Значение разграничения метапрограмм и мета-метапрограмм
Отделяя метапрограммы (МП) от мета-метапрограмм (ММП), мы подчеркиваем различие, существующее между уровнями, на которых может функционировать «сортирующая программа». В чем смысл такого разграничения? 1. ММП оказывают на всю перцептивную систему более об 2. МП, через привыкание, создает/генерирует ММП. Это об [Чтобы ввести пространственно-временной индекс, мы проверяем координаты, определяя, когда и где произошло событие. Начиная с Эйнштейна понимание «времени» и «пространства» как независимых элементов привело к современному представлению, согласно которому каждое событие происходит в определенном месте ив определенное время и не может быть «времени» без «пространства», а «пространства* — без «времени». Глава 7. Мета-метапрограммы__________________________ 2Q5 Отсюда формулировка Эйнштейна о пространственно-временном континууме, внутри которого происходят все события.]
3. Данное деление также определяет границу между сферой ней-ро-лингвистики (на уровне МП) и сферой, которую мы назвали нейро-семантикой (на уровне ММП). Метапрограммы, которые мы рассмотрели на данный момент (главы 3-6), относятся прежде всего к способам, какими мы кодируем, структурируем и форматируем сознание. Мета-метапрограммы относятся к другому слою, или уровню, понимания, и этот уровень влияет на саму ткань сознания. № 40. Ценности Эмоциональные потребности; системы убеждений Концепт. Наши ценности (номинализация глагола «ценить») обусловливаются и формируются нашими мыслями, идеями и представлениями о том, что мы считаем важным (значимым и наполненным смыслом). Посредством своего оценочного мышления мы признаем различные объекты, людей, переживания, качества, идеи и т. д. жизненно важными в соответствии с тем, как мы понимаем ЖИЗНЬ. Наши «ценности» как важные абстракции появляются (на ме-тауровне), когда мы размышляем о «ценности, важности и значимости», об определенных идеях. Другими словами, мы придаем «ценностный* статус нашим репрезентациям человека, места, объекта, события, идеи и т. д., тем самым наполняя энергией и интенсифицируя эти репрезентации. Затем мы испытываем ме-тасостояния одобрения, радости, беспокойства, любви, желания в отношении этих номинализированных абстракций (наших ценностей). Мы также начинаем верить (еще одна структура метауровня) в то, что воспринимаем как «ценность». Мы убеждены в важности и значимости «ценности» и поэтому остаемся ей верны и действуем исходя из нее. В результате наши убеждения и ценности определяют способы, которыми мы структурируем свою жизнь и на-деляем ее смыслом. В структурном отношении «ценность» представляет собой двухуровневый феномен. Сначала, на первичном уровне мышления, мы включаем ее в некоторый формат метапрограммы (глобаль-
Часть II. Метапрограммы ный/конкретный, VAK, присоединение/отсоединение и т. д.). Теперь этот формат сопровождает мысль о его важности и значимости. И наоборот, каждую метапрограмму, которой мы пользуемся регулярно и по привычке, мы ценим. Мыслит ли человек глобально? Если да, ожидайте, что он будет ценить глобальное мышление. Отсоединяет ли человек? Если да, будьте уверены, что он ценит способность находить различия. Избегает ли человек каких-то ценностей? Если да, вы, скорее всего, обнаружите, что у него действительно имеется множество причин и мотивов для подобного мышления! Наши ценности проистекают, частично, из самих наших метапрограмм, особенно из наших ведущих метапрограмм (рис. 7.3). Мета-метауровень
Рис. 7.3. Формирование ценностей в человеческом сознании Глава 7. Мета-метапрограммы________________________ 207 Извлечение. Когда вы будете задавать вопросы, спросите, что человек считает ценным, важным или значимым в отношении чего-либо, будь то работа, отношения, идея и т. д. Идентификация. Маслоу (Maslow, 1950) составил иерархический перечень эмоциональных ценностей, куда вошли: выживание, безопасность, любовь и привязанность, общность, самооценка и самоактуализация. Этим не исчерпывается возможный перечень мотивирующих ценностей, которых мы можем придерживаться в жизни. В качестве «ценностей» людям служат и многие другие но-минализированные абстракции: власть, контроль, достижения, содружество, превосходство, свобода, удовольствие, влюбленность, секс, знания, религия, гармония, испытания и т. д. Мы превращаем в ценность все, что считаем значимым: политику, физическую готовность, конфронтацию, отсутствие конфронтации, детей, добровольные действия, чтение и т. д. Язык. Чтобы определить «ценности» человека, нужно прислушаться к номинализациям абстрактных ценностей, в которые он верит. С этой целью мысленно задайте себе вопрос: «Какая мотивирующая ценность стоит за словами этого человека?» Затем прислушайтесь к словам, которые подразумевают ценности. Спросите себя: «Какую ценность я улавливаю в словах и выражениях этого человека?», «Какие ценности кажутся основными?», «К каким ценностям этот человек устремлен?», «Каких ценностей он избегает?» Отметьте, насколько ценности человека соответствуют такому его стилю, как пассивность и/или агрессивность.
Подстройка. Чтобы подстроиться к человеку и осуществить с ним эффективную коммуникацию, сыграйте на его ценностях. Люди не могут не откликнуться на собственные ценности! Лаборд описывает ценностные слова как «верные ключи к реальности [других людей]» (Laborde, 1989). Эмоции. Ценности, как правило, оказывают на людей сильное эмоциональное воздействие. Номинализации, которые суммируют процесс оценивания, функционируют как якоря, приводящие человека в его ценностное состояние. Посмотрите, как человек осуществляет эмоциональную ассоциацию, когда говорит о своих Ценностях. Первичные контексты. Как правило, мы приучаемся ценить то, что доставляет нам удовольствие и защищает нас от неприятностей и боли. Мы также приучаемся ценить все, что поддерживает любую метапрограмму, которую мы уже выстроили. Каждая Часть II. Метапрограммы метапрограмма, в качестве нашей операционной системы, содержит какую-то ценность. Глобальные мыслители ценят общую картину, детальные мыслители — специфику и т. д. Мы усваиваем многочисленные ценности также под влиянием семьи, культурных, религиозных, политических и расовых контекстов, в которых мы живем, — если только они не вызывают у нас неприятия. Самоанализ • Навстречу ценностям/от ценностей
Контексты • Работа/карьера • Взаимоотношения • Спорт • Высокий/средний/низкий Составьте иерархический перечень своих ценностей:
Контроль Достоинство Любовь
Контроль Позитивные чувства Независимость Компетентность Общность
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|