Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семантические конструкции «я» (№ 41-45)




Центральными для процессов обработки и сортировки инфор­мации являются несколько семантических концептов, которые определяют основы воспринимаемой нами «реальности». Среди них наше ощущение «я» как личности, наше ощущение «я» с точ­ки зрения нашей эффективности, уверенность, навыки, наше са­моопределение, которое мы формируем посредством своего опы­та, и т. д.

Ни один из нас не выходит из дому без своих фильтров «я». Эти метаконструкции сопровождают нас повсюду, куда бы мы ни направились, — это наши перцептивные фильтры. Таким образом


Г лава 7. Мета-метапрограммы________________________ 209

мы можем использовать почти каждое переживание и интеракцию как для выражения своего «я», так и для того, чтобы «я» испыта­ло внешнее влияние.

№ 41. Отношение к «наставлению»

Сильная водя/уступчивость

Концепт. Данная метауровневая метапрограмма связана с тем, как мы воспринимаем себя, когда оказываемся лицом к лицу с че­ловеком, который велит нам сделать что-то. Как мы реагируем, когда другой человек информирует нас о чем-то? Как мы реаги­руем, когда другой человек распоряжается, приказывает и настав­ляет? Обладаем ли мы естественной склонностью уступать, со­мневаться или противиться подобной информации? Если мы пред­ставим себе континуум между крайностями полной уступчивости и автоматического сопротивления, мы получим метапрограмму, которая относится к нашей реакции на приказы. Представьте себе континуум между высокой уступчивостью и сильной волей.

Извлечение. «Может ли кто-нибудь приказывать вам?», «Что вы думаете и чувствуете, когда получаете "наставления"?», «Лег­ко ли вам велеть себе сделать что-то и выполнить это без особого внутреннего сопротивления?»

Идентификация. Человек, который обладает сильной волей, ис­пытывает очень неприятные чувства, когда ему велят что-то сде­лать. Когда он сталкивается с коммуникацией, которая содержит какое-то «указание» (приказ, наставление, информацию и т. д.), он испытывает почти незамедлительное и автоматическое внутреннее побуждение оказать сопротивление. Такие люди в принципе не любят получать указания. Напротив, уступчивый человек столь же быст­ро и автоматически согласится; он будет покладистым, открытым и восприимчивым.

Чтобы идентифицировать указанные паттерны, достаточно лишь обратить внимание на то, проявляет ли — и если да, то в какой сте­пени, — человек недовольство в ситуации, когда кто-то дает ему ука­зания, приказывает, требует, заставляет и т. д. Данный фактор «тем­перамента» варьируется у людей между крайней уступчивостью и очень сильной волей. У большинства людей он находится где-то посередине.

У людей с сильной волей могут давать о себе знать различные Фильтры убеждений, которые способны помешать приему инфор-


210____________________________ Часть II. Метапрограммы

мации. Как правило, человек с сильной волей воспримет «указа­ние» как «контролирование», «манипуляцию», «оскорбление», «воспоминание о неприятном контакте с каким-то назойливым человеком» и т. д.

Подстройка. Чтобы подстроиться к человеку с сильной во­лей, в коммуникации с ним избегайте любых прямолинейных «ука­заний». Возьмите себе за правило вообще не указывать ему ни на что. Замените указания предложениями, намеками, побуждения­ми, подачей идей, шутливым поддразниванием. Воспользуйтесь навыками окольной коммуникации. С другой стороны, чтобы под­строиться к уступчивому человеку, выражайте свои мысли прямо и открыто.

Язык. Лингвистические маркеры для людей с сильной волей, обусловленной темпераментом: «Почему я должен этим занимать­ся?», «Ненавижу, когда люди указывают мне, что нужно делать», «У меня проблемы с властными фигурами», «Я не собираюсь пля­сать под вашу дудку». Лингвистические маркеры для уступчивых; «Разумеется», «Все, что вы скажете», «А что от меня требуется?».

Эмоции. Люди с сильной волей часто проявляют эмоции «со­
противления» — неприятие и отвращение. Им кажется, что на них
давят, что их принуждают, «контролируют», что ими манипулит
руют, и т. д. Уступчивый человек демонстрирует намного более
доброжелательные/сдержанные эмоции даже в ситуациях, когда
кто-то действительно навязывает ему свою волю.,

Первичные контексты. Людям с сильной волей, обусловлен­ной темпераментом, обычно присуще врожденное предубежде­ние против «указаний». Вероятно, они ощущают и определяют свое «я» с позиции выбора и воли (№ 44). Поэтому когда им мешают осуществлять свои желания, они расценивают это как насилие над своим «я». Люди с сильной волей, обусловленной травмой, в свое время слишком часто сталкивались с нарушением границ, достигли некоторого порога и приняли решение не слушать «указаний». Люди с сильной волей, обусловленной убеждением, просто при­шли к определенному выводу относительно того или иного пред­мета и на этом «поставили точку».

Самоанализ

• Сильная воля/уступчивость

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения


Глава 7. Мета-метапрограммы

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Сильная воля, обусловленная

• характером • травмой • убеждением

№ 42. Самооценка

Высокая/низкая; условная/безусловная

Концепт. Одна из основных модальностей осознания связана с нашим ощущением своего «я». Наши образы, концепты, идеи и определения нашего «я» указывают на ключевую область, исходя из которой мы мыслим, обрабатываем, сортируем и оцениваем информацию. Поскольку такие более абстрактные представления о нашем концептуальном «я» обычно возникают «ниже» (или «выше») уровня осознания, они действуют «за рамками» созна­ния. Это затрудняет доступ к ним, но не делает его невозможным.

С целью разграничения мы используем термины следующим образом. Самооценка (самоуважение) — это оценка собственной значимости, достоинства и бытия, связанного с нашим онтоло­гическим «я». Уверенность в себе — это чувство компетентности, относящееся к нашим навыкам, способностям и поступкам. Са~ моэффективность относится к нашему чувству эффективности в использовании своего сознания при контактах с окружающим миром. Совестливость связана с нашим ощущением «я» как мо­рального и этического существа, различающего добро и зло. Когда мы смешиваем эти концептуальные аспекты «я», то создаем пу-ганицу, которая вносит ненужные осложнения в наше ощуще­ние «я».

Здесь мы используем понятие самооценка применительно к чувству собственной значимости с точки зрения того, каков наш «рейтинг» в собственных глазах. Самооценка может находиться в каком-то месте континуума между полной никчемностью (чувство отвращения) и особой ценностью (самооценка от низкой до высо­кой). Человек может производить эту оценку на основании вре­менных и условных или безусловных факторов (условная или безусловная самооценка). В любом случае, оценка человеком своего «я» (личности) или ее отсутствие проистекают из его убеждений и Ценностей, касающихся существования человека как личности.


212 Часть II. Метапрограммы

Напротив, наша уверенность в себе относится к нашему ощу­щению компетентности, которая связана с нашим представлени­ем о собственных возможностях, способностях, навыках и с чув­ством гордости от обладания ими. Мы верим в себя. Таким обра­зом, уверенность в себе является обусловленной и проистекает из нашего опыта (позитивного и негативного), обучения, убеждений, взаимоотношений и т. д.

Когда некий индивидуум страдает от низкой самооценки и пы­тается выстроить мысленную аттестацию себя как человека на основании своей компетентности, он связывает свое право на са­мооценку с некоторыми временными условиями. Тем самым он оказывается в зависимости от своих достижений и у него форми­руется убеждение: «Я буду в полном порядке как личность, если достигну достаточно высоких результатов или когда сделаю то-то и то-то». Затем у этого человека формируется «проект самооцен­ки». Однако поскольку такой проект ставит человеческую «зна­чимость» и «достоинство» в зависимость от внешних факторов, человек не может быть полностью уверен в своих возможностях. И, как следствие, он может перестать себя уважать.

Кроме того, подобный подход обычно порождает чувство пре­зрения к самому себе и/или самомнение, а также идею, что люди должны «зарабатывать» право на то, чтобы относиться к себе с уважением. В этом случае личность смешивается с поведением. Напротив, если мы принимаем свою самоценность как данность, мы получаем возможность мыслить и чувствовать бескорыстно и непретенциозно. У нас формируется здоровый центр ценности и достоинства, и он становится основой нашей жизни и наших по­ступков.

Извлечение. «Считаете ли вы свою ценность как личности условной или безусловной?», «Когда вы оцениваете себя как за­служивающую уважения личность, то основываете эту оценку на чем-то, что вы делаете и чем обладаете, либо на некоей данности — на своей принадлежности к человеческому роду, своему подобию образу Божьему и т. д.?»

Идентификация. Прислушайтесь к тому, что человек думает и чувствует в отношении своего «я» как личности и как деятеля (человеческая сущность/дела). Говорит ли он об условных фак­торах? Возрастает ли (понижается ли) его способность ценить свое «я» в зависимости от получаемого им жизненного опыта?

Подстройка. Указывайте на врожденную самоценность и до­стоинство всех людей, с тем чтобы поддержать человека, ко-


Гя йва 7, Мета-метапрограммы 213

торый исходит из безусловной самооценки. Взывайте к фак­торам, которые обеспечивают более содержательный и ресур­сный опыт.

Язык. Прислушайтесь к утверждениям, свидетельствующим об условности или безусловности.

Когнитивные искажения в РЭТ. Когнитивные проблемы мо­гут возникнуть, когда человек «устал» от условных самооценок. Они могут также появиться, когда внешние обстоятельства ме­шают человеку реализовать все условия, при которых он может себя уважать. Когда происходит одно либо второе, паттерны мыш­ления Человека могут стать излишне эмоциональными и персо­нализированными. Кроме того, к персонализации ведет слабое ощущение личных ценностей и границ. В этом случае человек ин­терпретирует слова, поступки и обстоятельства других людей как имеющие отношение к их состоятельности, ценности, привлека­тельности и т. д. Это ведет к негативной самооценке — против чего предостерегал Эллис.

Первичные контексты. В качестве концептуализации мета-ме-тауровня данная программа, как и большинство рассматриваемых в этом разделе, проистекает из убеждения и ценностных систем, которые мы заимствуем от различных групп людей на протяже­нии жизни. Слова, которые мы слышим от своих воспитателей, играют особенно важную роль в том, восприняли ли мы услов­ную или безусловную самооценку (и, следовательно, в том, как мы структурировали свое сознание). Почти каждому человеку дается огромное количество условных самооценок в школе, в спорте, в группе сверстников и т. д. Почти любая обида или травматиче­ский опыт могут подорвать нашу способность ценить свои без­условные достоинства, привлекательность и т. д.

Самоанализ

• Условная самооценка/безусловная самооценка

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
'•• Уровень (если условная) ДА/НЕТ


214______________________________ Часть II. Метапрограммы

№ 43. Уверенность в себе

Низкая/высокая

Концепт. В сердцевине феномена, который мы называем уве­ренностью в себе, лежит наша вера в собственные навыки или способность сделать что-то. Этим данная метапрограмма отли­чается от самооценки. Она относится скорее к эмоциональному/ эмпирическому фактору «я», тогда как самооценка, или самоува-жение, — к нашему ментальному оцениванию себя как личнос­ти. Уверенность в себе связана с тем, что мы умеем делать. То есть она сфокусирована скорее на деятельности человека, чем на его сущности.

Извлечение. «Припомните ряд навыков, которыми вы хоро­шо владеете и обладание которыми может даже вызывать у вас чувство гордости, и составьте их перечень», «Насколько вы уве­рены в этих навыках?», «Каким образом вы переносите уверен-ность в этих навыках на уверенность в себе в целом?»

Идентификация. Каждый, кто ведет нормальную жизнь, об­ладает множеством навыков, в которых он уверен, начиная с та­ких простых вещей, как застилание постели, приготовление пищи, поездка на работу, одевание, и заканчивая более сложными, таки­ми как игра на музыкальном инструменте, решение математиче^ ских задач, ремонт автомобиля, работа на компьютере, програм-мирование и т. д.

Те, кто фильтрует происходящее пессимистически (№ 7), возмож* но, знают за собой очень немного способностей, в которых они уве­рены. Такие люди фокусируются только на том, что они делают плохо, и потому не доверяют своим способностям в целом. Для тех, кто склонен к перфекционизму (№ 25), также может быть характерна слабая уверенность в своих общих возможностях.

Язык и эмоции. Те, у кого отсутствует чувство уверенности в себе, нерешительны, испытывают замешательство и т. д. Они бу­дут говорить о своих сомнениях, трудностях, незнании тех или иных вещей. Те, кому присуща здоровая доза уверенности в себе, верят, что они могут всему научиться, и потому они решительны, точны и разговаривают в соответствующей манере. У тех, кто слишком уверен в себе, это качество может граничить с глупостью, если они самовлюбленно преподносят себя как всезнаек!

Первичные контексты. Уверенность человека в своих навы­ках несомненно проистекает из жизненного опыта. Поспешное зна­комство со слишком большим количеством предметов может по-


Г лава 7. Мета-метапрограммы________________________ 215

дорвать как процесс развития и научения, так и веру в свои спо­собности. Слишком частая и суровая критика в слишком раннем возрасте может также ослабить дух и мотивацию человека. На эту метапрограмму оказывают сильное влияние также моделирующие действия значимых людей в отношении проверки собственных на­выков.

Самоанализ

• Низкий/высокий уровень уверенности в себе
Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

• Собственная уверенность в чем?

№ 44. Самоощущение

Мышление/эмоции/воля/тело/роль/положение/ духовность

Концепт. Люди отличаются друг от друга по имеющемуся у них концепту «я» и факторам, которые они используют при определе­нии себя. То, как человек определяет себя, играет центральную роль в «я», из которого он исходит, и в «я», которое он использует на мета-метауровне.

Извлечение. «Когда вы оцениваете свои мысли, эмоции, волю, тело, ваши роли и положение, которое вы занимаете в жизни, ка­кие аспекты вашей личности кажутся вам наиболее важными, ре­альными или валидными?», «Вы считаете себя прежде всего мыс­лителем, эмоциональным человеком, волевой личностью, оцени­ваете себя с точки зрения своих внешних данных, ролей и положения или как-то иначе?»

Идентификация. Мы можем взять любой из этих аспектов «я», комбинацию их или не брать ни один из них и концептуально определить себя с этой точки зрения. Кожибски (Korzybski, 1941) 1994) постоянно предостерегает против идентификации с чем бы то ни было, против превращения любого объекта или процесса в наш нейро-семантический и нейро-лингвистический ярлык. Чем бо-


216 Часть II. Метапрограммы

лее ассоциирован человек (№ 15), тем скорее он определит себя как наделенного чувствами. Напротив, чем более он диссоцииро­ван (№ 15), тем вероятнее, что он будет идентифицировать себя со своими мыслями. Чем чаще человек придает значение выбору на континууме сильной воли (№ 41), тем вероятнее его иденти­фикация с собственной волей. Другие определяют себя преиму­щественно посредством своей работы, ролей, опыта, званий и т. д.

Язык и эмоции. Прислушайтесь к тому, какие аспекты играют наиболее значимую роль в самоопределении человека. Создается ли впечатление, что человек идентифицирует себя с каким-либо из этих факторов?

Первичные контексты. Опять же, будучи концептуальной кон­струкцией высшего уровня, данная сортирующая программа обус­ловлена метапрограммами низшего уровня. Человек обычно со­здает свои конструкты там, где он получает удовольствие или испытывает боль. Важнейшую роль играет язык, который чело­век перенимает от значимых людей. Какие слова окружающих были включены в эти формулировки? Хорошо ли человек отфиль­тровал их, или он впитал их, совершенно не экранируясь (№ 9)? С кем человек себя идентифицировал или на кого он не хотел походить?

Самоанализ

• Мышление/эмоции/воля/тело/роль/положение/духов-
ность

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

№ 45. Самоцелостность

Конфликтующее несоответствие/гармоничная интеграция

Концепт. Как вы осуществляете сортировку с точки зрения жиз­ни в соответствии со своими ценностями? Как вы трактуете свои идеалы, в особенности свое идеальное «я», и как затем оценивае­те, хорошо или плохо вы живете в соответствии с этими идеала-


Ешва 7. Мета-метапрограммы________________________ 217

ми? Данное осознание обусловливает ощущение самоцелостно­сти или его отсутствие. Оно вызывает чувство конфликта и несо­ответствия со своим высшим «я».

Извлечение. «Когда вы размышляете о том, хорошо или пло­хо вы живете в соответствии со своими идеалами и актуализируе­те свое идеальное "я", ощущаете ли вы интеграцию, конгруэнтность, соответствие своим ценностям и представлениям или испытыва­ете раздвоенность, конфликт, несоответствие?»

Идентификация. Кэттелл говорит, что данный «личностный» фактор работает «вместе с эриксоновским ощущением идентич­ности» и что он

... произрастает из признания тою, что привязанности, ценности и убеждения человека обычно сохраняются во времени. Он [фактор] отслеживает, живет ли человек согласно личным идеалам. Неспособность жить соглас­но идеалам ведет к деградации личности, стыду и тре­воге (Cattell, 1989, р. 278).

1. Те, кто находит, что их идеалы и идеальное «я» соответству­
ют их фактическому опыту, ощущают «самоцелостность». Это
ощущение обусловливает принятие себя и центрирование на соб­
ственной личности. В результате человек оказывается в состоя­
нии еще эффективнее направлять ментальную и эмоциональную
энергию на актуализацию своих ценностей и представлений.

2. Те, у кого это ощущение конгруэнтности отсутствует, чув­
ствуют внутреннюю раздвоенность и находятся не в ладах с со­
бой. Это часто ведет к большому расходованию внутренней энер­
гии на конфликты и борьбу с самим собой, на негативные эмоции
и самопорицание.

Язык и личность. Мы можем говорить о конгруэнтности в лич­ности и языке человека, когда все его слова и поступки соответ­ствуют его ценностям. Человек говорит, выглядит и ведет себя так, будто он хорошо владеет собой, понимает свои ценности и спосо­бен справиться с проблемами реальности (№ 49). Конфликтую­щие и неконгруэнтные люди демонстрируют все формы несоот­ветствия — они говорят одно, а живут по-другому.

Первичные контексты. Данная метапрограмма обусловлена не столько своей связью с прошлым опытом, сколько с текущим. Чем более «дисфункционален» ранний жизненный опыт, тем труднее Может быть человеку даже понять значение самоцелостности и са-моактуализации.


218 Часть II. Метапрограммы

Самоанализ

• Неконгруэнтность/конгруэнтность

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...