Философия права Нового времени и эпохи Просвещения
Новый класс, пришедший к власти в эпоху буржуазных революций, требовал новой системы права и его нового философского обоснования. Правовые учения этого периода своим главным предметом сделали разработку естественного права. Такое новое направление в правоведении оформилось в школу естественного права, которая доминировала в юриспруденции на протяжении XVII—XVIII вв. Родоначальником ее был голландский юрист Гуго Гроций (1583—1645 гг.). Наиболее известный труд Гроция — «О праве войны и мира» (1625 г.). Гроций делит право на естественное и волеустановленное. Естественное право определяется им как «предписание здравого разума» и выступает в качестве критерия для различия дозволенного и недозволенного. Волеустановленное право делится на божественное (данное свыше и имеющее источником волю Бога) и человеческое. Развивая концепцию естественного права, Гроций создал основы международного права, которым руководствуются в отношениях между собой отдельные государства. Его наработки в этом направлении в дальнейшем оказали влияние на идею международного права, которые были воплощены в наше время (ООН, Лига Наций и т. п.). Дальнейшее развитие философия права получила в творчестве английского мыслителя Томаса Гоббса (1588—1679 гг.). В противоположность Аристотелю, утверждавшему, что одни люди по природе — рабы, а другие — господа, и догмату христианской религии, возведенному в краеугольный принцип феодально-сословной идеологии, о том, что люди равны лишь перед Богом, Гоббс утверждал, что все люди равны от рождения, поскольку «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей». Свою теорию Гоббс изложил в знаменитой книге «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.), ставшей впоследствии основой английской политической и правовой мысли.
Гоббс определяет естественное право как свободу всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, собственной жизни, то есть, как свободу делать все, что для этой цели необходимо. «Отсюда видно, — утверждал Гоббс, — что пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех». Стало быть, человек от природы имеет право на все, но это не дает гарантий безопасности. В обществе господствует принцип homo homini lupus est — «человек человеку волк», — что не способствует ни трудолюбию, ни усердию, ни стремлению к знаниям, а значит, препятствует развитию экономики и торговли, порождая лишь вечный страх и опасность насильственной смерти. В таком обществе отсутствуют понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого. «Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости», — констатирует Т. Гоббс. Страх смерти, стремление к хорошей, безопасной жизни заставляют людей искать альтернативу естественному состоянию. И такая альтернатива есть — это состояние мира. Главным условием его формирования Гоббс считал естественные законы. Главным естественным законом является поиск мира, и надо следовать ему. Из этого основного естественного закона Гоббс выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира: в случае готовности других к миру человек обязан в интересах мира довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, какую он допустил у других по отношению к себе; кратко эта мысль выражена в Евангелии: «...и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»;
люди должны выполнять заключенные ими соглашения; получивший благодеяние должен сделать так, чтобы благодетель не раскаялся в своей доброте; каждый должен приспосабливаться ко всем остальным; отмщение должно ориентироваться на благо, которое последует за ним; никто не должен ничем выказывать неприязнь к другому; каждый должен признавать других равными себе от природы; посредникам мира должны быть даны гарантии неприкосновенности; никто не может быть судьей самого себя и т.д. Всего Т. Гоббс сформулировал 19 естественных законов. Науку об этих законах он назвал «истинной моральной философией», исследующей добро и зло в поступках индивида и общества в целом. Согласно Гоббсу, наличие одних лишь естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Гарантировать соблюдение этих законов может лишь общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая власть имеет не божественное, а земное происхождение. Она возникает в результате общественного договора людей с целью их защиты. Множество людей, объединяемое таким образом в одном лице (суверене), и есть государство. Концепцию общественного договора и естественного права разрабатывал и голландский мыслитель эпохи Нового времени Бенедикт Спиноза (1632—1677 гг.). В отличие от Гоббса в центр своего философско-правового учения он ставил не справедливость, а свободу. Спиноза утверждал, что человек — природное существо, часть природы. Поэтому, с одной стороны, он подчиняется законам природы, совершающимся по необходимости, а с другой — обладает естественным правом, в соответствии с которым он свободен в своих поступках и не может делать только того, чего никто не желает. Но естественное право реализуется лишь через закон, который согласует его с природной необходимостью. Для того, чтобы достичь этого согласования, люди договариваются об учреждении государства. Гражданин ставит перед собой цель сохранить свои естественные права, т.е. свободу, а государство — обеспечить безопасность гражданина, т.е. защитить его свободу. Государственное право не должно ограничивать естественные права человека, оно обязано учитывать мнения большинства и строго выполнять свои же законы.
Значительный вклад в развитие философско-правовых взглядов внес Джон Локк (1632—1704 гг.), который по праву считается творцом политической доктрины либерализма. Основные его произведения «Опыт о человеческом разумении» (1686 г.) и «Два трактата о государственном правлении» (1689 г.), в которых проявляются идеи ограничения прав суверена, правителя, государства в целом, обосновывается необходимость либерализации права и расширения рамок прав и свобод. Основные философско-правовые идеи в учении Дж. Локка сводятся к следующему. Общественный договор возникает не из-за страха перед самоуничтожением, а в связи с отсутствием органов для разрешения конфликтов и отправления наказаний. Утверждается идея совершенствования как самого общественного договора, так и власти, его реализующей, на основе принципа консенсуса. Обосновываются неотъемлемые и непередаваемые государству права личности: на жизнь, свободу, равенство, собственность. Закон — это предписание не только для граждан, но и для власти, т.е. для всех субъектов общества. Закон должен гарантировать свободу и распространяться на всех. Свободу Локк понимал как независимость от воли другого человека и одновременно наличие для всех общих и постоянных правил поведения. Доказывается целесообразность разделения верховной власти на законодательную и исполнительную, т.к. только в условиях их независимости можно не допустить узурпации власти. Наиболее широкое распространение просветительская идеология получила во Франции в XVIII в. Идеи просветительства четко выразил первый мыслитель эпохи Просвещения Вольтер (настоящее имя —Франсуа Мари Аруэ) (1694—1778 гг.). Будучи воинствующим атеистом, он объявил религию главным источником невежества, порождающего все беды народа, но выгодного церкви, феодалам и аристократам. Вольтер выдвинул концепцию «просвещенного монарха», суть которой сводится к обоснованию того, что несправедливость, царящую в обществе, может исправить умный, просвещенный (образованный) правитель. В его власти установить равенство всех перед законом, отменить пытки, учредить свободу слова и вероисповедания, неприкосновенность частной собственности, гласность суда и иные правовые нормы.
Создатель первой развернутой политической доктрины Просветительства Шарль Луи Монтескье (1689—1755 гг.). Полное имя — Монтескье Шарль Луи, Шарль де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье. Наиболее известны два его вклада в социально-философскую и правовую теорию: разработка принципа распределения власти как условия свободы и разработка теории влияния окружающей среды на политику. В своем философском трактате «О духе законов» (1748 г.) Монтескье формулирует важное двуединое положение о законах. Угроза войны заставляет людей в дополнение к естественным законам создавать «человеческие законы». Этот процесс законотворчества зависит от многих факторов, но прежде всего от нравов, обычаев, религиозных верований, численности населения и природных условий — климата, почвы, полезных ископаемых и пр. В силу преувеличения роли географической среды в правовой реальности концепция Ш. Монтескье получила наименование «философско-правовой натурализм». Духом любого закона, полагал Монтескье, должно быть право, только такие законы формируют свободу. Французский философ и просветитель Жан-Жак Руссо (1712—1778 гг.), вошел в историю философско-правовой мысли как автор целого ряда оригинальных концепций — свободы и равенства, равенства и неравенства, естественного состояния и общественного договора, политического права и политических законов, общей воли и юридических законов. Наиболее полно эти концепции изложены в работе Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре» (1762 г.). Руссо считал, что институт частной собственности положил конец естественному и справедливому состоянию общества, он породил страх, войну, имущественное расслоение. Государство — это инструмент укрепления господства богатых. По мнению Руссо, богатые предложили учредить государство на основе общественного договора, предусматривавшего всеобщее равенство перед законом. Однако они обманули бедных, создав такое государство и установив такие законы, которые защищают интересы только богатых. Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах — резюмирует философ. Клод Адриан Гельвеций (1715—1771 гг.) свои философские идеи стремился наполнить конкретным социальным содержанием, сопоставляя интересы личности гражданина с основами общественной морали, права и политики. В центре философских трудов Гельвеция лежат социально-этические и политико-правовые проблемы. По его мнению, «гениальными людьми не рождаются, а становятся» под воздействием социальной среды. Поддерживая идею природного равенства людей, он провозглашал и их правовое равенство как равенство всех перед законом.
Философско-правовые взгляды Гельвеция неразрывно связаны с идеями гуманизма. Отмечая, что «законы всесильны, они могут все», он призывал направить их действия на соблюдение и защиту интересов отдельного человека. Даже временное ущемление личного интереса во имя общественного Гельвеций считал неправомерным, однако «верховное благо» — это единство, гармония личных и общественных интересов. Творчество французских просветителей подготовило философско-правовую почву Великой французской революции, их идеи имели прогрессивное значение для последующего развития европейской философско-правовой мысли. В философско-правовых учениях Западной Европы конца XVIII — середины XIX вв. особое место занимает философия права немецкой классической философии. Такие ее представители как Иммануил Кант, Георг Гегель и другие оказали большое влияние на философскую мысль в целом и на философско-правовую в частности. Родоначальником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724—1804 гг.). Философии права он посвятил труды «Критика практического разума», «Метафизические начала учения о праве», «Спор факультетов», «Метафизика нравов», «К вечному миру». Учение Канта о праве и государстве опирается на трансцендентальную философию и непосредственно связано с противопоставлением области теоретического и практического разума. Теоретический разум — это область человеческого познания. Он достоверно может ответить на вопрос «Что я могу знать?». На вопросы «Что я должен делать?» и на «Что я могу надеяться?» дает ответ практический разум. Практический разум — это область нравственных долженствований. Сфере теоретического соответствует естественный закон, сфере же практического — закон свободы. Исследованию и обоснованию принципов нравственности посвящена работа Канта «Критика практического разума». Основной трансцендентальной идеей и первым постулатом кантовской этики является свобода человека, его свободная воля, ее способность и право самой устанавливать правила должного и следовать им без внешнего принуждения и давления Человек как часть природы подчинен причинно-следственным связям, которые существуют в мире природы. Но ему присуща свобода, его поступки являются актом свободной воли, независимой от внешних детерминаций. Эту мысль Кант проводит в своем учении о категорическом императиве. Императив в его понимании — это правило, содержащее объективное принуждение к поступку определенного вида. Категорический императив — это, безусловное, нравственное предписание о должном поведении человека как разумного существа, обладающего свободной волей. Исполнение этого предписания является совершенно необходимым, независимо от того, извлекает ли в результате этого человек для себя пользу или нет. Таким образом, отвечая на вопрос, «Что я должен делать?» Кант призывает: 1) поступать так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим правилом для всех: «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»; 2) быть свободным в своих действиях, но соизмерять свою свободу со свободой других. В противном случае возникает произвол, анархия, «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». По Канту человека ни при каких обстоятельствах нельзя использовать как средство, а только в качестве цели, ибо нет более высокой цели, чем Человек; право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти. Отвечая на вопрос: «На что я могу надеяться?», философ подчеркивает, что кроме как на самого себя, человек возлагает надежды на общество и его институты и, прежде всего, на юридические законы. Однако юридический закон не учитывает мотивы поступка и, значит, не обеспечивает справедливость как разновидность права. Он только регулирует поведение людей, их действия, да к тому же не все, а лишь оговоренные законом. Отсюда Кант делает гениальный вывод, ставший правовым фундаментом гуманизма: государство, воля законодателя не вправе опекать человека, предписывать ему, во что верить, кого любить и т.п. Важным вопросом для понимания этико-правовых идей Канта является его понимания права. Он дает ему следующее определение: «Право — это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы», т.е. Кант определяет право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы. Важным понятием кантовской философии права является также понятие правопорядка. Правопорядок, по Канту, — это «порядок свободы». Он является условием надежности правоотношений. Это значит, что для того, чтобы стихийно складывающиеся правоотношения подчинили себе практическую жизнь общества, субъекты правоотношений должны быть лично свободными людьми, и наделены правами человека и элементарными политическими правами. Согласно Канту, правопорядок основывается на следующих априорных принципах: 1) свободе каждого члена общества как человека; 2) равенстве его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельности каждого члена общества как гражданина. Вершина классической немецкой философии — Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.). По существу он является родоначальником философии права как систематизированного научно-философского знания. «Философия права» — одна из основных работ, в которой автор реализовал применительно к праву свою главную философскую концепцию — идеалистическую диалектику. Основное в учении Гегеля — это бытие Абсолютной идеи, которая является одновременно и Разумом, и Духом. Эта Абсолютная идея находится в процессе непрерывного развития, который проходит через стадии триады — тезиса, антитезиса и синтеза. Гегель подразделяет дух на три части: 1) субъективный дух (антропология, философия духа и психология); 2) объективный дух (право, моральность, нравственность); 3) абсолютный дух (искусство, религия откровения и философия). Идея свободы пронизывает всю эту триаду. Поэтому Гегель и рассматривал философию права как науку о свободе, как философское осмысление всего, что связанно с правом, долженствованием, нормативностью. Само право, согласно триаде, существует в трех ипостасях: 1) идея права, которая проявляется как свобода воли; 2) особое право — как конкретные права социальных субъектов: личности, семьи, государства; 3) позитивное право — как закон. Предметом философского рассмотрения права Гегель считал только первую его ипостась, т.е. идею права. В процессе своего диалектического развития идея права проходит три ступени: 1) абстрактное право (тезис); 2) мораль (антитезис); 3) социальную этику, нравственность (синтез). Абстрактное право — это право свободной, правоспособной личности. «Право как таковое есть формальное, абстрактное право» абстрактного лица. На этой стадии еще нет позитивных законов, здесь действует принцип «будь лицом и уважай других в качестве лиц». Личность реализует свою свободу в собственности, отношения, по поводу которой ведут к дальнейшему развитию идеи права — договору. Однако множество отношений, случайность договорных связей могут породить видимость права, право против нарушенного права или проще — неправо. Зачастую люди неправо считают правом, ошибочно принимая за право то, что хотят получить. К основным формам неправа Гегель относит непреднамеренное нарушение права, обман, преступление. Мораль является антитезисом абстрактного права. Мораль, по Гегелю, это рациональный фактор, а не субъективное чувство. Она является результатом ущерба, нанесенного индивидуальной волей, когда она становится отличной от всеобщей воли. Основными формами моральности Гегель называет умысел, намерение, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности — это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зла. Социальная этика (нравственность) у Гегеля представляет собой синтез абстрактного права и морали. В свою очередь, она развертывается в триаде: 1) семья; 2) гражданское общество; 3) государство. Они являются институтами, в которых воля индивида обнаруживает себя в согласии со всеобщей волей. В семье, считал Гегель, все пронизано нравственностью: брак — это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность зиждется на нравственном интересе. Под гражданским обществом Гегель понимал социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя — цель, все другие — суть ничто. Субстанцией личности в гражданском обществе является частная собственность. Своеобразие потребностей и возможностей их удовлетворения, оригинальность целей, интересов, духовного развития личностей выступает основанием образования различных сословий и формального права. Таких сословий три: сельскохозяйственный класс, промышленный класс, правящий класс. Гражданское общество, по Гегелю, складывается тогда, когда большинство населения относится к «среднему сословию» с высоким уровнем правосознания. В таком обществе личность полагается на силу закона — значимого для всех и известного всем. Государство является синтезом семьи и гражданского общества. Оно развертывается в триаде: 1) отношений государства к своим гражданам (внутренняя политика или конституция); 2) отношений государства с другими государствами; 3) перехода государства в мировую историю. Последнее выступает как право абсолютное, как народный дух, как подлинная нравственность. Всю сферу права Гегель рассматривает сквозь призму свободы: право — это свобода, произвол — это «смешение свободы и несвободы», а закон — это разум и свобода. Гегелевское философское учение о праве было пиком в истории объективно-идеалистической мысли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|