Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правотворчество: понятие, виды, принципы




Правотворчество — это деятельность прежде всего госу­дарственных органов по принятию, изменению и отмене юри­дических норм.

Субъектами правотворчества выступают государствен­ные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответст­вующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержа­щихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотвор­чество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и до­полнений.

Правотворчество характеризуется тем, что:

· оно представляет собой деятельность активную, творче­скую, государственную;

основная продукция его - юридические нормы, вопло­щающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

· это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существен­ные правила поведения;

· уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

1) научность (ибо в процессе подготовки нормативных ак­тов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.);

2) профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди - юристы, управленцы, экономи­сты и др.);

3) законность (данная деятельность должна осуществлять­ся в рамках и на основе конституции, иных законов и подза­конных актов);

4) демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и инсти­тутов в обществе);

5) гласность (означает открытость, «прозрачность» право­творческого процесса для широкой общественности, нормаль­ную циркуляцию информации);

6) оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

Следовательно, принципы правотворчества - это осново­полагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

Виды правотворчества

Правотворчество - богатое по содержанию явление, сверх­сложная деятельность по формулированию общих правил по­ведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделя­ется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наибо­лее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (напри­мер, президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представи­тельных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, при­нимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

2) делегированное правотворчество (нормотворческая дея­тельность органов исполнительной власти, прежде всего пра­вительства, осуществляемая по поручению парламента по при­нятию для оперативного решения определенных проблем нор­мативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права при­нимаются и вводятся в действие структурами, не относящими­ся к высшим представительным органам — президентом, прави­тельством, министерствами, местными органами государст­венного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Да­леко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне под­законных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характери­зуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей фор­мальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотвор­чество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нор­мативных актов, с их громоздкостью

 

Понятие и структурные элементы системы права. Соотношение системы права и системы законодательства

Право, кроме внешней формы, имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права — это внут­ренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Системное устройство права означает, что оно представля­ет собой целостное образование, состоящее из множества эле­ментов, находящихся между собой в определенной иерархиче­ской связи.

Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворче­ский орган обязан гармонично «включить» его в существую­щую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере право­применительной деятельности позволяет правильно истолко­вать и применить норму права). Существенно влияние систем­ности права и на процесс систематизации (упорядочения) за­конодательства.

Черты системы права:

— ее первичным элементом выступают нормы права, кото­рые объединяются в более крупные образования - институты, подотрасли, отрасли;

— ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованны, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;

— обусловлена социально-экономическими, политически­ми, национальными, религиозными, культурными, историче­скими факторами;

— имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может созда­ваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с по­нятием «правовая система». Последнее шире по объему и включает, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, право­вая система и система права соотносятся как целое и часть.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...