Акты применения норм права: понятие, особенности и виды
Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями: - исходит от компетентных органов; - носит государственно-властный характер; - носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; - имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям: 1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; 2) по субъектам, их издающим, - на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; 3) по функциям права - на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела); 4) по юридической природе - на основные (выражают конечное решение юридического дела, например приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); 5) по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; 6) по характеру - на материальные и процессуальные Отличие нормативных актов от актов применения права
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо определить понятия «нормативный акт» и «акт применения права». Общим между ними является то, что: 1) это правовые акты; 2) они принимаются и обеспечиваются компетентными (прежде всего государственными) органами; 3) они выступают властными по своему характеру документами. В отличие от нормативного акта, правоприменительный акт: 4) применяется именно на основе нормативного; 5) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям; 6) носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер; 7) не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение; 8) выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений. 9)
Толкование права Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование состоит из двух сторон: 1) уяснения (для себя); 2) разъяснения (для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют на: 3) официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия); 4) неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов).
Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм).
Способы и объемы толкования правовых норм Способы толкования — это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: 1) буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); 2) ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); 3) распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения). Акты толкования норм права Акт толкования права — это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм. Особенности актов толкования права: 1. представляют собой разъяснение смысла юридических норм; 2. содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;
3. не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют; 4. не являются формой и источником права. В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права: 1) в зависимости от типов официального толкования они подразделяются на акты нормативного (аутентичные и легальные) и казуального толкования; 2) в зависимости от органов, дающих толкование, - на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.; 3) в зависимости от предмета правового регулирования - на акты толкования уголовного, административного, гражданского права и т.д.; 4) в зависимости от характера - на материальные и процессуальные акты; 5) в зависимости от формы- на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.; 6) в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|