ВОПРОС 3: Философия как особый вид знания: отличие философии от религии, искусства, науки.
Дать определение философии — значит перейти от слова и образа к понятию философии, т.е. указать на ее общие, существенные признаки, присущие любому философскому учению. Наряду с этим, предварительное определение философии предполагает выяснение того, чем философия не является, в чем ее существенное отличие от таких родственных ей форм духа, как религия, искусство, наука. Философию можно предварительно определить как мыслящее рассмотрение предметов в их отношении к первичным причинам и конечным целям сущего как единого целого. О чем говорит это определение? 1) Философия есть особый вид знания. Всякое знание является либо созерцанием, либо понятием. Созерцание — это единичное представление (например, философия в образе женщины); понятие общее представление. Познание посредством понятий и есть мышление. Философия как «мыслящее рассмотрение предметов» есть понятийное знание, знание общего в единичном или единого во многом. По словам Г.В.Ф. Гегеля, философия делает единственно только то, что превращает представления в мысли, понятия Философия, метко заметил С.Н. Булгаков, есть искусство понятий. С религией и искусством философию роднит то, что их предмет имеет всеобщий характер (Бог, прекрасное, истина, бытие). Однако, в отличие от философии, в религии и искусстве всеобщее содержание предстает непосредственному внешнему созерцанию и, далее, представлению и чувству. Не случайно они обращаются к сердцу и душе человека, к его чувству и настроению. В философии, например, совершенно невозможно, представление «Бог родил сына» (заимствованное из чувственного опыта). Здесь это отношение выступает в форме мысли, понятия о внутреннем различении Единого, Абсолюта. Конечно, такая мысль постигается сложнее, чем религиозное представление или художественный образ, которые для обыденного сознания привычны, потому что они почерпнуты из опыта. Но мысль намного продуктивней, ибо она позволяет увидеть, точнее — «узреть умом» (отсюда — умозрение как способ философского постижения предметов), общий источник самых различных образов и представлений.
Немецкий философ И. Кант делил все понятия на два рода: эмпирические, основанные на опыте, и чистые, образуемые разумом независимо от всякого опыта. Эмпирические понятия возникают на основе чувств путем сравнения предметов опыта и имеют лишь форм у всеобщности. Таковы некоторые понятия обыденного сознания и большинство научных понятий. Действительно же всеобщими являются чистые понятия разума, которые Кант называет идеями. К ним относятся, например, понятия Бога, свободы, воли, бессмертия души, блаженной жизни и др. Эти понятия разума, лежащие за пределами возможного опыта человека, становятся предметом метафизики, т.е. надфизического, умозрительного рассмотрения. Философия — это рассмотрение предметов в метафизическом свете, т.е. в свете первых причин и конечных целей, которые не могут быть даны в чувственном опыте. Это позволяет понять особенности философского способа мышлении. Правда, мышление характерно не только для философии. Мышление есть то, что отличает человека от животного. Оно присуще и обыденному, и научному сознанию. Однако обыденное мышление не поднимается выше эмпирических понятий, пересыпанных различного рода представлениями и образами. Также и научное мышление не выходит за рамки эмпирических понятий и направлено на конечные предметы и явления. И только философия, в которой определяющую роль играют чистые понятия и идеи, исследует предметный мир в отношении к безусловному, абсолютному. Философия ставит метафизические, предельные вопросы и пытается отвечать на них с помощью чистых понятий разума.
Английский философ Б. Рассел заметил, что философия, подобно религии, исследует предметы, точное знание о которых невозможно. Но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к откровению или авторитету. Все точное знание относится к науке, все догмы, поскольку они превышают точное знание, относятся к религии. Но между религией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон. Эта Ничья Земля и есть философия. 2. Философский способ мышления означает направленность сознания не только на объект, внешний мир, как это имеет место в религии или науке, но одновременно и на субъект, на само мыслящее Я. Философский разум есть высшее соединение сознания и самосознания, т.е. знания о предмете и знания о себе. Таким образом, исследуя предмет, философия постоянно имеет в виду и самого мыслящего субъекта, акт его мышления, то, что это именно он создает понятие о предмете. Вот как, например, немецкий философ И.Г. Фихте объяснял своим слушателям суть философского способа исследования: «Господа, сосредоточьтесь, углубитесь в себя, здесь речь идет не только о чем-то внешнем, но и о нас самих... Итак, помыслите себе: вот стена. — По-мыслили вы себе стену? — В таком случае, помыслите себе того, кто помыслил стену...» Однако такой подход вовсе не означает, что философское познание субъективно. Оно одновременно выражает и субъективную достоверность («я мыслю») и объективную достоверность («я мыслю не свое чистое сознание, но внешний ему предмет»). Отсюда следует, что, познавая мир, человек познает самого себя. Высшая философская заповедь «Познай самого себя», высеченная на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, вовсе не есть призыв к субъективному самопознанию или даже познанию человека в его всеобщем, сущностном выражении. Эта заповедь означает формулу философского знания вообще. «Познай самого себя» — значит, познай истину. Русский философ Н.А. Бердяев таким образом охарактеризовал эту особенность философии. Главный признак, отличающий философское познание от научного, состоит в том, что философия познает бытие изнутри человека и через человека; наука же познает мир как бы вне человека, абстрагируясь от него. Поэтому для философии бытие есть дух, а для науки бытие есть природа. В основании философии лежит предпосылка, что мир есть часть человека, в основании науки —что человек есть часть мира.
3. Философия как мыслящее рассмотрение предметов означает, что сущностное определение философии возможно только в процессе самого философствования. Желание дать дефиницию философии прежде самого философствования или в отрыве от него, по меткому сравнению Гегеля, подобно намерению научиться плавать прежде, чем броситься в воду. Философия лишена того преимущества, которым обладают другие науки; она не может исходить из предпосылки, что предмет ее знания дан заранее в качестве представления, что он противостоит познанию как нечто внешнее. Философия, по словам Гегеля, не мыслит о предмете еще до того, как она его мыслит; самим ее содержанием уже служит мысль. И в этом отношении философию можно было бы предварительно определить как мысль о мысли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|