Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акты применения норм права: понятие, особенности и виды




Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Правоприменительный акт выступает итогом правоприме­нительной деятельности и обладает следующими особенно­стями:

- исходит от компетентных органов;

- носит государственно-властный характер;

- носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъ­ектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъ­ективными правами и юридическими обязанностями;

- имеет определенную установленную законом форму.

Вместе с тем следует различать акт применения как дейст­вие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описа­тельной, мотивировочной и резолютивной частей.

Классифицируют правоприменительные акты по следую­щим основаниям:

1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.;

2) по субъектам, их издающим, - на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов;

3) по функциям права - на регулятивные (приказ о повы­шении по службе) и охранительные (постановление о возбуж­дении уголовного дела);

4) по юридической природе - на основные (выражают ко­нечное решение юридического дела, например приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности, постановление о привлечении лица в качестве об­виняемого);

5) по предмету правового регулирования - на акты уголов­но-правовые, гражданско-правовые и т.п.;

6) по характеру - на материальные и процессуальные

Отличие нормативных актов от актов применения права

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо опре­делить понятия «нормативный акт» и «акт применения права». Общим между ними является то, что:

1) это правовые акты;

2) они принимаются и обеспечиваются компетентными (прежде всего государственными) органами;

3) они выступают властными по своему характеру доку­ментами. В отличие от нормативного акта, правоприменитель­ный акт:

4) применяется именно на основе нормативного;

5) конкретизирует норму права, содержащуюся в норма­тивном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям;

6) носит персонифицированный (индивидуально-опреде­ленный) характер;

7) не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение;

8) выступает юридическим фактом для возникновения, из­менения и прекращения соответствующих правоотношений.

9)

 

Толкование права

Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм.

В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в свя­зи с абстрактностью юридических норм, специальной терми­нологией, дефектностью правотворческого процесса (неясно­стью) и т.д.

Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение.

Толкование состоит из двух сторон:

1) уяснения (для себя);

2) разъяснения (для других).

В зависимости от субъектов толкование подразделяют на:

3) официальное (дается уполномоченными на то субъекта­ми, содержится в специальном акте, влечет юридические по­следствия);

4) неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает нормативным (распро­страняется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обя­зательно только для данного конкретного случая). В свою оче­редь нормативное толкование классифицируется на аутентич­ное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов).

Неофициальное толкование бывает:

1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином);

2) профессиональным (дают юристы);

3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм).

 

Способы и объемы толкования правовых норм

Способы толкования — это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы:

1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.);

2) логический (толкование с помощью законов и правил логики);

3) систематический (толкование с помощью анализа сис­темных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права);

4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы);

5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта);

6) специально-юридический (толкование с помощью рас­крытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве).

Результаты толкования могут быть различными в зависи­мости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования:

1) буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают);

2) ограничительное (применяется тогда, когда действи­тельный смысл нормы права уже ее текстуального выраже­ния);

3) распространительное (применяется тогда, когда дейст­вительный смысл нормы права шире ее текстуального выра­жения).

Акты толкования норм права

Акт толкования права — это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм. Особенно­сти актов толкования права:

1. представляют собой разъяснение смысла юридических норм;

2. содержат конкретизирующие, а не нормативные предпи­сания;

3. не имеют самостоятельного значения и действуют в един­стве с теми нормами, которые толкуют;

4. не являются формой и источником права.

В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права:

1) в зависимости от типов официального толкования они подразделяются на акты нормативного (аутентичные и легаль­ные) и казуального толкования;

2) в зависимости от органов, дающих толкование, - на ак­ты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;

3) в зависимости от предмета правового регулирования - на акты толкования уголовного, административного, граждан­ского права и т.д.;

4) в зависимости от характера - на материальные и про­цессуальные акты;

5) в зависимости от формы- на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.;

6) в зависимости от юридической природы различают ин­терпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...