Глава двадцатая. Дакша проклинает Чандру. Творец дня(divakara) – Сурья.
Трасаддасью (trasaddasyu, букв. «тот, перед которым трясутся дасью») – имя царя Мандхатара, которое ему дал Индра. Тримурти ( trimUrti) – девственница в возрасте трёх лет, почитаемая на обряде кумари-пуджа. Трипурасундари (tripurasundarI, букв. «прекрасная в трех мирах») – см. Сундари. Трисандхья (trisandhyA, букв. «три сандхьи») – Богиня, олицетворяющая три сандхьи – переломные моменты времени – заря, полдень и сумерки. Триша - Шива. Тришанку (trizaMku, букв. «совершивший три греха») – другое имя царя Сатьявраты, которое ему дал мудрец Васиштха. Трьямбака (tryambaka, «имеющий трех матерей») – имя-эпитет Шивы. Турашат (turASAT) – Индра. Тысячеокий (sahasra-cakSus) – имя-эпитет Индры. Уграсена (ugrasena, букв. «обладающий грозным войском») – царь из рода Яду, правивший Матхурой, отец Кансы. Был свергнут своим сыном, а затем восстановлен на троне Кришной. Уттанапада ( uttAnapada ) – сын первого из Ману-Сваямбхувы и его супруги Шатарупы. Уччаихшравас (uccaiHzravas, букв. «славный») – солнечный конь Индры, появившийся при пахтании океана. Он белой масти и питается амритой – напитком бессмертия. Хаймавати (haimavatI, произв. от himavant, Химавант) – Богиня в её ипостаси Парвати, дочери Химаванта. Хара (hara, букв. «разрушитель») – одно из имён Шивы, связано с его специфической ролью божества, уничтожающего все существующее по истечении мирового периода. Хари (hari) – имя Вишну-Кришны, который в паре с Харой (Шивой) представляет некое единство созидательного, охранительного и разрушительного начал; прообраз двуединого образа Хари-Хара. Харишчандра (harizcandra) – царь Солнечной династии, сын Сатьявраты (Тришанку), известный добродетелью и щедростью. Имя Харишчандры в основном связано с двумя мифами: с мифом о Шунахшепе и с мифом об испытании богами добродетели Харишчандры.
Харьяшвы (haryazvAH) – пять тысяч сыновей Дакши, произведенных им с целью наполнения мира существами. По совету Нарады они отправились на поиски края вселенной и не вернулись до сих пор. Химавант (himavant, букв. «снежный») – царь гор, персонификация Гималаев, отец Парвати. Хираньякашипу (hiraNya-kazipu, букв. «золотая циновка») – царь асуров, брат-близнец Хираньякши, отец Прахлады, преследовавщий сына за ревностное почитание Вишну, которым и был уничтожен (аватара Вишну в образе Нарасимхи - человекольва). Хираньякша (hiraNyakSa, «златоглазый») – асур, брат-близнец Хираньякашипу, убитый Вишну, снизошедшим как Вараха («вепрь»). Хрилекха (hRllekhA) – богиня, олицетворение мантры ХРИМ. Хуташана (hutAzana) – бог огня Агни. Царь богов (deva-rAja) – имя-эпитет Индры. Царь вод (salila-rAja) – Варуна. Чамунда (cAmuNDa) – одно из имён Богини. В Деви-махатмье это имя трактуется: «сразившая (асуров) Чанду и Мунду». Изображается восседающей на трупе (Сапташати-сарвасвам, 2, 8). Чанда (caNDa, букв. " свирепый, разъяренный" ) - асур, вместе со своим братом Мундой бывший слугой Шумбхи и Нишумбхи. Был убит Богиней. Символизирует злобность, свирепость, ярость и гнев. Чандика (caNDikA, букв. «гневная») – одно из имён Богини в её гневной ипостаси. «Та, которая неистовствует (чандате), есть Чандика» (Сапташати-сарвасвам, 2, 22). Чандра (chandra) – другое имя бога Луны Сомы, встречающееся в поздних текстах, таких как Калика-пурана. Четырехликий (catur-bhuja) – имя-эпитет Вишну. Читракету ( citraketu) - предводитель гандхарвов. Чьявана (cyavana, букв. «выпавший») – мудрец, сын Бхригу, женившийся на царевне Суканье и вернувший себе молодость благодаря ее добродетели. На жертвоприношении своего зятя Шарьяти наделил Ашвинов правом на сому. Имя его (букв. «выпавший») происходит из-за того, что он выпал из утробы своей матери Пуломы, в то время как ее похитил асур Пуломан.
Шабалашвы – пять тысяч сыновей Дакши, порожденных вслед за Харьяшвами, их постигла та же участь, что и их старших братьев. Шакамбхари (zАkambharI, букв. «дающая овощи») – воплощение Богини, упоминаемое в Деви-махатмье (10, 49). Во время ста лет засухи и голода на земле Богиня пообещала явиться на землю в этом воплощении, производить из своего тела овощи и кормить ими все существа. Истоки образа следует, вероятно, искать в мифах дравидийских народов о происхождении растительности из тела и крови женского божества плодородия. Шамбху (zambhu, букв. «милосердный») – эпитет Шивы. Шанаишчара (zanaizcara, букв. «медленно движущийся») - божество, олицетворение планеты Сатурн. Влияние этой планеты считалось крайне неблагоприятным. Шанкара (zaMkara, букв. «умиротворяющий») – имя-эпитет Шивы, во втором (эвфемистическом) значении употребляется в апелляциях к грозному божеству. Шанкари (zaGkarI, букв. «супруга Шанкары») – Богиня в её ипостаси супруги Шивы. Шарва (zarva, букв. «властитель стрелы») – Шива, одной стрелой уничтоживший город асуров Трипура. Шарвани (zarvANi, произв. от zarva) – имя Богини в ее ипостаси супруги Шивы. Шарва (zarva, букв. «властитель стрелы») – Шива, одной стрелой уничтоживший город демонов Трипура. Шарьяти (zaryAti) – четвертый из десяти сыновей Ману Вайвасваты, царь, отец Суканьи. Ашвины получили право на сому во время великого жертвоприношения, устроенного этим царем. Шатакрату (zatakratu, букв. «совершивший сто жертвоприношений») – имя-эпитет бога Индры. Этот эпитет может употребляться и в русском переводе с сохранением своего этимологического значения. Шатамакха (zata-makha, букв. «совершивший сто жертвоприношений») – имя-эпитет бога Индры, то же, что и Шатакрату. Шатарупа ( zata-rUpA) – супруга Сваямбхувы Ману. Шатругхна (zatrughna, букв. " истребитель врагов" ) - сводный брат Рамы, близнец Лакшманы. Шатруджит (zatrujit, букв. «побеждающий врагов») – сын царя Дхрувасандхи от Лилавати. Шачи (zacI, букв. «мощь») – супруга Индры, персонификацияего мощи. Шашада (zazAda, букв. «зайцеед») – царь из Солнечной династии, сын Викукши и отец Какутстхи. Шашикала (zazikalA) – дочь царя Субаху, милостью Богини ставшая женой Сударшаны.
Шеша (zeSa) – тысячеголовый змей, на котором покоится земля, тесно связан с Вишну, которому он служит ложем. В некоторых пуранах выступает частичным воплощением Вишну. В периоды между гибелью и новым воссозданием вселенной Вишну изображается спящим на Шеше. Шива (ziva, букв. «благой») – один из трёх великих богов, входящих в тримурти, основная его функция – разрушение мира. У шиваитов Шива отождествляется с высшим абсолютом и исполняет и две другие функции (создания и поддержания мироздания). Шри (zrI) – другое имя Лакшми. Шурпанакха (zurpanakhA) - сестра Раваны, ракшаси, пытавшаяся соблазнить Раму, Лакшмана отрезал ей нос и уши. Юдхаджит ( yudhajit, букв. «побеждающий в битве») – царь Аванти, отец Лилавати и дед Шатруджита. Явакрита (yavakrIta) - мудрец, получивший Калика-пурану от Нарады и передавший ее Асите. Явана (yavana) – царь яванов и млеччхов, союзник Джарасандхи, воевавший с Кришной и вынудивший его переселиться из Матхуры в Двараку. Яджнявалкья ( yAjJavalkya) – мудрец, ученик Вьясы. Яджнясени (yAjJasenI, букв. «дочь Яджнясены») – патронимическое имя Драупади, дочери Друпады, иное имя которого – Яджнясена (yajJasena, букв. «войско жертв»). Яма (yama) – в индийской мифологии бог смерти и правосудия, царь мёртвых. Подводит итог добрых и дурных дел умершего и посылает его в определённую часть преисподней, он же определяет форму последующего рождения. «Отойти» или «отослать» в обитель Ямы – часто встречающееся обозначение смерти, убийства. Принадлежит к хранителям мира и почитается как божество – хранитель юга.
СЛОВАРЬ ПРЕДМЕТОВ И ТЕРМИНОВ Абхишека (abhiSeka) – окропление, являющееся главным элементом царского посвящения раджасуя. Царя окропляли водой из различных рек, налитой в четыре сосуда из различных пород дерева. Авидья (avidyA, букв. «неведение») – 1. в Деви-гите синоним пракрити, 2. один из двух аспектов пракрити, включающий все три гуны и служащий упадхи дживы. Агамы (AgamAH) – см. тантры. Агнихотра (agnihotra, букв. «возлияние на огнь») – возлияние на священный огонь коровьего молока с жидкой кашей, совершаемое ежедневно утром и вечером.
Агнишватты (agniSvAttAH) – разряд предков (питри), возникших из капель пота, который выступил на теле Брахмы при виде Сандхьи. Агништома (agniSToma, букв. «прославление Агни») – Аджьяпы (Ajya-pAH, букв. «пьющие жертвенное масло») – разряд предков, возникших из пота, который выступил на теле Пуластьи при виде Сандхьи. Адхварью (adhvaryu) – один из главных жрецов на жертвоприношении, в его обязаннояти входили основные ритуальные действия: измерение площадки, воздвижение алтаря, подготовка утвари, возжигание огня, в словесной части обряда – рецитация мантр Яджурведы. Акаша (AkAza) – в шактизме тридцать вторая таттва, эфир. Амрита (amRta, букв. «не – мертвое») – напиток бессмертия богов, добытый ими в результате пахтания Молочного океана. Ангада (aGgada) – браслеты, украшающие предплечья. Анги (aGgAH, букв. «части [Вед]»), или веданги – название раздела традиционной индуистской словесности, созданного как пояснение к Ведам. Поскольку точности воспроизведения текстов Вед придавалось сакральное значение, шесть анг (шикша – правильное произношение, просодия, вьякарана – грамматика, нирукта – этимология, джьотиша – астрономия и кальпа - ритуал) служили пособием, корректирующим произнесение и толкование текстов. Антахкарана (antaHkaraNa) – ментальная способность тонкого тела (сукшма – шариры), объединяющая манас, аханкару, манас и читту. Антахпур (antaHpura) – женская половина дома или дворца. В нее не допускались посторонние, однако в Индии антахпур был, видимо, менее изолирован, чем мусульманские гаремы. Апсары (apsaras) – в индийской мифологии прелестные небесные танцовщицы и куртизанки. Доставляют в мир Индры павших в битвах героев и всячески их ублажают, подобно мусульманским гуриям. Также по поручению богов соблазняют подвижников, чьё могущество чрезмерно возрастает и начинает угрожать их власти. Наиболее известны: Менака, Рамбха, Урваши. Аргхья (arghya) – «почётная вода», один из элементов приёма гостя, а также пуджи. Асана (Asana) – третья ступень восьмиступенчатой йоги Патанджали, статическая лоза, часто комбинирующаяся с дыхательными упражнениями и созерцанием. Асуры (asurAH) – класс демонических существ, противопоставляемый богам (как ракшасы - людям, а пишачи – теням усопших). Разделяются на два вида: дайтьи (см. ) и данавы (см. ). В послеведийской мифологии периодически ведут войны с богами, возглавляемыми Индрой, одерживают временные победы, но потом терпят поражение благодаря вмешательству высших богов (Вишну или Шивы), а в шактистской мифологии - Деви.
Атман (Atman) – в адвайта-веданте абсолютный субъект, не могущий быть объектом, однако познаваемый в особом опыте самопереживания и тождественный абсолютному началу мира - Брахману. Аханкара (ahaMkara) – в шактизме пятнадцатая таттва, ментальная способность к индивидуализации. Это есть антахкарана в аспекте самосознания. Ачамана (Acamana) – вода для прихлёбывания или полоскания рта, один из элементов приёма гостя, а также пуджи. Ашадха (ASADha) – название четвертого месяца индийского лунного календаря (июнь-июль). Ашвамедха (azvamedha, букв. «жертвоприношение коня») – жертвоприношение, которое совершалось могущественными царями для достижения власти «надо всею землёй». Было связано с подчинением соседних государств и теоретически длилось год. Заканчивалось после заклания коня посвящением на царство. Совершивший сто ашвамедх считался равным Индре. Ашвин (Azvina) – название седьмого месяца индийского лунного календаря (сентябрь-октябрь). Ашрам (Azrama) – место уединения мудрецов-подвижников, лесная обитель. Не путать с ашрамом – стадией жизни. Ашрамы (AzramAH) – четыре стадии жизни, теоретически обязательные для дваждырождённых: 1). брахмачарья - ученик – брахмачарин должен жить в доме гуру, прислуживать ему, изучать под его руководством Веды и соблюдать ряд обетов, главный из которых – обет целомудрия, 2). грихастха – жизнь женатого домохозяина, когда необходимо содержать семью и обеспечить продолжение рода, 3). ванапрастха – уход из мирской жизни и поселение в лесу, 4). санньяса – полное отречение от всего мирского. Бали (bali) – жертвоприношение пищей домашним божествам, людям, животным, птицам, а также неодушевленным объектам, одно из обязательных обрядовых действий, предписываемых домохозяину-грихастха. Бархишады (varhiSadaH) – разряд предков (питри), возникших из капель пота, который выступил на теле Брахмы при виде Сандхьи. Бетель (tAMbUla) – род ползучего полукустарника Piper betel с овальными листьями, пряными и острыми на вкус. В листья бетеля, смазанные известью, заворачиваются семена арековой пальмы, так называемый бетелевый орех, молотая корица, кардамон и прочие специи. При жевании бетель оказывает лёгкое тонизирующее действие. Бинду (bindu, букв. «семя, капля») – 1. концентрированный энергетический сгусток, происходящий из нады, блаженное соединение Шивы и Шакти; 2. небольшая точка, которую индуисты наносят между бровями или посередине лба сандаловой пастой, красной пудрой, косметическими красками и др. Прежде по бинду можно было узнать принадлежность к касте, секте, семейное положение и др. Другое название бинду – тилак. Брахман (brahman, букв. «рост, развитие») – в адвайта-веданте безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, через постижение которой достигается мокша (освобождение). Брахман тождественен Атману, т. е. индивидуальному духу. У Шанкары выделяются два взаимосвязанных аспекта Брахмана – ниргуна-брахман (Брахман без качеств) и сагуна-брахман (Брахман с качествами). Шактистская философия принимает концепцию Брахмана Шанкары, в дополнение в ней ниргуна-брахман отождествляется с Шивой, а сагуна – с Шакти. Брахман (brAhmaNa) – один из главных жрецов на жертвоприношении, который контролирует церемонию в целом. Брахманы (brAhmaNAH) – см. варны. Брахмачарьи (brahmacAriNaH) - см. ашрамы. Буддхи (buddhi) – в шактизме четырнадцатая таттва, интеллект. Это есть антахкарана в аспекте определённости, лишённой сомнений. Бхагаван (bhagavAn, букв. «обладающей долей») - эпитет, употребляющийся индуистами по отношению к богам и почитаемым святым. Чаще всего употребляется в вишнуизме, этим же словом именуют иногда и Шиву. Богиня носит вариант этого эпитета женского рода – Бхагавати. Бхадра (bhAdra) – название шестого месяца индийского лунного календаря (август-сентябрь). Бхайрава (bhairava) – школа шиваизма. Её последователи почитают Бхайраву, божество, рождённое из крови Шивы и/или являющееся одно из его грозных проявлений. Бхери (bherI) – разновидность барабана; литавры. Бхуташуддхи (bhUtazuddhi, букв. «очищение элементов») – очищение элементов тела дыхательными упражнениями. Бхуты (bhUtAH) – злые духи, один из разрядов низших демонов. Считаются душами мёртвых, умерших насильственной смертью или оставленных без погребальных обрядов. Включаются в демоническую свиту Шивы. Ваджра (vajra) – оружие Индры в его битвах с асурами, в эпосе служит эталоном твёрдости и разящей мощи. Вайшакха (vaizakha) – название второго месяца индийского лунного календаря (апрель-май). Вайшнавы (vaiSNavAH) – последователи одного из главных направлений индуизма, почитают Вишну как высшее божество. Существует пять главных школ вайшнавов: Рамануджи (шри-вайшнава), Мадхвы, Валлабхи, Нимбарки и Чайтаньи (чайтанья-вайшнава). Вайшьи (vaiSyAH) – см. варны. Валакхильи (bAlakhilyAH) – разряд легендарных мудрецов-пигмеев, ростом с большой палец, общим числом 60 тысяч. Они сопровождают колесницу Солнца, питаясь его лучами.
Вама (vAma) – см. вамачара. Вамачара (vAmAcAra) – см. тантризм. Ванапрастхи (vanasthAH или vanaprasthAH) – см. ашрамы. Варны (varNAH, ед. число varNa букв. «краска, цвет») – четыре сословия традиционного индуистского общества: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и правители), вайшьи (крестьяне, ремесленники и торговцы), шудры (низшее сословие, обязанное обслуживать три остальные). Васана (vAsanA) – подсознательная наклонность, которая мотивирует действия человека. Являются конгломератами следствий санскар, см. Васу (vasavaH) – группа, включающая восемь божеств, олицетворяющих природные явления: Ахар – день, Дхрува – полярная звезда, Сома – луна, Анала – огонь, Анила – ветер, Прабхаса – заря, Пратьюша – свет. В разных вариантах имена могут варьироваться. Группа возглавляется Индрой, который, однако, в неё не входит. Вашаткара (vaSaTkAra) – возглас «вашат», произносимый при жертвоприношении и обращённый к мудрецам. Веданта (vedAnta, букв. «конец Вед») – одна из шести традиционных школ (даршан) индийской философии. Главная тема веданты – соотношение абсолюта и мира, абсолюта и человека, проблема освобождения от сансары и пути достижения его. Наиболее известны пять направлений веданты: адвайта (недуализм) Шанкары, вишишта (недуализм–с– различиями) Рамануджи, двайта (дуализм) Мадхвы, двайтадвайта (дуалистический недуализм) Нимбарки. В адвайта-веданте Брахман и Атман безусловно тождественны, а все прочее есть иллюзия. На философию шактизма наибольшее влияние оказала именно адвайта-веданта. Веды (vedAH) – четыре священные книги индуизма, существовавшие предвечно: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвенных формул), Атхарваведа (Веда заклинаний). Веды могут изучать только представители трёх высших варн: брахманы, кшатрии и вайшьи. Шудры и женщины к чтению Вед не допускались. Видьядхары ( vidyA - dharAH, букв. «носители знаний») – полубоги, обитающие в пространстве между небом и землёй. Известны своей красотой, способны летать по воздуху и изменять свой облик. Вимана (vimAna) – небесная колесница-дворец, в которой путешествуют боги и герои. Упоминания о виманах в индуистских текстах породили слухи о том, что древним индийцам была знакома космическая техника. Вимарша (vimarza) – сила самосознания, наделяющее свет сознания активной энергией, один из двух аспектов абсолютного сознания в шактизме и тантризме. Ассоциируется с Шакти и сагуна-брахманом. Вират (virAT) – грубое тело Ишвары, проявленное мироздание, космос. Вичитра (vicitra) – или читрини – нади в одну тысячную волоска, находящийся внутри сушумны. На вичитре располагаются друг над другом шесть чакр, и по нему движется кундалини. Вишва (vizva) – джива, ассоциируемая с грубым телом (стхула-шарира). Совокупность всех вишв составляет вират (см. ). Ганапатьи (gANapatyAH) – последователи одного из направлений индуизма, почитают Ганешу как верховное божество. В настоящее время практически слились с шайвами. Гандхарвы (gandharvAH) – существа полубожественной природы, обитающие на небе и передвигающиеся по воздуху. В эпосе и пуранах выступают как небесные музыканты и прислуживают на пиршенствах богов. Ганы (gaNAH) – духи, спутники Шивы, в послеэпический период ассоциируются с его сыном Ганешей (gaNeza, «владыка ганов»). Готра (gotra, букв. «коровник, загон») – экзогамная родственная группа, род. Грантхи (granthayaH) – узлы, представляющие собой загрязнения (мала) телом, майей и кармой и пронзаемые кундалини при ее поднятии наверх. Обычно выделяют три грантхи: Рудра-грантхи, Вишну-грантхи и Брахма-грантхи. Грихастхи (gRhasthAH) – см. ашрамы. Гуны (guNAH) – три взаимно соотносительных онтологических аспекта любого природного сущего, взаимодействие и полагание результатов взаимодействия, суть которых – движущая сила, механизм миропроявления. Всего гун три: 1). тамас, источник инертности, невежества и иллюзии, 2). раджас, активное, деятельное, стимулирующее начало, 3). саттва, основа умиротворённости и благости. Гуру (guru, букв. «тяжёлый») – духовный учитель в индуизме. Особенно велика роль гуру в тантризме: здесь он становится воплощённым божеством. В шактизме и тантризме гуру может быть и женщина: сама Богиня (Деви) выступает в роли наставника. Гухьяки (guhyakAH) – класса полубожественных существ, входящих наряду с якшами в окружение Куберы и являющихся стражами его сокровищ. Дайтьи (daityAH) – вид асуров, произошедших от одной из старших жён Кашьяпы Дити. Дакини (DAkinI) – женщина-демон; дакини составляли свиту Кали и питались человеческим мясом. Дакшина (dakSiNA) – дар брахману за какую-либо услугу (например, за совершение жертвоприношения). Данавы (dAnavAH) – вид асуров, произошедших от одной из старших жён Кашьяпы Дану. Даршан (darzana) – видение, лицезрение сверхъестественного существа или святого. Дасью (dasyu) – общее название племен, чуждых индоарийской культуре, в Ригведе изображаются противниками ариев. Дваждырождённые (dvija, dvijAti) – члены трёх высших варн: брахманы, кшатрии и вайшьи. Индуисты полагают, что человек, не приобщившийся к знанию Вед, имеет только одно, физическое рождение и этим не отличается от животных. Человек же, прошедший обряд посвящения и приобщившийся к знанию Вед, обретает второе, высшее своё рождение и поэтому называется дваждырождённым. Иногда дваждырождёнными именуются только брахманы. Деви-сукта (devIsUkta) – гимн Богине как божественной речи Вак, включённый в Ригведу (Х, 125). Джапа (japa, букв. «бормотание, повторение») – практика сосредоточенного повторения имени божества или мантры, обычно с подсчётом числа повторений на чётках (джапамале), может выполняться мысленно, шёпотом или вслух. Джатакарма (jAtakarma, букв. «обряд рождения») – санскара, при которой отец приветствует и благословляет новорожденное дитя и дает ему узнать вкус меда и гхи. Джива (jIva) – индивидуальная душа, Атман, в ее воплощенном, ограниченном состоянии. Совокупность джив образует Ишвару. Дживанмукта (jIvаNmukta, букв. «живой освобожденный») – человек, достигший духовного освобождения (мокши) уже при жизни. Дживанмукта противоположен видехамукте, достигшему мокши в момент смерти. Дживанмукта пассивно продолжает свою жизнедеятельность, однако выходит из-под влияния кармы и в дальнейшем не подвергается перерождениям. Шактисты и тантристы признают возможность освобождения при жизни вслед за последователями адвайта-веданты. Дживатман (jIvAtman) – индивидуум как самость, душа конечного существа. Синоним Атмана. Джняна-шакти (jJAna-zakti) - одно из трех основных проявлений Шакти, сила знания. Олицетворяется Махасарасвати. Джьештха (jyeSTha) – название третьего месяца индийского лунного календаря (май-июнь). Дикша (dikSA, от корня dakS «стать способным») – ритуал посвящения в индуизме. Тантристы раскладывают слово «дикша» на «ди» - «знание» и «кша» - «уничтожение греха». Означает введение неофита учителем в какое-либо направление индуизма. Главным в дикше является передача духовной энергии от учителя к ученику, известная как шактипат, «нисхождение силы». Другим ключевым моментом дикши является сообщение какой-либо особой мантры. Дикши бывают различных типов. Диндима (DiNDima) – маленький барабан. Дханурведа ( dhanurveda, букв. «Веда лука») – военное искусство, прежде всего стрельба из лука, одна из упавед. Дхарана (dhAraNa, букв. «концентрация, установление») – шестая ступень восьмиступенчатой йоги Патанджали, фиксация сознания на определенных местах и предметах. Дхарма (dharma) – в индуизме универсальный закон мироздания и принцип следования этому закону как основная человеческая добродетель, частные дхармы – вытекающие из всеобщего религиозно-этического закона обязанности общественного сословия или отдельного лица. Дхармашастра (dharmazAstrAH) – священные индуистские тексты, посвященные изложению дхармы. В узком смысле слово дхармашастра включает в себя только произведения, написанные в стихах на основе более древних дхармасутр (прежде всего дхармашастры Ману, Яджнавалкьи и несколько более поздних текстов), в широком смысле дхармашастры включают также и дхармасутры. Дхьяна (dhyAna, букв. «созерцание») – седьмая ступень восьмиступенчатой йоги Патанджали, сфокусированность сознания на созерцаемом объекте, например, на каком-либо божестве. Ида (iDA) – один из трех самых важных нади, находится слева от сушумны, имеет женскую и лунную природу. Иччха-шакти (icchA-zakti) - одно из трех основных проявлений Шакти, сила желания. Олицетворяется Махалакшми. Иша (iza) – причинное тело Ишвары. Ишвара (izvara, букв. «владыка») – в веданте активная манифестация пассивного абсолюта – Брахмана. Йога (yoga, букв. «соединение, связка») – из шести систем ортодоксальной индуистской философии (даршан). Йога выработала целый комплекс практик для достижения мокши (освобождения). Йогическая техника в ее связанных друг с другом аспектах: подвижничество и созерцание – используется приверженцами разных направлений индуизма, в том числе тантристами и шактистами. Классическая йога была кодифицирована Патанджали в его Йога-сутрах (2 в. до н. э. ). В Йога-сутрах выделяются восемь ступеней йоги: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи (о них см. отдельные статьи). Параллельно появилась и теория трех ступеней йоги: джняна-йога (путь познания), карма-йога (путь действия без заинтересованности в плодах) и бхакти-йога (эмоциональное почитание божества). Позднее сформировались различные направления постклассической йоги: учение о чакрах и энергии кундалини. Элементы и классической, и постклассической йоги присутствуют в ДБП. Йогини (yoginI) – частные проявления Богини, составляющие её свиту. Йоджана ( yojana, букв. «запряжка») – индийская мера длины, равная, как и у многих других народов, расстоянию, которое можно проехать, не меняя ездовых животных, йоджана приблизительна равна 13-17 км. Йони (yoni, букв. «чрево, матка») – религиозный символ в образе женского детородного органа, почитаемый шиваитами и особенно шактистами. Воплощает идею женского энергетического начала, праматери вселенной. Культ йони уходит в доарийскую древность. В индуизме существует как отдельное почитание йони, так почитание его вместе с лингамом. Кавача (kavaca, букв. «панцирь, броня») – особая мантра, призывающая защиту и покровительство божества. Существуют кавачи различных индуистских богов, например, Шива-кавача, Деви-кавача, Брахма-кавача и др. Кавья (kavya) – пища, приносимая в жертву предкам или раздаваемая для поминания предков. Кайвалья (kaivalya, букв. «одиночество») – в санкхье и йоге Патанджали состояние освобождения, отъединение духа (пуруши) от материи (пракрити). В Деви-гите, как и вообще в шактизме, кайвалья просто синоним мокши. Кала (kala) – единица времени, соответствующая примерно 1, 6 минуте. Калпаврикша (kalpavRkSa) – дерево, исполняющее все желания, одно из 5 волшебных деревьев в сварге, раю Индры. Кальпа (kalpa) – одна из основных космических единиц времени. Одна кальпа равна 4320 млн. земных лет и составляет один день Брахмы, равный по длительности одной ночи. Кальпа делится на 14 манвантар (см. ), каждая из которых содержит 71 махаюгу. Камадхену (kAma-dhenu, букв. «корова желания») – волшебная корова, исполняющая все желания владеющего ею. Камандалу (kamandalu) – сосуд из глины, дерева или кокосового ореха, которым пользуются подвижники. Один из атрибутов Брахмы. Камашастры (kAma-zAstrAH) – индийские трактаты, посвященные науке любви. Наиболее известный из них – знаменитая Камасутра Ватсьяяны Малланаги. Капалака (kapAlaka, от kapala «череп») – школа тантрического шиваизма, существовавшая в Индии в первом и начале второго тыс. н. э. Ее последователи поклонялись Шиву в образе Капалешвары, владыки подвижников, держащего чашу в форме черепа (капала). Они везде носили с собой череп, из которого ели и пили, отсюда и название. Идеология и практики капалаки носили резко антисоциальный характер. Капалин (kapAlin) – просящий милостыню с капалой (kapAla), чашей из человеческого черепа.
Карана-шарира (kAraNa-zarIra, букв. “причинное тело”) – другое название анандамайя-коши, см. коша. Составляет третье упадхи Атмана. Карма (karman) – в индуизме закономерность, согласно которой статус и судьба человека в настоящем предопределены его деятельностью в прошлом рождении. Карма имеет три аспекта: 1. самчита-карма – «накопленные действия», сумма всех карм прошлых и этой жизни, 2. прарабдха-карма – «начавшиеся действия», эта та часть самчита-кармы, которая приносит плоды и оформляет события и условия наших тел, личные склонности и привязанности, 3. криямана-карма – «делаемое сейчас», эта та карма, которая создается и добавляется в этой жизни мыслями, словами и действиями, или во внутренних мирах в промежутках между воплощениями. В шактизме карма образует одно из трех основных препятствий для духовного развития. Достижение освобождения при жизни (дживанмукти) уничтожает карму. Карттика (kArttika) – название восьмого месяца индийского лунного календаря (октябрь-ноябрь). Каштха (kASThA) – единица времени, соответствующая примерно 0, 8 минуте. Кеюра (keyUra) – золотые браслеты с орнаментом в виде обруча, который носили и мужчины и женщины между плечом и локтем. Киннары ( kinnara, мн. ч. kinnarAH, букв. «что за люди») – разряд добрых полубогов, существа с лошадиными головами, небесные певцы и музыканты, обитающие в раю бога Куберы на горе Кайласа. Коша (koza, букв. «оболочка, слой, вместилище») – одна из пяти оболочек, через которые душа действует одновременно на различных планах бытия. Существуют следующие коши: 1). аннамайя - коша (annamaya-koza, букв. «оболочка из пищи»), физическое тело, самая грубая из оболочек, 2). пранамайя-коша (prANamaya-koza, букв. «оболочка из праны»), также известна в оккультизме как эфирное тело, существует внутри физического тела как его источник жизни и дыхания, 3). маномайя-коша (manomaya-koza, букв. «оболочка, образуемая умом»). В оккультизме – низшее астральное тело. Инстинктивно-интеллектуальная оболочка обычного мышления, желаний и эмоций. Местопребывание индрий, сенсорных и моторных органов, 4). виджнянамайя-коша (vijJAnamaya-koza, букв. «оболочка познания»), ментальная познавательно-интуитивная оболочка. Содержит высшее мышление, виджняну – прямое познание, интуицию, 5). анандамайя-коша (Anandamaya-koza, букв. «оболочка блаженства»). Интуитивно-сверхсознательная оболочка или причинное тело. Эта самая внутренняя форма души является предельной основой всей жизни, разума и высших способностей. После смерти живого существа распадаются только его физическое тело (аннамайя-коша) и эфирное тело (пранамайя-коша), остальные три коши продолжают существовать. Физическое тело (аннамайя-коша) также называется стхула-шарира (sthUla-zarIra, букв. «грубое тело»). Пранамайя -, маномайя- и виджнянамайя-коши составляют сукшма-шариру (sUkSma-zarIra, букв. «тонкое тело») или линга-деху (liGga-deha). Анандамайя-коша также именуется карана-шарира (kAraNa-zarIra, букв. «причинное тело»). Крия-шакти (kriyA-zakti) – одно из трех основных проявлений Шакти, сила действия. Олицетворяется Махакали. Кундалини (kuNDalini, букв. «свернувшаяся кольцами») - в тантрической йоге тонкая духовная энергия, располагающаяся у основания позвоночника каждого живого существа на уровне тонкого тела. Символически изображается в виде свернувшейся в несколько витков змеи. Считается, что у обычных людей эта энергия находится в пассивном, «спящем» состоянии. Пробудить её – значит сделать шаг к обретению освобождения. Пробуждение кундалини вызывается специальными практиками (см. панчамакара). Пробудившись, кундалини движется вверх по центральному энергетическому каналу (сушумна – нади), который находится внутри позвоночника и активизирует чакры. Прохождение кундалини вызывает необычные физиологические и психологические явления. Если кундалини проходит через шесть чакр, то через макушку головы она выходит из тела, соединяясь в седьмой чакре с «миром Шивы»; что вызывает ощущение экстаза. В тантризме кундалини понимается также как творящее космическое начало. В этом случае она именуется Махакундалини, т. е. «великая кундалини», которая, сотворив мир, «засыпает» у основания мировой горы (Меру) и пробуждается только в момент космического растворения (пралайя). Кункума (kuGkuma) – красный порошок растительного происхождения, используемый в индуистских ритуалах пуджи, а также для нанесения бинду (во втором значении). Кшатрии (kSatriyAH) – см. варны. Лагна (langa) – момент вхождения Солнца в зодиакальный знак. Ладжахома (lAja-homa) – жертвоприношение, при котором в огонь бросают поджаренные зёрна риса. Два раза проводится во время свадебной церемонии, символизирует плодовитость и благополучие. Линга-деха (liGga-deha) – другое название сукшма-шариры, см. Лингам (liGgaM, букв. «знак») – религиозный символ в образе фаллоса, почитаемый и шиваитами, и шактистами. Воплощает идею мужского энергетического начала. Культ лингама уходит в доарийскую древность. В индуизме существует как отдельное почитание лингама, так и почитание его вместе с йони. Магадха (mAgadha) – придворный певец-генеалогист. Магха (mAgha) – название одиннадцатого месяца индийского лунного календаря (январь-февраль). Майя (mAyA) – 1. в Деви-гите синоним пракрити, 2. один из двух аспектов пракрити, включающий лишь саттва-гуну и служащий упадхи Ишвары. Манас (manas) – в шактизме шестнадцатая таттва, инстинктивный ум. Это есть антахкарана в аспекте отсутствия способности к волевому акту или обладания способностью к волевому акту. Манвантара (manvantara, букв. «период Ману») – период в индуистской хронологии, равный продолжительности жизни Ману (см. ) или 306720 тысяч лет. В кальпе насчитывается 14 манвантар. Каждая манвантара имеет своего Ману, Индру и других богов. Манджира (maJjIra) – вид особых браслетов, носятся на щиколотке. Мандапа (maNDapa) – временное сооружение для праздника (обычно крытое). Мантры (mantrAH) – звук, слог, слово или фраза, наделенные особой энергией, обычно взятые из священных текстов индуизма. Мантры громко поют или рецитируют во время пуджи, чтобы призвать богов и установить силовое поле. Определенные мантры повторяют тихо или мысленно при джапе для успокоения ума, гармонизации внутренних тел и стимулирования латентных духовных качеств. Для полной эффективности мантры должны даваться учителем при посвящении. В позднейшем индуизме, особенно в тантрах, появилось великое множество мантр разной длины, цели и устройства. В шактизме мантры считаются звуковыми воплощениями Богини-Матери
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|