Асикни (asiknI) – другое имя Вирини, см. Асита (asita, букв. «черный») - Асита Девала, мудрец из рода Кашьяпы, получивший Калика-пурану от Явакриты и передавший ее Маркандее. Атрейя (Atreya) – патронимическое имя, прилагаемое к потомкам мудреца Атри. Атри ( atri) – мудрец, один из семи «мыслью порождённых» сыновей Брахмы. Атхарван (atharvan) – в ведийской мифологии жрец, первым добывший огонь трением и установивший жертвоприношение. Ахалья (ahalyA) – первая женщина, созданная Брахмой, супруга риши Гаутамы. Была соблазнена Индрой, и за это Гаутама наложил на нее проклятие. Ачьюта (acyuta, букв. «непоколебимый») - имя-эпитет Вишну-Кришны. Ашвины (azvinau, двойств. ч. от azvin, «обладающий конями» или «рождённый от коня») – божественные братья-близнецы, живущие на небе, их собственные имена – Насатья и Дасра. В эпосе и пуранах Ашвины – врачеватели, славящиеся красотой и молодостью и способные наделять этими свойствами даже старцев.
Багала (bagalA) – восьмая махавидья из десяти. Обладает тамасической природой. Сила «замораживания», подавления, останавливания (стамбханы). Иконографически изображается облачённой в жёлтое сари и наносящей асуру удары палицей. Баладева (baladeva) – старший сын Кришны-Васудевы, считается воплощением змея Шеши. Бали ( bali) – царь дайтьев, сын Вирочаны, внук Прахлады и правнук Хираньякашипу. Благочестием и подвижничеством он победил Индру и, лишив его власти, стал господствовать над тремя мирами. Владычество его продолжалось до тех пор, пока Вишну, принявший облик Ваманы («карлика») не лишил его власти. Благая (bhadrA, zivA) – часто встречающийся эпитет Богини. Брахма (brahmA) – один из трёх великих богов, входящих в индуистскую троицу – тримурти, бог-демиург, создатель мира. Изображается верхом на гусе или на колеснице, запряжённой гусями, как бородатый человек с четырьмя головами, с жезлом и блюдом для милостыни в руках. Брахмани (brahmaNI, произв. от brahma) – одна из матрик, божественная энергия (шакти) Брахмы. Соответствует саттва-гуне (иногда раджо-гуне). Брахми (brAhmI) – то же самое, что и Брахмани. Брихаспати (bRhaspati, букв. «господин молитвы») – в эпосе и пуранах жрец (пурохита) и наставник богов, предводитель семи великих риши, правитель планеты Юпитер. Бхавани (bhavAnI, букв. «супруга Сущего») – одно из имён Богини. Бхага (bhaga, букв. «часть, доля») – божество, один из двенадцати адитьев, которое почитается правителем созвездия Уттара-Пхальгуни. Бхагавати (bhagavatI, букв. «изобильная благом») – одно из имён Богини. Бхадра (bhadrА, букв. «благая») – эпитет Богини. В тексте оставляется без перевода только там, где необходимо избежать повторения. Бхадракали (bhadrakAlI, букв. «благая Кали») - одна из ипостасей Богини. Одна из девяти Кали. В традиции шри-видья почитается в образе Пратьянгиры, богини с ликом льва.
Бхайрави (bhairavI, букв. «ужасная») – пятая (иногда шестая) махавидья из десяти, тождественна Дурге. Обладает тамасической природой. Составляет «пару» с Сундари (Трипурасундари). Олицетворяет пробуждающуюся Кундалини. Бхарадваджа ( bharadvAja) - мудрец, которому приписывается ряд ведических гимнов, а также обширные познания в медицине. Является сыном мудреца Брихаспати и отцом Дроны, наставника пандавов и кауравов в военном деле. Бхарга (bharga) – имя Шивы. Бхаргава (bhArgava, произв. от bhRgu) – патронимическое имя, прилагаемое к потомкам Бхригу, одного из семи великих риши: Маркандее, Шукре и Чьяване. Бхимадеви (bhImadevI, букв. «страшная богиня») – воплощение Богини, упоминаемое в Деви-махатмье (XI, 50 - 52). В этом воплощении Богиня будет истреблять ракшасов, спасая от них мудрецов. Бхрамари (bhrAmarI, букв. «пчелиная») – воплощение Богини, упоминаемое в Деви-махатмье (XI, 52 - 54). В этом воплощении Богиня принимает облик пчелиного роя, состоящего из бесчисленного количества пчел, и губит асура по имени Аруна. Бхригу (bhRgu, от корня bhrAj «сиять, пылать») – один из семи великих риши, по разным версиям, сын Варуны или Ману. Отец Чьяваны. Бхуванасундари (bhuvanasundarI, букв. «краса мира») – см. Сундари. Бхуванешвари (bhuvanezvarI, букв. «владычица мира») – четвёртая махавидья из десяти. Символизирует пространство сознания (чит-акаша). Имеет раджасическую природу, дарует богатство, процветание, райские наслаждения и успех в благих предприятиях. Быкознаменный (vRSabha-dhvaja) – имя-эпитет Шивы, средством передвижения (ваханой) которого и символом является бык. По мнению некоторых исследователей, такая символика отражает принадлежность Шивы к пантеону скотоводческих племен. Вайвасвата (vaivasvata, произв. от vivasvant) – имя Ману седьмой манвантары, в которую мы живем. Этот Ману является сыном Солнца Сурьи (или Вивасвана), отсюда и его имя. Вайдарбхи (vaidarbhI) – имя супруги царя Субаху и матери Шашикалы, означающее, что она происходила из страны Видарбха. Вайшнави (vaiSNavI, произв. от viSNu) – одна из матрик, божественная энергия (шакти) Вишну. Сочетает в себе три гуны. Вайю (vAyu) – бог ветра, хранитель северо-запада. Вальмики (vAlmiki) – божественный мудрец (девариши), автор эпической поэмы Рамаяна.
Варахи (varAhI, букв. «веприца», произв. от varAha) – одна из матрик, божественная энергия (шакти) Варахи. Варуна (varuNa) – бог вод, одно из важнейших божеств ведийского пантеона. Позднее отошёл на второй план. Варуна – один из восьми хранителей мира, считается хранителем запада. Васава (vAsava, букв. «властитель васу») – имя Индры, являющегося предводителем восьмичленного разряда божеств васу. Васави ( vAsavI, произв. от vAsava) – одна из матрик, божественная энергия (шакти) Васавы (т. е. Индры), то же самое, что и Айндри. Васанта (vasanta, «весна») - мужское божество, олицетворение весны, рожденное из вздоха Брахмы. Васиштха (vasiSTha, букв. «самый богатый») – четвертый из семи (согласно ДБП) сыновей Брахмы. В индуистской традиции Васиштха служит идеалом брахмана, он и его потомки являлись домашними жрецами (пурохитами) царей Солнечной династии. Цикл мифов посвящен соперничеству между ним и другим мудрецом – Вишвамитрой. Женой его была Арундхати, которую тщетно домогался Агни, а она, став олицетворением супружеской верности, была вознесена на небо в качестве утренней звезды. Васудева (vAsudeva, с долгим «а» в первом слоге) – патроническое имя Кришны, одно из главных наименований его в индуистской традиции, широкоупотребительное в пуранах. Васуки (vAsuki) – царь нагов. Вахни (vahni) – бог огня Агни. Великая царица (mahArAjJI) – эпитет Богини. Верховная Владычица (paramezvarI) – один из эпитетов Богини. Вибхишана (vibhISaNa) - младший брат Раваны, сражавшийся на стороне Рамы и после смерти Раваны посаженный Рамой на престол Ланки. Вивасван (vivasvant, букв «лучезарный») – эпитет бога Солнца Сурьи. Видалла (vidalla) – мудрый евнух царя Дхрувасандхи, сопровождавший Манораму в изгнании в лесу. Виджая (vijayA, букв. «победа») – племянница Сати. Викукши (vikukSi) – царь из Солнечной династии, старший из ста сыновей Икшваку. Вимала (vimalA, «чистая, безупречная») – одно из имён Богини. Винаяка (vinAyaka, букв. «устранитель препятствий») – имя-эпитет Ганеши. Вирабхадра (vIrabhadra) - страшное чудовище, созданное Шивой для того, чтобы покарать оскорбивших его своим пренебрежением богов на жертвоприношении Дакши.
Вирана (vIraNa)- отец Вирини (Асикни), супруги Дакши. Вирасена (vIrasena, букв. «войско героев») – царь Калинги, отец Манорамы и дед Сударшаны. Вирата (virATa) – царь страны матсьев, которая занимала область близ нынешнего Джайпура (точнее: Байрат). При дворе этого царя пандавы проводят тринадцатый год изгнания под чужими именами. Согласно преданию, Вирата – сын царя Упаричары от апсары Адрики. Как правитель матсьев он имел также имя Матсья. Вирини (vIriNI) – супруга Дакши, появившаяся на свет из большого пальца на левой ноге Брахмы. Виринчи (viriJci) – имя Брахмы. Вирочана (virocana) – царь дайтьев, сын Прахлады и отец Бали. Вирупакша (virUpAkSa, букв. «имеющий необычное количество глаз») – имя-эпитет Шивы, который изображается с тремя глазами: двумя обычными и третьим – «глазом мудрости». Витпати (viTpati) – редко встречающийся эпитет бога Луны Сомы. Вишалакши (vizAlAkSI, букв. «большеокая») – другое имя Чамунды (см. ). Вишвавасу (vizvavasu) – предводитель гандхарвов. Вишвакету (vizva-ketu) – Кама. Вишвамитра (vizvamitra, букв. «друг всех») – мудрец, который был рожден кшатрием, но своими аскетическими подвигами добился положения брахмана. Наиболее известные мифы о Вишвамитре посвящены истории его соперничества с брахманом Васиштхой. Вишварупа (vizvarUpa, букв. «[принимающий] все формы») – трехголовое существо асурической природы, умерщвленное Индрой. Вишвеша (vizvezА, букв. «владычица всего») - одно из имён Богини. Вишну (viSNu) – бог хранитель вселенной, второй член индуистской троицы (Брахма, Вишну и Шива). Изображается человеком с телом темно-синего цвета, четырёхруким, на груди у него – знак шриватса и драгоценный камень каустубха, его ездовое животное – птица Гаруда. Вишнумайя (viSNumAyA, букв. «майя Вишну») – одна из ипостасей Богини как божественной энергии шакти, эманацией которой является весь мир. Владыка богатств (vitteza) – эпитет Куберы, являющегося богом богатства. Владыка бхутов (bhUteza) – эпитет Шивы, в чью свиту входили бхуты. Владыка миров (lokeza) – Брахма. Владыка созданий (prajA-pati) – Брахма. Владычица (IzA, IzvarI) – один из эпитетов Богини. Властитель морских чудищ (yadasAM patiH) – Варуна. Возлюбленная Шанкары (zaMkara-vallabhA) – Парвати. Восседающий на Гаруде (garuDadhvaja) - Вишну, ездовым животным которого служит Гаруда. Враг Смары (smara-ripu) – эпитет Шивы, огнем третьего глаза испепелившего бога любви Каму (Смару), осмевшего нарушить его подвижничество. Вритра (vRtra, букв. «преграда») – могучий асур, преградивший течение рек, был умерщвлен Индрой. Убиение Вритры считается самым великим подвигом Индры.
Высшая Шакти (parA-zakti) – одно из имен Богини. Вьомакеша (vyoma-keza) – эпитет Шивы. Вьяса (vyAsa, букв. «разделитель») – божественный мудрец, разделивший Веды и почитавшийся составителем Махабхараты и пуран. Ганга (gAGgA) – богиня, олицетворение главной священной реки индуистов, почитается как одно из частичных проявлений (кала-рупа) Богини-матери. Старшая сестра Парвати. Гаруда (garuDa) – царь птиц, изображается существом с головой и крыльями орла, с туловищем и ногами человека, служит ездовым животным Вишну. Гаури (gaurI, букв. «светлая») – одно из имён Богини в ипостаси Парвати. Пребывает в саттва-гуне. По мнению Дж. Тивари, имя Гаури может происходить из брахманских кругов, потому что типичный брахман иногда описывается как gaura (светлый). В Сапташати-сарвасвам же сообщается, что это имя дал Парвати сам Шива из-за ее раскаленности добела (gaura) во гневе (2, 4). Согласно другой версии происхождения этого имени, ранее у Парвати была смуглая кожа, и однажды Шива пошутил по этому поводу. Парвати была обижена этим, и она отправилась в Гималаи для совершения подвижничества. Благодаря подвижничеству богиня приобрела светлый цвет кожи (Шивананда, с. 62). Гаутама (gautama) - из семи великих риши. Известен тем, что проклял Индру, соблазнившего его жену Ахалью. Гаятри (gAyatrI) - см. Савитри. Гириджа ( giri-jA, букв. «дочь гор») – то же, что и Парвати. Гириша (giri-za, букв. «обитающий в горах») – имя Шивы. Гобхила (gobhila) – мудрец, бывший удгатаром на жертвоприношении, устроенном Девадаттой ради обретения сына. Говинда (govinda, «пастырь») – многозначное имя Вишну-Кришны, в котором нашли отражение солярные мотивы образа («пасущий коров», т. е. тучи или солнечные лучи), а также скотоводческую символику. Господин Вайкунтхи (vaikuNTha) – Вишну, чей мир носит название Вайкунтха (букв. «место без тревог»). Гуха (guha, букв. «тайно(рождённый)») – одно из имён Сканды, данное ему в связи с обстоятельствами его рождения. Гухьякали (guhyakAlI) – одно из девяти проявлений Кали, описанных в Махакала-самхите. Дадхича (dadhIca) - в ведийской мифологии мудрец-отшельник, сын Атхарвана. Дакша (dakSa, букв. «ловкий, способный») – божественный мудрец, один из «порождённых разумом» сыновей Брахмы, один из главных прародителей живых существ, отец пятидесяти (или шестидесяти) дочерей, в т. ч. и Сати. Из числа связанных с ним мифов наиболее известен сюжет о разрушении Шивой жертвоприношения Дакши, к участию в котором бог не был приглашён. Дану (danu) – дочь Дакши и одна из жён Кашьяпы, прародительница одного из двух видов асуров – данавов. Дарпака (darpaka) – одно из имен бога любви Камы. Дасры (dasrau) – общее название обоих Ашвинов, по имени одного из них. Дашаратха ( dazaratha, букв. «тот, кто находясь в колеснице, сражается в десяти направлениях») – царь из Солнечной династии, правитель Айодхьи, отец Рамы. Двайпаяна (dvaipayana, букв. «островитянин», произв. от dvIpa «остров») – прозвище Вьясы, полученное им из-за того, что его мать, рыбачка Сатьявати, тайно родила его на острове. Девадатта ( devadatta, букв. «данный богами») – знаменитый брахман из страны Кошала, отец Сатьявраты. Деваки (devakI) – супруга Васудевы, мать Кришны, рассматривается иногда как воплощение Адити, матери богов. Деви (devI, букв. «богиня») – одно из самых распространённых имён Богини. В данном тексте почти всегда даётся в переводе. Держатель диска (cakra-pANi) – эпитет Вишну. Держатель петли (pAzin) – эпитет Варуны, чьим атрибутом является петля, служащая ему оружием против грешников. Держатель Пинаки (pinAkin)- эпитет Шивы. Пинака (pinAka) – название лука Шивы. Джаганнатха ( jagannAtha, букв. «владыка мира») – эпитет Вишну. Джамадагни ( jamadagni) – брахман и великий подвижник, потомок Бхригу, сын Ричики и Сатьявати и отец Парашурамы. Джанаки ( jAnakI, букв. «дочь Джанаки») – патронимическое имя Ситы, её отец – царь Джанака (janaka). Джанамеджая (janamejaya, букв. «волнующий, приводящий в трепет») – царь из Лунной династии, правнук Арджуны и сын Парикшита. Во время жертвоприношения змей, устроенного этим царем, сказитель Вайшампаяна впервые исполняет Махабхарату. Джанардана (janArdana) – имя Вишну-Кришны. Имеет несколько толкований: 1). «побуждающий людей», 2). «уничтожающий (злых) людей», 3). «почитаемый людьми». Каждое из этих толкований основано на различном понимании второго элемента сложного слова ardana. Джарасандха (jarAsandha) – царь Магадхи и тесть Кансы. Враждовал с Кришной и был умерщвлен Бхимасеной. Джатаведас (jAta-vedas, «знающий [все] о живущем», «ведающий о [прошлых] рождениях») – имя бога огня Агни. Джатаю (jatAyu) - коршун в Рамаяне, вступивший в бой с Раваной, когда тот нес Ситу на Ланку и убитый Раваной. Джахнави (jAhnavI, букв. «дочь Джахну», произв. от jahnu) – патронимическое имя Ганги, которая получила его потому, что мудрец Джахну выпил всю ее воду за то, что она помешала ему совершить жертвоприношение. Затем, по просьбе мудреца Бхагиратхи Джахну выпустил реку, и она с тех пор считается его дочерью. Джаядратха ( jayadratha) – сын Вриддхакшатры, царь страны Синдху. Пытался похитить супругу пандавов Драупади, но потерпел неудачу. В битве на Курукшетре сражался на стороне кауравов и был убит Арджуной. Джваламукхи (jvAlAmukhI, букв. «с пылающими устами») – Богиня как пожирающее пламя, отождествляется с Бхадракали. Дивакара (divAkara) – одна из форм солярного божества. Дхурджджати (dhUrjjaTi) - эпитет Шивы. Дилипа (diLIpa) – царь Солнечной династии, отец Рагху. Дити (diti, букв. «ограниченность, предел») – дочь Дакши и одна из тринадцати жён Кашьяпы, прародительница одного из родов асуров – дайтьев. Дочь Дакши (dakSa-duhitar) – Сати (см. ). Драупади (draupadI, произв. от drupada) – дочь царя панчалов Друпады, другое (обычное) имя Кришны (kRSNA), общей супруги пятерых братьев пандавов. Вместе со своим братом Дхриштадьюмной она родилась из середины жертвенного алтаря как воплощение богини Шри. Друхина (druhina) – Брахма. Дурга (durgA) – одна из ипостасей Богини. Существует два толкования этого имени: «устранительница несчастий» и «убийца Дурги» (Дурга (durga) – демон-асур, убитый, согласно Сканда-пуране и Деви-махатмье (XI, 49 - 50), Богиней). В индуистском тантризме выделяют девять ее аспектов. Дханвантари (dhanvantari, букв. «движущийся по дуге лука») – бог врачевания, вышедший с чашей амриты в руках из океана при пахтании его богами. Дхаумья (dhaumya) – родовой жрец (пурохита) пандавов, его небесный аналог – Брихаспати, пурохита Индры, царя богов. Дхриштадьюмна (dhRSTadyumna) – сын царя Друпады и брат Драупади, который вместе с сестрой появился на свет из жертвенного огня при совершении обряда жертвоприношения, как частичное воплощение бога Агни. В битве на Курукшетре сражался на стороне пандавов. Дхрувасандхи ( dhruvasaMdhi) – царь из Солнечной династии, правитель Айодхьи, отец Сударшаны и Шатруджита. Дхундху (dhundhu) – демон, досаждавший подвижнику Уттанке и убитый царем Кулаваяшвой. Дхундхумара (dhundhumara, букв. «губитель Дхундху») – другое имя царя Кулаваяшвы, умертвившего демона Дхундху. Икшваку (ikSvaku) – первый из десяти (согласно ДБП) сыновей Ману Вайвасваты, основатель ветки Солнечной династии, правившей в городе Айодхья. Имеющий на знамени рыбу (mInAGka, mIna-ketu) - эпитет бога любви Камы, на знамени которого изображена рыба макара. Имеющий на знамени царя быков (vRSa-rAja-ketu) - эпитет Шивы. Царь быков – Нанди. Индра (indra) – бог бури и грома в индийской мифологии. В ведийский период – величайшее божество. В эпосе и пуранах – царь богов, победитель демонов, его образ, однако, уступает по значению Вишну и Шиве, которым передаётся ряд функций Индры. Возглавляет группу хранителей мира, являясь хранителем востока. Биджа-мантра Индры - лам. Индравахака (indravahaka, букв. «тот, кто ездит на Индре») – другое имя царя Какутстхи. Это имя царь получил из-за того, что в битве с асурами восседал на горбу быка, в которого обратился Индра. Индрани (indrANI) - одни из имен Шачи, см. Инду (indu) – бог Луны Сома. Иша (Iza, букв. «владыка») – эпитет Вишну или Шивы. Ишана (IzAna, букв. «повелитель») – эпитет Шивы или Вишну. Ишвара (Izvara, «владыка») – имя относится обычно к Шиве, иногда – к Вишну. Йогешвари (yogezvarI, букв. «владычица йоги») – восьмая (высшая) из матрик. Другие имена Апараджита (aparAjitA букв. «непобедимая») и Махалакшми (mahAlakSmI, «великая Лакшми»). Кайкейи (kaikeyI ) – вторая супруга Дашаратхи, мать Бхараты. Она заставила Дашаратху передать трон Бхарате и отправить в изгнание на четырнадцать лет Раму – законного наследника. Какутстха (kakutstha, букв. «восседающий на горбу») – царь из Солнечной династии, сын Шашады. В битве с асурами восседал на горбу (kakud) быка, в которого обратился Индра, отсюда и его имя. Это имя стало родовым для всех его потомков, в том числе и великого героя Рамы. Кала (kAla) – персонификация времени в индийской мифологии. Иногда выступает как самостоятельное божество, иногда как воплощение Ямы или Шивы (Рудры). Кала часто представляется неким чудовищем, поглощающим и губящим человеческие существования. Каланеми (kAlanemi) – сторукий демон, убитый Вишну. Кали (kAlI, букв. «чёрная») – гневная ипостась Богини. В образе Кали воплощается наиболее грозная сторона ее характера. Изображается обнажённой женщиной с телом черного цвета, с гирляндой срубленных голов на шее, с высунутым окровавленным языком и торчащими клыками, с различными видами оружия в руках. В пуранической традиции имя Кали понимается прежде всего как указующее на черный цвет кожи Богини. Возможно, Кали была первоначально богиней темнокожих аборигенов Индии, и отсюда ее имя. Вторая версия происхождения этого имени состоит в том, что характер образа этой жестокой богини разрушения связывает ее с Калой, или временем, которое часто выступает проявлением Шивы. Именем Кали также называется один из семи языков священного огня в Мундака-упанишаде (1. 2. 4). В Сапташати-сарвасвам о происхождении имени Кали сказано: «(Та, которая) принуждает (калайати), мучает дайтьев, понуждает людей, во множестве обрядов проявляется, есть Кали, она же Калика» (2, 21). Кали – основное почитаемое божество в школе кали-кула. В тантрах описывается разное количество форм Кали в зависимости от того, что собой символизируют те или иные ее формы и какие функции выполняют. Например, в Махакала-самхите упомянуто девять ее проявлений. Биджа-мантра Кали – КРИМ. Калика (kAlikА) – то же самое, что и Кали. Кальяни (kalyANI, букв. «благая») – девственница в возрасте четырёх лет, почитаемая на обряде кумари-пуджа. Камала (kamalA, букв. «лотосная») – десятая махавидья из десяти, обладает тамасической природой. Отождествляется с Махалакшми. Каматха (kamaTha) – мудрец, возглавлявший группу мудрецов, которые слушали Калика-пурану из уст Маркандеи. Канва ( KaNva, букв. «глухой») – мудрец, считается создателем ряда гимнов Ригведы, вырастил и воспитал Шакунталу, дочь апсары Менаки и Вишвамитры, был пурохитой царя Бхараты, сына Душьянты и Шакунталы. Кандарпа (kandarpa) – одно из имен бога любви Камы. Канса (kaMsa, ср. корень kaMs «разрушать») – царь из рода Яду, воплощение на земле асура Каланеми, злобный тиран, свергнувший своего отца Уграсену. Был убит Кришной. Каратель Паки (pAka-zAsana) – эпитет бога Индры, убившего демона-дайтью Паку. Такое толкование соответствует выдвижению в эпосе и пуранах на передний план военного аспекта образа и связанной с этим трансформации отражённого в имени сюжета. Карттикея (kArttikeya, «рождённый от Криттик») – прозвище сына Шивы Сканды (см. ), обозначающее его связь с жёнами шестерых мудрецов, персонифицированных в образах шести звёзд созвездия Плеяды. Катьяяни (kAtyayAnI) – одно из имён Богини. Существует традиционное толкование этого имени (Калика-пурана, 60, 77) – «почтенная Катьяяной». Катьяяна – потомок древнего мудреца Ката, сына Вишвамитры. Особая связь Богини с родом Вишвамитры заключается прежде всего в том, что Вишвамитра является получателем мантры гаятри (Ригведа, 3, 62, 10). Будучи самой священной мантрой Вед, гаятри напрямую соотносится с Богиней и является её мантрическим образом. Также существует миф о том, что по просьбе мудреца Катьяяны Богиня появилась в его обители и уничтожила асура Махишу, проклятого мудрецом из-за того, что тот, обернувшись женщиной, соблазнил его ученика (Калика-пурана, 60, 98 – 110). В Деви-махатмье история убиения Махиши рассказывается иначе. В Сапташати-сарвасвам о происхождении этого имени говорится: «Явившаяся в обители Катьяяны ради исполнения (желания) богов и ставшая (его) женою, (поэтому) имя Бхагавати – Катьяяни. Благодаря ее нерушимому целомудрию (она) свободна и независима от мужа» (2, 4). В индуистском тантризме Катьяяни считается одной из девяти Дург. Каубери (kauberI, произв. от kubera) – одна из матрик, божественная энергия (шакти) Куберы. Каушалья (kauSalyA) - первая жена Дашаратхи, мать Рамы. Каушика (kauzika) – Вишвамитра. Каушики (kauzikI) – одна из ипостасей Богини. Одно из возможных толкований этого имени «появившаяся из тела» (koza). Согласно Деви-махатмье, эта ипостась появилась «из почерневшего от гнева тела Богини» во время войны с асурами Шумбхой и Нишумбхой (V, 87). Кешава (kezava, от keza «волосы») – имя Кришны, которое может быть объяснено его рождением из чёрного волоска Вишну, проникшего в чрево Деваки, тогда как его брат Баларама родился из белого волоска, иногда это имя связывают с волосатостью Кришны как его этнической характеристикой. Кичака (kIcaka) – военачальник царя матсьев Вирата, преследовавший Драупади и за это убитый Бхимасеной. Кришна (kRSNa, букв. «чёрный») – восьмое воплощение бога Вишну на земле, сын царя Васудевы и Деваки. Согласно Бхагавата-пуране, Кришна не просто аватара, а тождественен самому Вишну. Согласно Тодала-тантре и Гухьятигухья-тантре, в аватаре Кришны проявляет себя сама Кали. Кубера (kubera) – бог богатства, обитающий в Гималаях, предводитель якшей и гандхарвов. Изображается одноглазым человеком с тремя ногами и восьмью руками. Один из восьми хранителей мира, считается хранителем севера. Кулаваяшва (kulavayAzva) – царь из Солнечной династии, убивший демона Дхундху, досаждавшего подвижнику Уттанке. Кумарика (kumArikA) – девственница в возрасте двух лет, почитаемая на обряде кумари-пуджа. Кумбхайони (kumbha-yoni, букв. «тот, утробой для которого послужил кувшин») – эпитет божественного мудреца Агастьи. Агастья считался сыном Митры и Варуны и апсары Урваши, согласно преданию, он родился в кувшине, в который излилось при виде Урваши семя обоих богов (отсюда и его эпитет Кумбхайони). Кумбхакарна (kumbhakarNa) - ракшас, брат Раваны, убитый Рамой. Лакшмана (lakSmaNa) - сводный брат Рамы, отправившийся вместе с ним и Ситой в изгнание в лес. Лакшми (lakSmI) – богиня счастья, красоты и богатства, супруга Вишну. Обычно изображается прекрасной женщиной, восседающей на лотосе и с лотосом в руках. Считается частичной формой (aMza-rUpa) Богини. В индуистском тантризме выделяется восемь аспектов Лакшми. Биджа-мантра этой богини – ШРИМ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|