Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная политика как концентрированное выражение взаимодействия между экономикой, политикой и правом




Осуществление государственной политики, т.е. реализа­ция государством его основных функций представляет интерес не только для Политологии, но и для Теории государства и права. Ведь именно от целей и задач государственной полити­ки непосредственно зависит функционирование механизма го­сударства. Впрочем, и наоборот, то или иное состояние меха­низма государства может налагать ограничения на проведение конкретной государственной политики.

Для нас особый интерес государственная политика пред­ставляет со времен абсолютизма, когда происходит качест­венное укрепление механизма государства по сравнению с предшествующей эпохой. Основой такого укрепления стано­вится союз ведущих сил общества - дворянства и третьего со­словия под эгидой трона. Государство берет курс на меркан­тилизм - политику сохранения в государстве или привлечения в него драгоценных металлов, что достигалось в том числе и путем ограничения импорта и поощрения экспорта готовых изделий. В некоторых ситуациях государство идет на утвер­ждение собственных или покровительствуемых мануфактур в стратегических отраслях хозяйства. В отдельных случаях это позволяет снизить зависимость от заграницы и не растратить звонкую монету, иногда это способствует упрочению военно-экономического потенциала. В целом армия в период абсолю­тизма возрастает по своей численности, а война превращается в постоянный инструмент внешней политики. Последняя ин­тернационализируется, складывается система военно-политических союзов, а войны приобретают многосторонний, блоко­вый характер (Тридцатилетняя война в XVII в., война за испанское наследство в XVIII в. и т.д.). В период просвещенного абсолютизма во второй половине XVIII в. государственная опека над подданными усиливается по причине проведения реформ со стороны монархов-реформаторов. Однако в первой половине XIX в. укрепившаяся благодаря промышленному пе­ревороту буржуазия требует государственного дерегулирова­ния, исповедуя идеал классического либерализма и государ­ства с пассивной функцией «ночного сторожа» (т.е. зани­мающегося только охраной частной собственности). Популяр­ ной становится политика свободной торговли - она ускоряет распространение технических новшеств и расширяет тесные рамки внутринациональных рынков.

Индустриализация последней трети XIX в. означает три­ умф крупного машинного производства в большинстве отрас­ лей экономики, порождая потребительский спрос и увеличение управленческой активности.

Страны, которые позже встают на путь индустриального развития, озабочены привлечением капитала и активно вмеши­ваются в этот процесс. В Восточной и Южной Европе и за пре­делами континента «функции координатора брали на себя пра­вительства... Гарантия дивидендов была единственной воз­можностью привлечь деньги инвесторов. Иногда правительст­ва сами брались руководить финансовыми операциями»39.

Что же касается наиболее развитых стран, то им в конце XIX в. приходится выполнять и функции негативного (сдер­живающего) государственного регулирования, предохраняя общество от эксцессов частного предпринимательства. Напри­ мер, в США это касалось хищнической деятельности монополий, вызывавшей общественные протесты. Для европейских стран, осуществлявших колониальный передел мира, ростки государственного интервенционизма были связаны с колони­альной экспансией и милитаризацией. Однако отказ от класси­ческого либерализма происходит не без борьбы. Первоначаль­но мощным стимулом для этого выступала Первая мировая война, когда был разработан механизм чрезвычайного госу­дарственного вмешательства для стимулирования военного производства, распределения сырья, нормирования продоволь­ствия и зарплаты. Впоследствии в годы Великой Депрессии в 1930-е гг. апробируется антикризисная модель вмешательст­ва государства в экономические и социальные отношения (в том числе масштабные программы помощи безработным).

После Второй мировой войны государственную политику по характеру воздействия на граждан и институты социума можно разделить на активную (патерналистскую) и сдержан­ную (либеральную). Налицо известное чередование этих видов воздействия во времени, хотя и с известной корректировкой: например, классическая либеральная политика XIX в. на рубе­же XX-XXI вв. не повторяется, хотя внешне может показаться, что современные сторонники либерального монетаризма приветствуют переход к тотальному государственному дерегу­лированию. На самом деле возвращения к государству с функ­цией «ночного сторожа» не происходит. Более того, наблюда­ется взаимодействие между частными и государственно-хо­зяйственными подразделениями. Одновременно активность государства становится более избирательной, адресной, дози­рованной. «Растет набор государственных объектов, обеспечи­вающих инфраструктуру общества, - радио и телевидение, связь, транспорт и др. Переходит в собственность государства и ряд хозяйственных объектов - производственные и строи­тельные предприятия, космические объекты, атомная энерге­тика, спутниковая связь и др. Их создание и нормальная экс­плуатация из-за необходимости огромных капитальных вложе­ний не могут быть осуществлены без государства.

По сферам воздействия в деятельности государства выделя­ется экономическая, социальная, правовая, культурная, об­разовательная, научная, военная, религиозная политика. «Экономическое регулирование с общими целями направлено на принятие антимонопольных мер, предотвращение концентра­ции экономической мощи в одних руках, недопущение недобро­совестных торговых операций и т.д. Экономическое регулирова­ние с частными целями направлено на решение таких относи­тельно определенных задач, как поддержка приоритетных отрас­лей экономики, участие в нерентабельном производстве, под­держка мелкого бизнеса, защита сельскохозяйственного произ­водства, рыболовства, развитие новых технологий и т.д.».

«Социальное регулирование преследует цель страхования жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предот­вращения нарушений общественного порядка, оптимизации рек­ламы как показателя соответствия стандарту качества продуктов (защита потребителя), усиления безопасности производства, ста­билизации занятости и развития системы переобучения рабочих кадров, содействия благосостоянию населения и т.д.».

Каждое из государств в силу своего геополитического и хо­зяйственного положения в мире, расстановки социально-по­литических сил, традиций государственного управления, гос­подствующей идеологии и социально-психологических особен­ностей населения по своему осуществляет государственную по­литику. В частности, бастионы либерального индивидуализма и монетаризма - США и Великобритания - весьма сдержанно относятся к наиболее активным формам государственного регу­лирования. Наоборот, континентальные европейские державы - Франция и Германия, где традиционно приветствовался культ сильного государства и были прочны позиции бюрократии, больше склонны к экономическому и социальному патернализ­му, материальным уступкам различным слоям населения.

Но и патерналисты, и их противники при ухудшении эконо­мической конъюнктуры проявляют тенденцию соглашаться с расширенным государственным вмешательством, а пресса обращает внимание на различные проявления государственного капитализма и меры государственной активности, идет ли речь о налогах на роскошь, выкупе проблемных активов или иной по­мощи в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...