Философия права эпохи Возрождения
Философско-правовая мысль эпохи Возрождения (конец XIV — начало XVII вв.) рассматривает человека как природно-общественное, а не божественное создание. Все поступки человека рассматриваются сквозь призму человеческих мотивов, свободной воли и естественного права. В эпоху возрождения к философско-правовым проблемам обращались в той или иной мере практически все великие гуманисты — Л. Валла, Н. Макиавелли, М. Монтень, Ж. Боден, Э. Роттердамский и др. Существенный вклад в теорию права внес Лоренцо Валла (1405 или 1407—1457 гг.), который, опираясь на всесторонний анализ античного римского права, создал фундамент для дальнейших научных разработок в области юриспруденции. Положив в основу правовой этики личностный интерес и сделав его моральным критерием, Валла призывает руководствоваться в оценках человеческих поступков не абстрактными моральными или правовыми принципами, а конкретными жизненными условиями, определяющими выбор между хорошим и плохим, полезным и вредным. Такой моральный индивидуализм оказал существенное влияние на дальнейшее развитие европейского правоведения, подвел новую идеологическую почву под нравственно-правовые ценности Нового времени. Французский философ Мишель Монтень (1533—1592 гг.) утверждал, что законы создаются людьми и призваны обеспечивать человеку счастье, лучшую жизнь. Все законы он разделил на две группы: нравственные («законы чести») и юридические («законы правосудия»). И те, и другие имеют свои человеческие измерения, далеко не всегда совпадающие. Скажем, месть правомерна с точки зрения «законов чести», но недопустима с точки зрения «законов правосудия». Говоря о взаимосвязи обычного и позитивного права, писаных и неписаных законов, он полагал, что чем действеннее позитивный закон, тем адекватнее он выражает требования обычного права. И если эти законы согласованы, оснований для их изменения нет.
В философско-политических трудах итальянца Николо Макиавелли (1469—1527 гг.) впервые прослежена зависимость стабильности государства от действенности законов. В своих трудах «Государь» и «Суждение о первой декаде Тита Ливия» Макиавелли рассматривает причины успехов и поражения в политике, трактуемой им как способ удержания власти. В произведении «Государь» он выступает защитником абсолютной монархии, а в «Суждениях о первой декаде Тита Ливия» — республиканской формы государственного правления. Именем Н. Макиавелли (в значительной мере необоснованно) назван принцип коварной, безнравственной политики правителя. В сочинении «Государь» он утверждал, что для достижения благих целей вполне допустимы и аморальные способы — угроза, месть, подкуп, шантаж, клевета и т.п. Отношения между правителем и подданными должны строиться на страхе и любви одновременно; правителю, если он хочет оставаться правителем, надлежит быть суровым и безжалостным: «Вообще надо усвоить, что людей следует или ласкать, или истреблять, так как они мстят за легкие обиды, а за тяжелые мстить не могут; поэтому оскорбление, которое наносится человеку, должны быть таково, чтобы уже не бояться его мести». В целом вклад Макиавелли в развитие философско-правовой теории состоит в том, что он: отверг схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом; заложил основы философско-правовой науки; продемонстрировал связь политики и форм государства с социальной борьбой, ввел в политическую науку термины «государство», «республика» в современном значении; создал предпосылки для построения модели государства, основанного на материальном интересе человека.
Видное место в философско-правовой мысли эпохи Возрождения занимает Гуго де Гроот Гроций (1583—1645 гг.), который одним из первых попытался систематизировать правовые нормы, обосновать сферу действия права в конкретной ситуации. Гроций рассматривает право как явление, вытекающее из естественной природы человека, как средство, делающее жизнь людей и государства благоустроенной и упорядоченной. Гуго Гроций одним из первых разработал концепцию общественного договора, он считал, что государство возникает из «общежительной природы человека» для «обеспечения общественного спокойствия». В основание права он положил справедливость, понимаемую как веление разума человека поступать в соответствии с совестью, общественным мнением и благоволением Бога. Даже войну следует вести по «справедливым правилам», ибо и насилие, по его мнению, в определенных условиях может быть справедливым. Это означает, в частности, не убивать воюющих по принуждению, всегда щадить детей, женщин, стариков, пленных, заложников. Философское осмысление права происходит в период реформации. Ярким представителем реформаторского движения является Мартин Лютер (1483—1546 гг.). Этот немецкий реформатор, основоположник немецкого протестантизма, не был философом и мыслителем. Несмотря на это, он создал учение, которое легло в основу преобразований в русле католической церкви, привело к появлению либерализма. Права и обязанности человека как члена общества Лютер обосновывает с религиозно-моральной точки зрения. По его мнению, человека может спасти только вера. В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации» в личной вере он видит нечто абсолютно противоположное вере в авторитеты. Философско-правовая концепция Лютера в целом может быть охарактеризована следующими положениями: свобода веры по совести является универсальным и равным правом всех; правовой защиты заслуживает не только вера, но и ее предпосылки; свобода совести предлагает свободу слова, печати и собраний; право должно реализовываться в неповиновении государственной власти касательно ущемлений свободы совести; правое обеспечения заслуживает лишь духовное, плотское же оставляется на милостивое усмотрение власти.
Французский юрист и публицист Жан Боден (1530—1596 гг.) является автором абсолютно нового учения о государстве. Ему принадлежит обоснование государственного приоритета над всеми иными социальными институтами, включая и церковь. Он впервые ввел понятие суверенитета как отличительного признака государства. В своей книге «Шесть книг о республике» (1576 г.) Боден проводит идею о суверенном государстве, имеющем возможности защищать права автономного лица и решительно утверждать принципы мирного сосуществования различных социально-политических сил внутри страны. Под суверенным государством Боден понимал верховную и неограниченную государственную власть, противопоставляя такое государство средневековому феодальному государству с его раздробленностью, социальной неравноправностью и ограниченной властью королей. Основными признаками суверенитета, по Бодену, должны быть неограниченность и абсолютность верховной власти, ее постоянство, единство и неделимость. В этом случае такая власть может обеспечить единое право. Носителем суверенитета является монарх или народ (в демократической республике). Философия права эпохи Возрождения и Реформации подготовила почву для философии права Нового времени и эпохи Просвещения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|