ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ 3 страница
[93] 11. 13(а). Змея, шкура тигра, спутанные волосы и полумесяц (bhujago vyAgra-kRttiz ca jaTA candrakaLA tathA) – перечисляются атрибуты Шивы. Змея – это джива (индивидуальная душа), которая покоится на Шиве, Параматмане (Высшей Душе). Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять махататтв: эфир, огонь, воздух, воду и землю. Они символизируют также пять пран, которые, шипя, передвигаются по телу, подобно змеям. Тигр обозначает похоть, поэтому подстилка из тигровой шкуры указывает на побежденное вожделение. Полумесяц на лбу Шивы символизирует то, что он полностью контролирует свой ум (Шивананда, с. 29-30). [94] 11. 16(а). преподнесением падьи и прочего (pAdyAdibhis) – падья это вода для омовения ног, предлагаемая хозяином гостю. Согласно правилам приема гостя, излагаемым в грихьясутрах, хозяин должен непременно предоставить гостю: 1). подстилку для сидения (виштара или курча) из травы, 2). воду для омовения ног (падья), 3). «почетную воду» (аргхья), назначение которой не вполне ясно, 4). «воду для прихлебывания» или полоскания рта (ачамания) и 5). «медовую смесь» (мадхупарка) (Махабхарата 1987, с. 733). [95] 11. 22. Блистаешь ты, о Хара, с прекрасной, смуглой, как мягкая темная мазь, / Дакшаяни, в обратном порядке тому, как я [блистаю] с Падмой (snigdha-nIlAJjana-zyAma-zobhayA zobhase hara / dAkSAyaNyA yathA cAhaM prAtilomyenA) – у Шивы белый, как лед, цвет кожи, а у Сати (Дакшаяни) – смуглый. В это же время у Вишну голубой цвет кожи, а у Лакшми (Падмы) - золотистый (Калика-пурана, с. 115). [96] глава 12. Представления об онтологической и функциональном единстве трех богов: Брахмы, Вишну и Шивы – сложились достаточно поздно, в эпоху пуран, однако сама идея троичности божественных сил прослеживается с древнейших слоев индийской мифологии. В Ведах божества часто объединяются в группы, в том числе и по трое, например Агни - Индра (или Вайю) – Сурья. В эпосе Брахма, Вишну и Шива – главные боги, но идеи их триединства еще нет, хотя и можно найти отдельные ее предвосхищения. Завершенная концепция тримурти появляется лишь в пуранах: Брахма – творец мироздания, Вишну – его хранитель, а Шива – разрушитель. Различные секты, придерживаются теизма, толкуют тримурти как три ипостаси единого верховного бога, который в таком случае обычно получает имя одного из членов триады (чаще всего Вишну или Шивы, реже Брахмы) и объединяет в одном лице три функции (творения, хранения и разрушения) (Мифы народов мира, т. 2, с. 525). В шактизме все трое членов тримурти объявляются равно подчиненными Деви.
Философские взгляды, представленные в этой главе, объединяют концепции адвайта-веданты (Парабрахман), санкхьи (пуруша, практики и производные от них) и калавады (время). [97] 12. 5-6. ср. с начальными строками космогонического гимна Ригведы (Х, 129; Ригведа 1999, с. 286). Как и в Ригведе, начало описывается апофатически как отсутствие каких-либо оппозиций. [98] 12. 7. Был единый Парабрахман, тонкий, непреходящий, находящийся выше чувств, / Непроявленный, имеющий природу знания, лишенный двойственности (ekam AsIt paraM brahma sUkSmaM nityam atIndryam / avyaktam jJAna-rUpeNa dvaita-hIna-vizeSaNam) – данная характеристика Брахмана полностью соответствует представлениям адвайта-веданты. Согласно учению Шанкары, Брахман свободен как от тождества, так и от различия с чем-либо, у него нет никаких внутренних различий. У него отсутствуют как сходства, так и различия такого рода; он не содержит в себе также никакой внутренней дифференциации, потому что все это представляет собой эмпирические различия. Поскольку Брахман противоположен всякому эмпирическому существованию, он дан нам как отрицание всего, что познается позитивно. Шанкара не берется характеризовать Брахмана даже как единственного в своем роде, за исключением той характеристики, что Брахман не имеет ничего себе равного, и называет его недвойственным - advaita или dvaita-hIna (Радхакришнан, т. 2, с. 480-481).
Кроме того, Брахман не вечен в смысле постоянного отсутствия изменения во времени, он непреходящ (nitya) в смысле абсолютной вневременности и неподвижности разложению или распаду, потому что его полнота и совершенство не соотносятся со временем. Для него не имеют значения последовательность, которая связывает вещи и события в порядок времени, он есть вечное постоянство, для которого все отношения времени не имеют никакого значения (Радхакришнан, т. 2, с. 482). Несмотря на то, что Брахман объявляется не имеющим атрибутов или каких-либо положительных качеств, тем не менее ему приписываются такие атрибуты как бытие-сознание-блаженство (sac-cid-Ananda). Эти атрибуты являются его существенными чертами (sva-rUpa-lakSaNa), сюда же относится и знание (jJAna). В то же время ему присущи и случайные черты (tatastha-LakSaNa), такие как творчество (Радхакришнан, т. 2, с. 485). [99] 12. 8(а). Пракрити и пуруша, вечные, пребывали повсюду (prakRtiH puruSaz caiva nityau dvau sarva-saMhitau) – это утверждение находится в явном противоречии с приведенным выше и соответствует санкхье. Согласно философии санкхьи, есть два вечных начала: единая материя (пракрити) и множество индивидуальных духов - пуруш. Это нашло уже свое отражение в Бхагавад-гите: prakRtiM puruSaM caiva viddhy anAdI ubhAv api, «пракрити и пуруша, знай, безначальны оба» (13. 20). При этом характеристики пракрити и пуруши по природе противоположны. Пракрити бессознательна (acetanam), а пуруша сознателен (sacetanam). Пракрити активна и постоянно движется по кругу, а пуруша неактивен (akartA). Пуруша неизменно постоянен, а пракрити постоянно изменчива. Пракрити характеризуется тремя гунами, а пуруша лишен гун; пракрити – это объект, а пуруша субъект. Основой мироздания является непроявленная пракрити. Она разворачивается в ряд элементов (таттв), что имеет место при нарушении равновесия трех ее сил – гун. О схеме развертывания таттв см. ниже (Индуизм, с. 389; Радхакришнан, т. 2, с. 249). [100] 12. 8(б). И наличествовало также Время (…) единственная причина мира (sthitaH kAlo 'pi … jagat-kAraNam ekakam) – данное утверждение соответствует калаваде (kAlavAda, букв. «времясловие»), мифопоэтическому учению, содержащемуся в индийском героическом эпосе (главным образом, Махабхарате). Основные идеи калавады таковы: Время (kAla) – величайшее божество, которое создает и разрушает мир, оно обтекает или объемлет собою все мироздание. Вселенная тонет в океане Времени, где таятся чудовища – Старость и Смерть. Время – все уносящий поток, ветер, играющий людьми, как стеблями травы, огонь, ожигающий все живое. В позднейшем шиваизме Кала стал осмысливаться как «темный», временный аспект Шивы, и ему противопоставляется другая ипостась бога: Махакала («Великое Время»), т. е. трансцендентальное «Время над временем», Вечность (Индуизм, с. 222). В шиваитской системе миропроявления время является седьмой таттвой из тридцати шести (Субрамуниясвами, с. 768). Согласно шайва-сиддханте, время неизменно, хотя наблюдателю оно кажется изменчивым (ziva-jJAna-bodham, I, 4). Оно является условием для всех действий, но само по себе не выступает как активная, действующая сила (Радхакришнан, т. 2, с. 653).
[101] 12. 10(б). И она из-за упадхи отождествляется со всеми существами (sarveSAm eva bhUtAnAm avacchedena saMgataH) – упадхи это термин веданты, обозначающий субститут, то, что будучи придано более высокой сущности, ограничивает ее проявление и обслуживает ее восприятие в форме того или иного объекта. Из-за упадхи одна и та же самая вещь является как нечто разное. Когда же упадхи устраняется, то различие исчезает. Именно из-за упадхи вечное, неделимое время является расчлененным на прошлое, настоящее и будущее (Калика-пурана, с. 124). [102] 12. 11(б). Прежде ради творения взволновав пракрити (purA sRSTyartham atulaM kSobhayan prakRtiM svayam) – в классической санкхье роль «взбудораживателя» пракрити отводится пуруше. В состоянии непроявления пракрити представляет собой единство противоположностей. По природе пракрити не является неустойчивой. Когда же нарушается равновесие гун, происходит разрушение пракрити и начинается процесс миропроявления. Пракрити развивается под влиянием пуруши, и причиной проявления ее является достижение целей пуруши (Радхакришнан, т. 2, с. 234).
[103] 12. 12-24. В данных стихах излагается концепция миропроявления санкхьи вкупе с космогоническим мифом позднего индуизма. Согласно классической санкхье, причиной всей вселенной, первым продуктом развития пракрити является махат (или махат-таттва). Он является основой интеллекта индивида. В то время как термин «махат» употребляется в космологическом аспекте, его психологическом дубликатом, относящимся к каждому индивиду, является буддхи. После буддхи возникает аханкара (ощущение «я»), или принцип индивидуального. Благодаря его действию каждая из различных душ наделяется самостоятельной мыслительной способностью. Гуны получают из аханкары три различных направления развития, соответственно которым аханкара называется либо саттвикой, либо раджасом, либо тамасом. Поэтому аханкара и именуется трехсоставной (ahaMkAras tridhA). Из аханкары в аспекте саттва (вайкарика) возникает манас, пять органов действия (кармендрии); из аханкары в аспекте тамаса берут начало пять тонких элементов (танматр). Аспект раджаса (тайджаса) принимает участие в обоих и присутствует в результатах. Из танматр, или пяти тонких элементов, полученных благодаря преобладанию тамаса, возникают пять грубых элементов (Радхакришнан, т. 2, 234-237). Согласно взглядам Гаудапады и Вачаспати, грубые элементы появляются из сочетания пяти тонких элементов – танматр – посредством процесса аккумуляции. Конечно, появляется затруднение, которое заключается в том, что акаша, который обладает только одним качеством – слышимостью – не может быть сопоставлен как физический элемент с соответствующим тонким элементом. Вачаспати полагает, что атом акаши порождается другой сущностью, атом воздуха возникает из двух танматр – звука и осязания, из которой танматра осязания является главной, атом света – из танматр звука, осязания и формы, из которых доминирует танматра формы, атом воды – из четырех танматр, а атом земли – из пяти танматр, из которых танматры вкуса и запаха соответственно являются главными. Виджнянабхикшу придерживается другого мнения, согласно нему, атом акаши возникает из танматры акаши при помощи бхутади (Радхакришнан, т. 2, с. 239). Что же касается золотого яйца или яйца Брахмы, то этот образ берет свое начало из концепции Хираньягарбхи (hiraNya-garbha, букв. «золотой зародыш»). В Ригведе (Х, 121) Хираньягарбха – первоначальная форма бога – создателя вселенной Праджапати (ср. также Х, 129; Атхарваведа, Х, 7, 28). В брахманах, упанишадах и эпосе версия Хираньгарбхи получает дальнейшую конкретизацию: из хаоса выделяются воды, породившие огонь – Хираньягарбху; через год из него возникает Брахма, разбивая оболочку и создавая из ее частей небо и землю (ср. Шатапатха-брахмана, XI; Махабхарата, XII) (Мифы народов мира, т. 2, с. 592).
12. 20(а). Объему семи океанов (sapta-sAgara-mAnena) – это семь океанов, омывающих материки (двипы) Бху-мандалы (Земли), и каждый из них наполнен особым видом жидкости. Итак, семь океанов Бху-мандалы в традиционной индуистской космографии наполнены соленой водой, соком сахарного тростника, вином, жидким топленым маслом, молоком, йогуртом и сладкой питьевой водой (Айравата дас, с. 238). [104] 12. 40. Есть только один Махеша, имеющий природу света, незапятнанный, / А что есть майя, что есть время и что именуется пракрити? (eka eva maheSaz cet jyotIrUpo niraJjanaH / kA vA mAyAtha kaH kAlah kA vA prakRtir ucyate) – высшая реальность в шиваитской философской системе шайва-сиддханта именуется Шивой (Махешой) и рассматривается как нечто безначальное, беспричинное, лишенное пороков, производящее все и обладающее всезнанием, как то, что освобождает душу от сковывающих ее уз. В то время как Шива является чистым сознанием, материя (пракрити) – это чистая бессознательность, а между ними находится шакти. Затем, шайва-сиддханта делит вселенную на тридцать шесть таттв в противоположность двадцати пяти классической санкхьи. Над пурушей находится панча-канчука, или оболочка, состоящая из пяти частей: нияти (порядок), кала (время), рага (интерес), видья (познание) и кала (сила) (kalA, с долгим «а» на конце). Над калой пребывают майя, шуддхавидья, Ишвара, Садашива, Шакти и Шива. Шивататтва образует самостоятельный класс: Садашива, Ишвара и Шуддхавидья образуют видьятаттвы, а другие двадцать три, находящиеся ниже майи, являются атмататтвами (Радхакришнан, т. 2, с. 652, 655). Они являются различными стадиями развития. Майя сперва развивается в неуловимые принципы, а затем – в очевидный. Кала, первый принцип, развившийся из майи, преодолевает смеси, затемняющиеся проявление сознания, и помогает ему проявить себя в соответствии с кармой, посредством следующего принципа, видьи, душа приобретает восприятие удовольствия и боли. Майя – это желание, от которого зависит весь опыт. Кала, или время, регулирует восприятия прошлого, настоящего и будущего. Время не является вечным, так как вечность не зависит от времени. Нияти же – это неизменный порядок, устанавливающий различие тел, органов и тому подобного для различных душ (Радхакришнан, т. 2, с. 655-656). [105] 12. 41(а). Что есть пуруши, неотличимые [от Брахмана], если же они отличимы, то как может быть единство? (ke pumAMs tato 'bhinnA bhinnAz cet katham ekatA) – вопрос об единстве или множественности пуруши отделяет санкхью утверждали, что пуруша множественен вследствие разнообразия актов удовольствия, страданий, забот, состояний здоровья, рождений, смерти и др. Если бы был только один пуруша, как полагают ведантисты, то если бы один был счастлив, и все были бы счастливы, если бы один был несчастен, и все были бы несчастливы и т. д. Поэтому существует не один пуруша, а многие в силу разнообразия человеческого факта (Мюллер, с. 252). Шайва-сиддханта также придерживается концепции множественности пуруш. Пуруши (двенадцатая таттва) развиваются при посредстве пяти предшествующих таттв: нияти, калы, рага, видьи и кала, см. примеч. к 12. 40. [106] 12. 43(а). Майю, пракрити, время и пурушу (mAyAJ ca prakRtiM kAlaM puruSaJ ca) – см. примеч. к 12. 40. [107] 12. 63(б). пракрити, зачаровывающая живое существо, зовется майей (mAyAkhyA prakRtir jAtA jantuM sammohayatyapi) – если еще Шанкара, пользуясь терминами «пракрити», «майя» и «авидья», отождествлял их, то уже поздние адвайтисты проводили между ними различия. Некоторые полагали, что пракрити это майя, тогда как ее действия сокрытия (аварана) и обнаружения (викшепа) составляют авидью. Другие философы считали, что пракрити с чистой саттва-гуной есть майя, тогда как пракрити, ограниченная нечистой саттвой, есть авидья (Радхакришнан, т. 2, с. 531-532). В философии шайва-сиддханта понятия «пракрити» и «майя» также различаются. Пракрити – первичная природа – составляет тринадцатую таттву, а майя – шестую (Субрамуниясвами, с. 766). [108] 13. 19(б). богатых подвижничеством – см. примеч. к 8. 1(б). [109] 13. 26. [Как Вишну] в облике Нарасимхи убил Хираньякашипу / Как был [им] умерщвлен Каланеми и сражен Хираньякша (hiraNyakazipur jaghne narasiMha-sva-rUpiNA / yathA hataH kAlanemir hiraNyakSo yathA hataH) – Нарасимха – «человеколев», четвертая аватара Вишну. В этой аватаре Вишну избавляет землю от тирании демона Хираньякашипу, который получил от Брахмы дар неуязвимости. Хираньякашипу жестоко преследовал своего сына Нараду, ревностного почитателя Вишну. Вишну, приняв облик получеловека-полульва, явился на помощь своему приверженцу и растерзал демона когтями (Вишну-пурана, У, 16 - 20). А в предыдущем, третьем воплощении, воплощении Варахи («кабана») Вишну, чтобы спасти землю, которую демон Хираньякша утопил в океане, воплотился в кабана, убил демона в поединке, длившимся тысячу лет, и поднял землю на своих клыках (Мифы народов мира, т. 1, с. 24). Каланеми – демон со ста руками, убитый Вишну (Апте, c. 147). В тексте оригинала ошибка – слово hiraNyakazipu стоит в именительном падеже, а надо бы в винительном. В тексте английского перевода также допущена ошибка. Там сказано: «Hiranyakasipu, Hiranyaksa and Kalanemi were killed by Visnu in his Narasimha incarnation», в то время как в своем воплощении Нарасимхи Вишну убил только Хираньякашипу. [110] 14. 48. Луна (…) все доли целиком / Постепенно являла (candras…sakaLAN kaLAN/ kramAd babhAra) – считается, что Луна состоит из шестнадцати частей, которые периодически то высвечиваются, то затемняются (Классическая поэзия, с. 814). Одна версия причины этого приводится в двадцать первой главе КП. Согласно другой версии, Луна убывает оттого, что боги и предки, находящиеся в царстве Ямы, пьют из нее сому (напиток), из которой она состоит, а Солнце затем опять наполняет ею Луну (Темкин, Эрман, с. 33). [111] 14. 57(б). по счету богов прошло десять, девять и еще пять лет (Rtu-bhuja-parimANaiH…jAtA nava daza ca…vatsarAH paJca) - то есть всего двадцать четыре года по божественному счету. Если исходить из того, что один божественный год равен 365 человеческим (см. примеч. к 5. 11), то в общей сложности это 8760 лет. [112] 15. 9 (б). подобно огню Вадавамукха в [океанских] водах (ambu-dhAviv… pAvako vaDavAmukhaH) - Вадавамукха («кобылья пасть») – распространенное в индуистской космографии (а также в буддийской) представление об огнедышащем входе в подземный мир на дне океана, близ Южного полюса (Темкин, Эрман с. 255). Происхождение его связывается со следующей легендой из первой книги Махабхараты. Некогда сыновья царя Картавирьи, желая уничтожить потомков Бхригу, убивали даже детей, находившихся во чревах их жен. Но одна из женщин, чтобы спасти своего ребенка спрятала его в своем бедре (uru), и после рождения мальчик получил имя Аурва. Увидев его, сыновья Картавирьи были поражены слепотой. Гнев Аурвы обратился в огонь, который угрожал сжечь целый мир, и чтобы этого не произошло, по желанию своих предков – бхаргавов - он направил его в океан, где тот огонь принял форму лошадиной головы (Апте, с. 126). [113] 15. 11 (б). Подобны молочному океану со множеством деревьев, [покрытых] листьями, [что росли] на горе Мандара (mandarAzrama-vRkSaugha-patrair dugdhAmbudhir yathA) – миф о пахтании молочного океана излагается в связи с борьбой богов и асуров. Боги и асуры совместно пахтают океан, чтобы добыть из него амриту, напиток бессмертия. Они используют гору Мандару как мутовку, установив ее на на спине гигантской черепахи, опустившейся на дно океана, и обмотав, как веревкой, змеем Шешей (Васуки). В результате из океана кроме амриты появляются различные сокровища (Мифы народов мира, т. 1 с. 536). [114] 15. 12 (б) Как в [век] Кали Лакшми, оставив праведных людей, [посещает] и высоких и низких (uccAvacAM kalau lakSmIr yathA santyajya saj-janAn) – имеется в виду, что в Кали-югу богиня богатства и счастья Лакшми, пренебрегая праведниками, отделяет благами людей вне зависимости от их моральных качеств. [115] 15. 14. Сладостные звуки, [издаваемые] чатаками, смотрящими на тучи… /И очень возбужденными, слушай же, предвещают дождь (meghonmukhAnAM madhuraz cAtakAnAM svano …/ zrUyatAm ati-mattAnAM vRSTi-sannidhi-sUcakaH) – по поверью, чатаки могут питаться только дождевыми каплями, пойманными в воздухе, а вода с земли ядовита для них. Щебетание чатак указывает на приближение дождя (Калика-пурана, с. 126). [116] 15. 31(б). с немигающим взором (animeSekSaNa) – по индийским поверьям, немигающий взор – один из пяти признаков божественности. Остальные четыре: отсутствие пота, неувядаемость надетых на шею цветочных гирлянд, неподверженсть загрязнению и способность парить в воздухе (Махабхарата 1987, с. 627). [117] 15. 36 (а). Множество мирных хищников (prazAnta-zvApada-gaNaM) - считается, что возле йога, управляющего своими чувствами, даже у хищных зверей временно снижается агрессивность. В Йога-сутрах Патанджали говорится: «… при утверждении (йогина) в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность» (2, 35). Возможен также несколько иной перевод этой сутры: «(Когда йогин) реализовал принцип ненасилия, в его (присутствии) все отказываются от враждебности». Вачаспати Мишра поясняет: «Это происходит со всеми живыми существами. Даже те из них, взаимная вражда которых постоянна: конь и буйвол, мышь и кот, змея и мангуста – в присутствии досточтимого (йогина), реализовавшего принцип ненасилия, оставляют свою вражду, испытывая воздействие его сознания» (Классическая йога, с. 141, 229). Кротость хищников возле ашрама, выступающая следствием влияния, оказанного на них подвижниками, является стабильным компонентом описания ашрама в санскритской литературе: «Где даже коварные звери спокойно паслись вместе с оленями, словно научившись кротости у дарующих защиту подвижников» (Ашвагхоша. Песнь о прекрасном Нанде. 1. 13). Ср. о ашраме Вальмики в поэме «Род Рагху» Калидасы: «В этом лесу подвижничества, где от общения с подвижниками стали кроткими звери» (14. 75). В в Махабхарате Душьянта, вступив в ашрам Канвы, радуется при виде миролюбиво ведущих себя хищных зверей (1. 64. 18) (Алиханова, с. 90, 103 – 104). [118] главы 16-18. Сказание о любви Шивы и Сати имеет различные версии, весьма разнящиеся между собой. Миф о том, как было расстроено жертвоприношение Дакши, восходит к Ведам. Этот миф приводится в третьей главе Айтарейя-брахманы, в Шатапатха-брахмане (1. 7. 3) и в Тайттирия-самхите (II. 6. 8), но в них вместо Шивы фигурирует Рудра, а Сати не упоминается вовсе. Образ Сати, дочери Дакши и супруги Шивы, и мотив ее обиды и самоубийства вводятся в послеведийские версии мифа, во многих деталях отличающиеся от ведийских. Сам этот миф отразил первоначальное противоборство брахманизма и культа Шивы (Мифы народов мира, т. 2, с. 415; Темкин, Эрман, с. 237). Теперь о конкретных сюжетных различиях. В шактистских пуранах – в Калика, как и в Девибхагавата (VII. 30) - Богиня нисходит как дочь Дакши Сати, и это нисхождение является милостью Богини по отношению к Дакше, поклонявшемуся ей. В более ранних версиях этот эпизод, призванный возвеличить женское начало, отсутствует. В Линга-пуране (I) Дакше, устраивая сваямвару своей дочери, не пригласил на нее Шиву, поскольку не признавал его богом. Но Сати не хотела выходить замуж за кого-либо еще и когда она подбросила в воздух гирлянду, предназначавшуюся для жениха, та в соответствии с ее желанием упала на шею внезапно появившегося Шивы. В Бхагавата-пуране (IV. 2) Дакша также выражает свое неудовольствие выбором дочери. А в КП, как мы видим, родители охотно выдают Сати замуж за Шиву. В Девибхагавата же о замужестве Сати говорится совсем кратко: «А затем отдал ее [в жены] Шиве, и она стала его шакти (VII. 30. 23). В Махабхарате мотив присутствия на жертвоприношении супруги Шивы и ее самоубийства вообще отсутствует. Узнав, о том, что Шива не был приглашен на жертвоприношение, Парвати приходит в гнев, и, чтобы успокоить ее, Шива создает тысячеголового Вирабхадру, который в сопровождении демоницы Махакали (или Бхадракали), рожденной из гнева богини, отправляется, чтобы воспрепятствовать жертвоприношению и отомстить Дакше. Сама же Парвати остается с Шивой. Мотив самоубийства Сати появляется в пуранических версиях мифа, в частности, в Вайю-пуране (XXX. 38 - 47), Матсья-пуране (XIII, 12 -15), Рудра-самхите из Шива-пураны (II. 26 - 30) и Бхагавата-пуране (IV. 3 - 7), а также других. Согласно подавляющему большинству этих версий, причиной самоубийства Сати стало то, что ее отец Дакша не пригласил Шиву на великое жертвоприношение, на котором присутствовали все прочие боги. При этом супруга Шивы сама является на жертвоприношение и присутствует на нем. В ранних версиях Сати, не выдержав унижения, бросается в священный огонь и сгорает (в этой связи термин «сати» прилагается в Индии к вдовам, сжигающим себя на погребальном костре мужа). В Бхагавата-пуране она сжигает свое тело огнем, порожденным самадхи (samAdhi-ja-agninA) (IV. 4. 27). А в КП Сати лишает себя жизни подобным йогическим способом. Отметим, что в ранних версиях и в Бхагавата-пуране супруга Шивы собственной персоной присутствует на жертвоприношении и здесь же совершает самоубийство, а в КП она находится в другом месте и узнает о жертвоприношении через кого-то, а также о причине, почему не были приглашены на него она и ее супруг. В Махабхагавата-пуране Сати, в гневе обратившаяся в Кали, вообще играет доминируюшую роль в повествовании, в то время как Шива оказывается испуганным и жалким (4 – 12). Особняком стоит весьма оригинальная версия ДБП (VII. 30): в ней жертвоприношение лишь упоминается, а Дакша наносит своей дочери обиду тем, что он помещает венок - дар Богини – в непотребном месте. Шива в отместку за гибель любимой устраивает разгром жертвоприношения Дакши (в этом ему помогает великан Вирабхадра), а затем с обгоревшим телом Сати долго блуждает по миру, пока бог Вишну не разрубает его своим диском (или стрелами) на множество кусков и не разбрасывает останки, сделав места, куда они упали, центрами паломничества (Линга-пурана, I. 100; Девибхагавата-пурана VII. 30). В Калика-пуране представлен другой вариант мифа - боги Брахма, Вишну и Шанаишчара проникли внутрь тела мертвой Сати и разорвали его изнутри (18. 20-40). В нешактистских и нешиваитских пуранах вообще отсутствует мотив блуждания Шивы с трупом Сати (например, Бхагавата-пурана, V. 5-6) А в шактистских пуранах нет важного момента обезглавливания Дакши и приставления ему взамен головы козла, который присутствует во всех прочих версиях (Мифы народов мира, т. 2, с. 415; Темкин, Эрман, с. 17-19; Чондимонгол, с. 200; ШБ V, с. 57-249). Общей тенденцией, наглядно проявившейся в эволюции мифа о жертвоприношении Дакши, является повышение значимости в повествовании женского начала, представленного супругой Шивы. Если в самых ранних версиях его незаметно вовсе, то потом играет все большую и большую роль. [119]16. 18(б). Само [олицетворенное] жертвоприношение присутствовало (upatasthe svayaM yajJaH) – в индийской мифологии неодушевленные предметы (река, гора и др. ) и даже абстрактные понятия могут принимать человеческий облик. [120] 16. 21(а). Семь риши (sapta-RSayaH) - это семь легендарных мудрецов, отождествляемых с семью звездами Большой Медведицы. К ним принадлежат: Бхарадваджа, Кашьяпа, Гаутама, Вишвамирта, Джамадагни, Васиштха и Атри (в пуранах имена варьируются) (Индуизм, с. 394). [121] 16. 25(а). Сонмы риши: великих, царственных и божественных (mahaRSi-rAjaRSi-suraRSi-saGghA) - это три рода риши, выделяемых в эпосе и пуранах (Индуизм, с. 337). [122] 16. 25(б). ганадеваты (gaNa-devatA) – группы божеств, составляющих один класс. К их числу принадлежат адитьи, вишведевы, васу, тушита (tuSita), абхасвара (AbhAsvara), анила (anila), махараджика (mahArAjika), садхьи и рудры (Калика-пурана, с. 169). [123] 16. 28 (б). великого жертвоприношения, [называемое] сарвасва-дакшина (yajJaM sarvasva-dakSiNam) – слово sarvasva-dakSiNa можно трактовать как «где все раздается в качестве даров». [124] 16. 29(б). «Он капалин и не достоин допуска на жертвоприношение», - так он решил (kapAlIti vinizcitya tasya yajJArhatA nahi) - капалином (kapAlin, букв. «держащий череп») Шива был прозван согласно следующему преданию. Некогда Шива обезглавил Брахму за то, что тот солгал, сказав, что видел вершину сияющего джьотир-лингама, край которого он должен был найти вместе с Вишну. Брахма в ответ проклял Шиву, сказав: «Ты будешь просить милостыню с капалой (чашей из человеческого черепа)! » В ответ Шива предсказал, что в следующем (т. е. нынешнем) цикле Брахме никто не будет поклоняться (так объясняется отсутствие культа Брахмы в Индии) (Сканда-пурана, с. 107). [125] 16. 38 (б). Не имеет до сих пор сына Шанкара (zaMkaro' pi na putravAn) – индийцы считали главной целью брака рождение детей, женщину сравнивали с полем, в которое бросают семена. Поэтому бездетный брак становился во многом бессмысленным (Пандей, с. 168). [126] 16. 48 (б). Издала [звук] «спхота» (sphoTaJ cakAra) – извечный, нераздельный звук, спхота (идеальная звуковая единица языка, сохраняющаяся неизменной в сознании говорящих независимо от ее конкретных реализаций (Кочергина, с. 759). [127] 16. 48 (б). закрыв все отверстия в теле силою йоги (dvArANi sarvaNy AvRtya yogataH) - в теле человека насчитывать девять дверей: два глаза, два уха, две ноздри, рот, анальное отверстие и гениталии (Калика-пурана, с. 173). [128] 16. 49 (б). Прорвали десятое отверстие (nirbhidya dazamadvAram) - о девяти отверстиях см. выше, примеч. 16. 48(б). Десятое отверстие, известное как brahma-randha «отверстие Брахмы», находится на макушке головы (Калика-пурана, с. 173). [129] 17. 30(б). Пять жизненных дыханий, начиная с праны (prANAdi-paJca-vAyUMz) - Прана (prANa) – тонкая жизненная энергия, циркулирующая в космосе и в телах живых существ. Чаще всего понимается как дыхание. Выделяют пять видов праны, движущихся в теле: 1). прана, осуществляет вдох и выдох, 2). апана – энергия выделительной системы, 3). самана – пищеварение, 4). вьяна – сокращение мышц, 5). удана – глотание, также отделение тонкого тела от плотного в момент смерти (Пахомов, с. 112). [130] 17. 34 (б). рожденных из рук (bahu-jAn) – т. е. кшатриев. Согласно одному из мифов, кшатрии произошли из рук первочеловека – Пуруши (Темкин, Эрман с. 33). [131] 17. 36 (б). Белую гору (zveta-parvatam) – этим названием обозначается горный массив в восточном Тибете (Махабхарата 1987, с. 732). [132]17. 38(б). Слонов стран света, возглавляемых Айраватой (dig-gajAn… airAvata-mukhAn) - четыре слона, на которых держится земля, это: Айравата (на востоке), Махападма (на юге), Вамана (на западе), Сарвабхаума (на севере). [133] 17. 50 (б). жертвоприношение, которое бежало, приняв облик антилопы (mRga-rUpeNApayAntaM yajJam evAnvapadyata) – см. примеч. к 16. 18 (б). [134] 18. 13 (б). рожденный из корневой шакти (mUla-zakti-samudbhUta) – на самом деле, Шанаишчара был сыном бога Солнца Сурьи и Чхайи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|