Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормы права: понятие, структура и виды




Норма права — это общеобязательное, формально опреде­ленное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование обществен­ных отношений.

Юридическая норма - первичная клеточка права, исход­ный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого соци­ального явления.

Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть.

К признакам нормы права относят:

-общеобязательность (представляет собой властное пред­писание государства относительно возможного и должного по­ведения людей);

-формальную определенность (выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

-связь с государством (устанавливается государственны­ми органами и обеспечивается мерами государственного воз­действия - принуждением и стимулированием);

-предоставительно-обязывающий характер (не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на дру­гих субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

-микросистемность (выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных эле­ментов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Предоставительно-обязывающий характер правовых норм

Одним из основных признаков выступает предоставитель­но-обязывающий характер правовой нормы. Названный при­знак означает, что норма не только предоставляет одним субъ­ектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности (нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права). Вот почему можно назвать благими пожеланиями те права, которые не обеспечены реальными обязанностями соот­ветствующих лиц.

Предоставительно-обязывающий характер не у всех юри­дических норм выражен одинаково:

- четко он виден прежде всего в регулятивных нормах (гражданских, трудовых, семейно-брачных и т.п.), в которых фиксируются как права, так и обязанности субъектов;

- в охранительных же нормах (уголовных, администра­тивных и т.д.) больший упор делается на воплощение запретов и обязанностей;

- в декларативных и дефинитивных нормах предоставительно-обязывающий характер выражен слабо, ибо они не яв­ляются конкретными правилами поведения.

При рассмотрении предоставительно-обязывающего ха­рактера юридических норм важно иметь в виду, что права и обязанности не всегда могут содержаться в одной статье нор­мативного акта.

Нередко право закреплено в одной статье, а обязанность - в другой статье этого же нормативного акта или даже в статье иного нормативного акта.

Кроме того, в статье закона могут конкретно указываться только права, а обязанности подразумеваться, вытекать из со­держания закона. Может быть и наоборот, когда указываются лишь обязанности, а права подразумеваются.

Данный признак выступает своеобразным проявлением та­кого принципа права, как единство прав и обязанностей.

Структура нормы права

Одним из признаков норм права является микросистем­ность.

Выступая клеточкой права, норма в то же время представ­ляет собой такое образование, которое обладает специфиче­ским внутренним строением, своеобразной организацией.

Структура юридической нормы - это упорядоченное един­ство необходимых элементов, обеспечивающих ее функцио­нальную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три:

- гипотеза - элемент нормы права, указывающий на ус­ловия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), ко­торые определяются путем закрепления юридических фактов;

- диспозиция - элемент нормы права, определяющий мо­дель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регули­рующей частью нормы, ее ядром;

- санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры нака­зания, так и позитивными — меры поощрения (премия за добро­совестное выполнение служебных обязанностей работником).

Каждый из названных элементов имеет в структуре право­вой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции - немыслима, без санкции — бессильна.

Проблема структуры правовой нормы является дискусси­онной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей- гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из рассмотренных выше элементов (гипотезы, диспозиции, санкции).

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1. В зависимости от функциональной роли они разделяются на:

- исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содер­жащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

-общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

- специальные нормы9 которые относятся к отдельным ин­ститутам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с уче­том присущих им особенностей и т.д. (они детализируют об­щие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение лич­ности);

2. В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на конституци­онные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3. В зависимости от характера - на материальные (уголов­ные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уго­ловно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4. В зависимости от методов правового регулирования - на:

-императивные (содержащие властные предписания);

-диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

- поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

- рекомендательные (предлагающие наиболее приемле­мый для государства и общества вариант поведения);

5. В зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, напри­мер, в указе президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...