Глаголя «есть» не существует
⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32 Вы обратили внимание, что мы написали эту книгу, используя развернутый принцип общей семантики под названием E-Prime (за исключением цитат из других авторов)? А мы написали ее именно так. Как, как? E-Prime {English-primed) это английский язык, активизированный за счет отказа от использования семьи пассивных глаголов «to be» (быть) - is, am, are, was, were, be, being, been. Изобретенные Д. Дэвидом Бурлэндом-младшим и популяризированные им и Полом Денниторном Джонстоном в книге «Быть или нет: антология E-Prime* {To Be or Not: An E-Prime Anthology), приемы E-Prime и Е-Choice позволяют людям не попадать в языковые ловушки глагола «есть». Ловушки глагола «есть»? Да. Альфред Кожибски (Korzybski, 1941/1994) предупредил, что «есть»-идентичности и «есть»-пре-дикации представляют собой две опасные лингвистические и семантические конструкции, которые картографируют ложные заключения. Первая связана с идентичностью — с тем, как мы идентифицирует объект, или с тем, как мы идентифицируем себя, а вторая связана с атрибуцией — с тем, как мы часто проецируем собственный «материал» на других людей или на объекты, не сознавая этого. Идентичности как «тождества во всех отношениях» не существует вообще. И не может существовать. На субмикроскопическом уровне все представляет собой «танец электронов», постоянно движущихся, меняющихся и становящихся чем-то. Поэтому ни один объект не может «оставаться тем же», оставаться самим собой. Поэтому ничто не находится (не «есть») в каком бы то ни было статичном, неизменном состоянии. Поскольку ничто не существует как вечное, а постоянно меняется, ничто не «есть» нечто. Использование глагола «есть» — это ошибочное описание, ошибочная оценка и ошибочное картирование реальности. Сказать: «Она — ленива...», «Это — глупое высказывание...» значит неправ
Приложение VII_____________________________________ 335 вильно отразить реальность. И Кожибски доказывал, что в конечном итоге идентификация таит в себе неразумность и, в конечно счете, безумие. Предикация связана с «утверждением» чего-то. Так, например, сказать: «Это полезно», «Это — красный цветок», «Он — по-настоящему глуп!», значит создать языковую структуру, которая подразумевает, что нечто* «в пространстве» сдержит эти качества «полезности», «красного цвета» и -«глупости». «Есть» предполагает, что подобные вещи существуют независимо от опыта говорящего. Но это не так. Наши описания говорят прежде всего о нашем внутреннем опыте, указывая на наши суждения и ценности. Было бы правильнее, если бы мы сказали: «Я оцениваю то или это как полезное», «Я вижу, что этот цветок красный», «Мне кажется, что он страдает от глупости!» Утверждения с «есть» вводят в заблуждение, вносят путаницу в логические уровни и незаметно побуждают нас думать, что подобные ценностные суждения «объективно» существуют в окружающем нас мире. Еще одна ошибка. Оценки (полезный, красный, глупый) функционируют как определения и интерпретации в мышлении говорящего. Глаголы «быть» опасным образом предполагают, что «объекты» (фактические события и процессы) остаются неизменными. Но это не так! Эти глаголы предлагают нам создать ментальные репрезентации фиксированное™, в результате чего мы начинаем «бетонировать» мир и жить внутри «замороженной вселенной». Эти глаголы кодируют динамический характер процессов в статичной форме. «Жизнь жестока». «Я не силен в математике». Не кажутся ли эти утверждения определенными? Абсолютными? Неудивительно, что Бурлэнд назвал глаголы «быть» «божественным модусом». «Факт, что это — плохая работа!» Подобные слова имеют оттенок завершенности, окончательности и независимости от времени. Однако разница между картой и территорией говорит нам, что эти феномены существуют на различных логических уровнях. Использование принципа Е-Рпте (или E-Choice) препятствует соскальзыванию к безосновательным авторитарным утверждениям, которые лишь ограничивают мышление или порождают конфликты.
Если мы путаем язык, который используем для описания реальности (для нашей карты), с реальностью (территорией), тогда мы отождествляем различные вещи. И это ведет к потере разума. Глагола «есть» не существует. «Есть» не имеет референтов. Он не 336___________________________________________ Приложения указывает на какой бы то ни было элемент реальности. Он функционирует исключительно как иррациональная конструкция человеческого мышления. Его использование приводит к ошибочным семантическим оценкам. Напротив, письмо, мышление и речь в стиле E-Prime благоприятствует «абстрактному осознанию» (сознательному восприятию) того, что мы вычерчиваем карты окружающего мира, которые по своей сути отличаются от него самого. Прием E-Prime позволяет нам мыслить и говорить с большей ясностью и точностью, поскольку он вынуждает нас использовать местоимения первого лица. Он сокращает количество глаголов в страдательном залоге («Дело было закончено», «Были допущены ошибки».). Он возвращает говорящих к утверждениям, тем самым контекстуализируя утверждения. Расширяя абстрактное сознание, E-Prime дает нам возможность индексировать язык. Теперь я понимаю, что человек, которого я встретил на прошлой неделе, Человек п лаянедсля»не равен во всех отношениях человеку, который стоит передо мной сейчас, Человеку этансдсля. Поэтому я оказываюсь в состоянии производить важные и ценные разграничения. E-Choice отличается от E-Prime тем, что в этом случае мы используем глагол «есть» существования (например, «Где ваш офис?» — «Он на углу Седьмой улицы и Очард-авенк»), вспомогательный глагол «есть» (например, Не is comingnext week — «Он приезжает на следующей неделе.») и «есть» наименования (например, What is your name? It is Michael. My name is Bob. — «Как ваше имя?» — «Майкл.» — «Меня зовут Боб.») Хотя мы писали эту книгу в E-Prime, но решили начать использовать E-Choice, с тем чтобы избежать избыточного количества многословных фраз, которые мы употребляли в прошлом!
Источник: Hall (1995) «Elevating NLP to E-Prime» (Feb. 1995), Anchor Point. Приложение VIII Другие метапрограммы Не желая создавать впечатление, что наша 51 метапрограмма исчерпывает все возможные варианты, мы привлекаем ваше внимание к работе Вудсмолла (Woodsmall, 1988), в которую он включил раздел, шутливо озаглавленный им: «Поваренная книга метапрограмм Уайатта Вудсмолла, или Все, что вы хотели узнать о принципах сортировки, но стеснялись спросить». В нем он перечисляет не только исходные терапевтические метапрограммы Лесли и Ричарда и свою расширенную версию, но и приводит другие источники и перечни метапрограмм. В этих перечнях мы идентифицировали дополнительные метапрограммы, которые кажутся нам наиболее многообещающими. Мы даем их названия жирным шрифтом, а их характеристику — курсивом. • Состояние: Первичное/метаосознапие (очень напоминает • Память: Повторное переживание/метаосознание • Структура правил: Мои правила для меня; мои правила для меня/мои правила для вас; отсутствие правил для меня/мои правила для вас; мои правила для меня/ваши правила для вас (источник: Roger Bailey) • Контекст: Большой/малый (источники: Edward Hall, Gregory • Гармония: Избегание дисгармонии/избегание гармонии/ • Ментальное развитие: Помехи/корреляции (патлгерны)/ре- • Ментальное упорядочение: Тезис/антитезис/синтез • Осязаемый порядок: Конкретный (связанный, недифферен 338______________________________________ Приложения • Космический порядок: Спутанный/распутанный/выверен • Эсхатология: Жизнь после смерти/отсутствие жизни после • Стили научения Кольба: Конкретный/абстрактная кон- цептуализащш/активноеэкспериментирование/рефлексив-ное наблюдение/аккомодация/дивергенция/ассимиляция/ конвергенция
• Множественные умственные способности Гарднера: Лин- • Тип научения: Разовое научение/подкрепленное научение • Типы двусмысленности: Непривычная/сложная/неразреши • Рискованность: Безопасность (отсутствие рискам/осто • Характер времени: Сжатое время/расширенное время • Проигрывание воспоминаний: Длительное реальное вре • Оценка воспоминаний: Оригинальные критерии/сегодняш Словарь терминов НЛП Аналоговый (Analogue). Непрерывно изменяющийся между предельными значениями, подобно действию реостата для регулирования силы света лампы. Аналоговая субмодальность изменяется подобно переходу от света к темноте, в то время как цифровая (дигитальная) действует по принципу «включено-выключено»: например, мы видим картину либо ассоциирован-но, либо диссоциирование. «Аппаратная часть» (Hard Wired). Фактор, базирующийся на неврологии, нервные связи, закладывающиеся в период беременности и напоминающие электронную схему компьютера. Аптайм (Uptime). Состояние, когда внимание и чувства направлены вовне на непосредственное окружение; все сенсорные каналы открыты и находятся в готовности. Ассоциация (Association). Состояние, когда вы мысленно видите, слышите и чувствуете, переживая некую ситуацию изнутри. Ассоциация противоположна диссоциации. При диссоциации вы видите себя более молодым в визуальном образе. Как правило, диссоциация исключает эмоцию из переживания, тогда как при ассоциации мы переживаем информацию эмоционально. Аудиальный (Auditory). Относящийся к сенсорному каналу слуха, одной из базовых репрезентативных систем. Ведение (Leading). Изменение своего поведения после установления раппорта, с тем чтобы другой человек последовал вашему примеру; проверка высокого уровня раппорта. Визуализация (Visualization). Процесс рассматривания мысленных образов. Визуальный (Visual). Относящийся к зрению, воображению, системе зрительного представления. Внутренние репрезентации (Internal Representations). Паттерны информации, которые мы создаем и сохраняем в своем сознании; комбинации образов, звуков, ощущений, запахов и вкусовых качеств. Вторая позиция (Second Position). Восприятие мира с точки зрения другого человека, в согласии с его чувством реальности. Гештальт (Gestalt). Ряд воспоминаний, связанных неврологически и основанных на схожих эмоциях. Даунтайм {Downtime). Время не в сенсорном восприятии, а внутри нашего мысленного видения, слышания и ощущения, внутри наших мыслей, воспоминаний, восприятия; легкое состояние транса, когда внимание направлено вовнутрь.
Дигитальный {Digital). Изменение между двумя состояниями, пример: выключатель света — либо включен, либо выключен. Ди-гитальная (цифровая) субмодальность: цвет или черно-белое изображение; аналоговая субмодальность: переход от темноты к свету. Диссоциация {Dissociation). Переживание ситуации не изнутри, при котором человек видит или слышит происходящее извне, как бы с точки зрения наблюдателя, в отличие от ассоциации. Извлечение {Elicitation). Продуцирование определенного состояния с помощью слов, поведения, жестов или любых других стимулов. Сбор информации с помощью непосредственного наблюдения невербальных сигналов или задания метамодельных вопросов. Искажение {Distortion). Процесс моделирования, посредством которого мы неточно отражаем что-то в нашей нервной системе или лингвистике; возникая, может создавать ограничения или ресурсы. Калибровка {Calibration). Настройка на состояние другого человека посредством прочтения его невербальных сигналов, ранее замеченных и калиброванных. Карта реальности {Map Of Reality). Модель мира, уникальное представление о мире, создаваемое в головном мозге каждого человека на основании опыта и состоящая из неврологической и лингвистической карты; внутренние репрезентации человека. Категории Сатир (Satir Categories). Пять поз и речевых стилей, *я указывающих на специфические способы коммуникации (обвиняющий, заискивающий, расчетливый, отвлекающийся, уравновешенный), разработанные Вирджинией Сатир. Кванторы всеобщности {Universal Quantifiers). Лингвистический метамодельный термин для слов, которые кодируют объекты, означающие «всеобщность» (каждый, все, никогда, никто и т. д.); характеристика, которая не допускает исключений. Кинестетический (Kinesthetic). Тактильные ощущения на поверхности кожи, проприоцептивные ощущения внутри тела; включают вестибулярную систему или чувство равновесия. Ключи (Cues). Информация, которая дает указания на субъективные структуры другого человека, то есть ключи глазного доступа, предикаты, дыхание, поза тела, жесты, тон и интонация голоса и т. д. Ключи глазного доступа (Eye-Accessing Cues). Движения глаз в определенных направлениях, указывают на визуальное, ауди-альное или кинестетическое мышление (обработку информации). Ключи доступа (Accessing Cues). Настройка нашего тела посредством дыхания, позы, жестов и движения глаз, обеспечивающая определенный тип мыслей. Комплексный эквивалент (ComplexEquivalence). Лингвистический нюанс, при котором человек делает два утверждения, имея в виду одно и то же, например: «Он опоздал; он меня не любит». Конгруэнтность (Congruence). Состояние, когда внутреннее пред^ ставление человека упорядочено. То, что человек говорит, соответствует тому, что он делает. Его невербальные сигналы и вербальные утверждения сочетаются друг с другом. Состояние единства, согласия, внутренней гармонии, отсутствия конфликта. Контекст (Context). Обстановка, структура или процесс, в которых происходят события и которые придают смысл содержанию. Линия времени (Time-Line). Метафора, описывающая, как мы со Логический уровень (Logical Level). Более высокий уровень, уровень, охватывающий какой-то более низкий уровень, метауро-вень, который приводит в действие и модулирует более низкий уровень. Мета (Meta). Выше, за пределами, возле, на более высоком уровне, вышестоящий логический уровень. Метамодель (Meta-Model). Модель с 11 (или 12) лингвистическими особенностями, которая идентифицирует паттерны, затемняющие смысл коммуникации искажениями, пропусками и обобщениями. 11 (или 12) специфических проблем или вопросов, помогающих прояснить неточный язык (или плохую формулировку), вновь соединяя его с сенсорным опытом и глубинной структурой. Метамоделирование выводит человека из транса. Разработана в 1975 г. Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Базис всех прочих открытий в НЛП. Метапрограммы (Meta-Programs). Ментальные/перцептивные прей граммы для сортирования стимулов и акцентирования на них внимания; фильтры восприятия, которые направляют внимание; иногда «нейро-сортировки» или метапроцессы. Метасостояния (Meta-States). Состояние, охватывающее состояние; наложение состояния сознания-тела (страх, гнев, радость, познание) на другое состояние, относится к более высокому логическому уровню, чем исходное состояние, вызывает геш-тальт-состояние — метасостояние (понятие, разработанное Майклом Холлом). Множественное описание {Multiple Description). Процесс описания одного и того же объекта с разных точек зрения. Модальные операторы {Modal Operators). Лингвистические особенности метамодели, которые определяют «модус», посредством которого человек «оперирует» — модус необходимости, невозможности, желания, возможности и т. д.; предикаты (могу, не могу, возможно, невозможно, вынужден, должен и т. д.), которые мы используем для мотивации. Моделирование {Modeling). Процесс наблюдения и воспроизведения успешных действий и моделей поведения других людей, процесс распознания последовательности внутренних репрезентаций и моделей поведения, которые позволяют кому-то выполнить задачу, базис ускоренного научения. Модель (Model). Описание того, как что-то функционирует; обобщенная, пропущенная или искаженная копия оригинала. Модель мира (Model Of The World). Карта реальности, уникальная репрезентация мира, полученная посредством отвлечения от опыта; сумма личных операционных принципов человека. Нейро-лингвистическое программирование (Neuro-Linguistic Programming). Изучение совершенства, модель того, как люди структурируют свой опыт, структура субъективного опыта; также изучает, как люди становятся запрограммированными в своем мышлении, эмоциях и поведении, в своей неврологии посредством различных языков, которые они используют для обработки, кодирования и извлечения информации. Неконгруэнтность (Incongruence). Состояние, в котором части личности конфликтуют друг с другом, характеризуется наличием сомнений, неполной сосредоточенностью на достижении результата, проявляется в не согласующихся друг с другом сообщениях, сигналах, отсутствии упорядоченности или соответствия слова и дела. Неконкретные глаголы (Unspecified Verbs). Глаголы, не имеющие при себе наречия; лишают действие конкретности. Неконкретные существительные (UnspecifiedNouns). Существительные, которые не конкретизируют, к кому или к чему они относятся. Необходимое разнообразие (Requisite Variety). Гибкость в мышлении, эмоциях, речи, поведении; человек с максимальной гибкостью поведения контролирует действие; закон необходимого разнообразия. Номинализация (Nominalization). Лингвистическая особенность Обобщение (Generalization). Процесс, посредством которого одно конкретное переживание начинает отражать целый класс переживаний; один из трех процессов моделирования в НЛП. Опущение (Deletion). Часть опыта, отсутствующая либо лингвистически, либо репрезентативно. Отсоединение (Mismatching). Предложение иных паттернов поведения другому человеку с целью нарушить раппорт и тем самым изменить течение встречи или разговора, прервать или завершить их; как метапрограмма — поиск различий. Первая позиция (Erst Position). Восприятие мира с вашей собственной точки зрения; ассоциированная, одна из трех позиций восприятия. Петли (Loops). Круг, цикл, история, метафора или репрезентация, которые возвращаются к своему началу, образуя петлю (обратную связь). Открытая петля: история, оставшаяся незавершенной. Замкнутая петля: завершение истории. В стратегиях петлей называют многократное повторение серии процедур, из которых нет выхода; такая стратегия неспособна прийти к завершению. Поведение (Behavior). Любая деятельность, в которую мы вовле Подсознание (Unconscious). Все, не относящееся к сознательному восприятию, второстепенные системы представления. Подстройка (Pacing). Установление и поддержание раппорта с другими людьми посредством присоединения к их модели мира через высказывания, которые соответствуют их языку, убеждениям, ценностям текущему опыту и т. д.; играет решающую роль в формировании раппорта. Подстройка к будущему (Future Расе). Процесс мысленного про- kf игрывания события до того, как оно произошло. Один из ключевых процессов, гарантирующих постоянство результата; частый и ключевой компонент в большинстве НЛП-вмеша-тельств. Позиция восприятия (PerceptualPosition). Наша точка зрения, одна из трех.позиций: первая позиция — ассоциированная, вторая позиция — с точки зрения другого человека, третья позиция — с еще одной точки зрения, наблюдателя. Предикаты (Predicates). To, что мы утверждаем о предмете; базирующиеся на сенсорике слова, указывающие на определенную систему представления (визуальные, аудиальные, кинестетические, неконкретные предикаты). Предпочитаемая система (Preferred System). Репрезентативная система, которую индивидуум использует чаще всего в мышлении и организации опыта. Пресуппозиции (Presuppositions). Идеи, которые мы принимаем как само собой разумеющиеся, с тем чтобы коммуникация имела смысл; допущения, которые заранее (пре) поддерживают (суп) какое-то утверждение (позиция). Придание сил (Empowerment). Процесс добавления человеку жизнеспособности, энергии и новых мощных ресурсов; жизнеспособность на неврологическом уровне, изменение привычек. Присоединение (Matching). Усвоение аспектов деятельности другого человека (поведения, слов и т. д.) для усиления раппорта. Раппорт (Rapport). Ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, чувство доверия, возникшее в результате подстройки, отзеркаливания и присоединения, состояние эмпатии или вторая позиция. Результат (Outcome). Конкретный, базирующийся на сенсорных признаках желаемый исход; должен удовлетворять критериям хорошей формулировки. Репрезентативная система (Representation System, RS). Мысленное кодирование информации с использованием сенсорных систем: визуальной, аудиальной, кинестетической, обонятельной и вкусовой. Репрезентация (Representation). Идея, мысль, воспроизведение базирующейся на сенсорике или оценочной информации.
Ресурсное состояние (Resourceful State). Общее неврологическое и физическое переживание, когда человек ощущает свои ресурсы. Ресурсы (Resources). Любые средства, которые мы можем использовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, стратегии, опыт, люди, события или имущество. Рефрейминг (Reframing). Принятие системы отсчета, которая выглядит новой или иной; преподнесение события или идеи с другой точки зрения, так что они приобретают иной смысл; реструктуризация содержания или контекста, паттерн изменения. Сенсорная острота (Sensory Acuity). Осознание внешнего мира, органов чувств, более тонкое разграничение сенсорной информации, которую мы получаем из окружающего мира. Сенсорно обоснованное описание (Sensory-Based Description). Информация, непосредственно наблюдаемая и верифицируемая органами чувств, язык вижу-слышу-чувствую, который мы можем проверить эмпирически, в отличие от оценочных описаний. Синестезия (Synesthesia). Автоматическая связь одной системы представлений с другой; V-K синестезия включает видение-ощущение, ни на секунду не осознаваемого сигнала; автоматическая программа. Содержание (Content). Специфика и детали события; отвечает на вопросы что и почему. Противоположна процессу или структуре. Сознание (Conscious). Восприятие в данный момент. Восприятие 7±2 блоков информации. Состояние (State). Холистический феномен сознания-тела-эмо-ций, настроение, эмоции, сумма всех неврологических и физических процессов внутри индивидуума в Любой момент времени. Стратегия (Strategy). Последовательность мыслей и действий для получения результата или приобретения опыта, структура субъективности, упорядоченная в линейной модели ТОТЕ. Субмодальность (Submodality). Разграничения внутри каждой системы представлений, качества внутренних репрезентаций, ~ мельчайшие строительные кирпичики мыслей, характеристик в каждой системе. Третья позиция (ThirdPosition). Восприятие мира с точки зрения наблюдателя; одна из трех позиций восприятия, занимая которую вы видите себя и другого человека.
Убеждения (Beliefs). Мысли, осознанные или неосознанные, которые превратились в обобщение, касающееся причинности, смысла, «я», других, поведения, идентичности и т. д. Убеждения относятся к миру и деятельности в нем. Мы руководствуемся убеждениями при восприятии и интерпретации реальности. Убеждения тесно связаны с ценностями. В НЛП имеется несколько паттернов изменения убеждений. Условие хорошей формулировки (Well-Formedness Condition). Критерии, которые позволяют нам конкретизировать результат в такой манере, которая делает его достижимым и верифицируемым; эффективное средство обеспечения беспроигрышных решений. Установка (Installation). Процесс внедрения новой ментальной стратегии (способа совершения чего-то) внутрь сознания-тела (mind-body), с тем чтобы она функционировала автоматически; часто достигается с помощью якорения, системы рычагов, метафор, притч, рефрейминга, подстройки к будущему и т. д. Физиологический (Physiologicat). Относящийся к физической части человека. Фильтры восприятия (PerceptualFilters). Уникальные идеи, переживания, убеждения, ценности, метапрограммы, решения, воспоминания и язык, которые формируют и расцвечивают нашу модель мира. Фрейм (Frame). Контекст, среда, метауровень, способ восприятия чего-то (как в фрейме результата, фрейме «как если бы», фрейме возвращения и т. д.). Фрейм -«как если бы» (As-If Frame). Когда мы делаем вид, что некоторое событие уже произошло, мысля так, «как если бы» оно имело место, это способствует творческому решению проблем посредством мысленного преодоления видимых препятствий на пути к желаемым решениям. Ценность (Value). To, что важно для вас в определенном контексте. Ваши ценности (критерии) — это то, что мотивирует вас в жизни. Например, конечной из всех мотивационных стратегий для вас является кинестетика. Эта кинестетика — подсознательная ценность. Чанкинг (Chunking). Изменение восприятия путем перехода на более высокие или низкие логические уровни. Укрупнение — это переход на более высокий уровень (индукция). Оно ведет к большей абстракции. Разукрупнение — переход на более низкий уровень (дедукция). Оно ведет к более конкретным примерам или случаям. Части (Parts). Неосознаваемые грани личности, созданные посредством значимого эмоционального опыта, не признаваемые и независимые функции, которые начинают вести самостоятельную жизнь, являются источником внутриличностного конфликта, если неконгруэнтны. Экология (Ecology). Вопрос, касающийся общей связи между идеями, навыками, реакциями и более крупной системой (или средой). Внутренняя экология: общая связь между человеком и мыслями, стратегиями, моделями поведения, способностями, ценностями и убеждениями. Динамический баланс элементов в системе. Эпистемология (Epistemology). Изучение того, как мы узнаем то, что становится нашими знаниями. НЛП как эпистемология. Якорение (Anchoring). Процесс, посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказываются связанными с реакцией и тем самым инициирует ее. Якоря появляются естественным образом или создаются преднамеренно (как в аналоговом маркировании). Понятие якорения в НЛП базируется на павловском классическом обусловливании, концепции «стимул-реакция». В исследованиях Павлова камертон являлся стимулом (якорем), который подавал собаке сигнал к слюноотделению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|