Государственная политика как концентрированное выражение взаимодействия между экономикой, политикой и правом
Осуществление государственной политики, т.е. реализация государством его основных функций представляет интерес не только для Политологии, но и для Теории государства и права. Ведь именно от целей и задач государственной политики непосредственно зависит функционирование механизма государства. Впрочем, и наоборот, то или иное состояние механизма государства может налагать ограничения на проведение конкретной государственной политики. Для нас особый интерес государственная политика представляет со времен абсолютизма, когда происходит качественное укрепление механизма государства по сравнению с предшествующей эпохой. Основой такого укрепления становится союз ведущих сил общества - дворянства и третьего сословия под эгидой трона. Государство берет курс на меркантилизм - политику сохранения в государстве или привлечения в него драгоценных металлов, что достигалось в том числе и путем ограничения импорта и поощрения экспорта готовых изделий. В некоторых ситуациях государство идет на утверждение собственных или покровительствуемых мануфактур в стратегических отраслях хозяйства. В отдельных случаях это позволяет снизить зависимость от заграницы и не растратить звонкую монету, иногда это способствует упрочению военно-экономического потенциала. В целом армия в период абсолютизма возрастает по своей численности, а война превращается в постоянный инструмент внешней политики. Последняя интернационализируется, складывается система военно-политических союзов, а войны приобретают многосторонний, блоковый характер (Тридцатилетняя война в XVII в., война за испанское наследство в XVIII в. и т.д.). В период просвещенного абсолютизма во второй половине XVIII в. государственная опека над подданными усиливается по причине проведения реформ со стороны монархов-реформаторов. Однако в первой половине XIX в. укрепившаяся благодаря промышленному перевороту буржуазия требует государственного дерегулирования, исповедуя идеал классического либерализма и государства с пассивной функцией «ночного сторожа» (т.е. занимающегося только охраной частной собственности). Популяр ной становится политика свободной торговли - она ускоряет распространение технических новшеств и расширяет тесные рамки внутринациональных рынков.
Индустриализация последней трети XIX в. означает три умф крупного машинного производства в большинстве отрас лей экономики, порождая потребительский спрос и увеличение управленческой активности. Страны, которые позже встают на путь индустриального развития, озабочены привлечением капитала и активно вмешиваются в этот процесс. В Восточной и Южной Европе и за пределами континента «функции координатора брали на себя правительства... Гарантия дивидендов была единственной возможностью привлечь деньги инвесторов. Иногда правительства сами брались руководить финансовыми операциями»39. Что же касается наиболее развитых стран, то им в конце XIX в. приходится выполнять и функции негативного (сдерживающего) государственного регулирования, предохраняя общество от эксцессов частного предпринимательства. Напри мер, в США это касалось хищнической деятельности монополий, вызывавшей общественные протесты. Для европейских стран, осуществлявших колониальный передел мира, ростки государственного интервенционизма были связаны с колониальной экспансией и милитаризацией. Однако отказ от классического либерализма происходит не без борьбы. Первоначально мощным стимулом для этого выступала Первая мировая война, когда был разработан механизм чрезвычайного государственного вмешательства для стимулирования военного производства, распределения сырья, нормирования продовольствия и зарплаты. Впоследствии в годы Великой Депрессии в 1930-е гг. апробируется антикризисная модель вмешательства государства в экономические и социальные отношения (в том числе масштабные программы помощи безработным).
После Второй мировой войны государственную политику по характеру воздействия на граждан и институты социума можно разделить на активную (патерналистскую) и сдержанную (либеральную). Налицо известное чередование этих видов воздействия во времени, хотя и с известной корректировкой: например, классическая либеральная политика XIX в. на рубеже XX-XXI вв. не повторяется, хотя внешне может показаться, что современные сторонники либерального монетаризма приветствуют переход к тотальному государственному дерегулированию. На самом деле возвращения к государству с функцией «ночного сторожа» не происходит. Более того, наблюдается взаимодействие между частными и государственно-хозяйственными подразделениями. Одновременно активность государства становится более избирательной, адресной, дозированной. «Растет набор государственных объектов, обеспечивающих инфраструктуру общества, - радио и телевидение, связь, транспорт и др. Переходит в собственность государства и ряд хозяйственных объектов - производственные и строительные предприятия, космические объекты, атомная энергетика, спутниковая связь и др. Их создание и нормальная эксплуатация из-за необходимости огромных капитальных вложений не могут быть осуществлены без государства. По сферам воздействия в деятельности государства выделяется экономическая, социальная, правовая, культурная, образовательная, научная, военная, религиозная политика. «Экономическое регулирование с общими целями направлено на принятие антимонопольных мер, предотвращение концентрации экономической мощи в одних руках, недопущение недобросовестных торговых операций и т.д. Экономическое регулирование с частными целями направлено на решение таких относительно определенных задач, как поддержка приоритетных отраслей экономики, участие в нерентабельном производстве, поддержка мелкого бизнеса, защита сельскохозяйственного производства, рыболовства, развитие новых технологий и т.д.».
«Социальное регулирование преследует цель страхования жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предотвращения нарушений общественного порядка, оптимизации рекламы как показателя соответствия стандарту качества продуктов (защита потребителя), усиления безопасности производства, стабилизации занятости и развития системы переобучения рабочих кадров, содействия благосостоянию населения и т.д.». Каждое из государств в силу своего геополитического и хозяйственного положения в мире, расстановки социально-политических сил, традиций государственного управления, господствующей идеологии и социально-психологических особенностей населения по своему осуществляет государственную политику. В частности, бастионы либерального индивидуализма и монетаризма - США и Великобритания - весьма сдержанно относятся к наиболее активным формам государственного регулирования. Наоборот, континентальные европейские державы - Франция и Германия, где традиционно приветствовался культ сильного государства и были прочны позиции бюрократии, больше склонны к экономическому и социальному патернализму, материальным уступкам различным слоям населения. Но и патерналисты, и их противники при ухудшении экономической конъюнктуры проявляют тенденцию соглашаться с расширенным государственным вмешательством, а пресса обращает внимание на различные проявления государственного капитализма и меры государственной активности, идет ли речь о налогах на роскошь, выкупе проблемных активов или иной помощи в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|