Понятие и виды форм права. Соотношение формы и источники права
Форма права — это способ внешнего выражения государственной воли, юридических правил поведения. В юридической науке вопрос о соотношении понятий «форма права» и «источник права» является дискуссионным. Существует мнение об их тождественности, но более обоснованной является позиция, что они соотносятся как часть и целое. В самом деле, термин «источник права» подразумевает условия и факторы, обусловливающие содержание правил поведения. К истокам права Г. Ф. Шершеневич, например, относил: - силы, творящие право (воля Бога, народная воля, правосознание); - материалы, положенные в основу того или иного законодательства (римское право послужило источником при подготовке германского гражданского кодекса); - исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права (например, Русская Правда и др.). По мнению А. В. Кашанина и Т. В. Кашаниной, источники права - это: - объективная реальность (способ производства, формы собственности и т.п.); - воля народа (лежит в основе референдумных норм); - воля государства (лежит в основе централизованных норм); - воля граждан (лежит в основе норм корпоративных и договорных).
Следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); - источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); - источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права. К основным формам (источникам) права относят: - юридическую доктрину; - правовой обычай; - юридический прецедент; - нормативный акт; - нормативный договор.
К сожалению, имеет место некоторая недооценка значения юридической доктрины в современном мире. Между тем ее роль была очень велика в критические периоды государственной и правовой истории, в моменты, когда требовалось систематизировать хаотические массивы правовых норм, найти новые принципиальные решения. Известно, что в Древнем Риме начиная с имперского периода, когда объем нормативного материала резко возрос, труды отдельных юристов обычно посмертно получили признание как источник права. По распоряжению императора Валентиниана III (426 г.) суждения Папиниана, Павла, Улышана, Модестина и Гая стали обязательными для судей. «При этом законом определялся порядок выбора мнений юристов в случае их противоречия друг другу. Суд должен руководствоваться либо общим мнением пяти юристов, либо мнением большинства из них. Если же взгляды ученых разделялись поровну, то приоритет отдавался мнению, которое высказывал Папиниан. В случае же, когда по данному вопросу отсутствовало мнение Папиниана, суду предоставлялась возможность решить дело по своему усмотрению». В Англии в XIII-XVIII вв. мнения юристов, излагавших в систематизированном виде право, представляло интерес для судов. К числу авторитетов относились Р. Глэнвилл и Т. Литл тон - специалисты по вопросам земельного права, Э. Кок и У. Блэкстон, затрагивавшие проблемы уголовного и в целом общего права. В России в силу традиционной жесткости модели государственного управления юридическая доктрина не получила признания как источник права, но она активно используется в правотворческой и правореализационной деятельности. В частности, усиление турбулентности в эпоху постмодернизации повышает значимость коллективного юридического разума для разработки принципиально новых подходов в сфере государства и права. По поводу правового обычая существуют полярные точки зрения. Социологическая юриспруденция преувеличивает его значимость, считая его основой права, а позитивистская школа сводит его на нет, поскольку право отождествляется только с волей законодателя.
В рамках романо-германской правовой семьи обычай в различных странах имеет неодинаковый статус. Французские юристы видят в нем устаревший источник права. «Они готовы подписаться под содержащийся в законодательстве Австрии и Италии формуле, согласно которой обычай применяется лишь тогда, когда закон прямо отсылает к нему. В ФРГ, Швейцарии, Греции закон и обычай рассматриваются как два источника права одного плана». Следует иметь в виду, что «изучение обычая никогда не было проведено должным образом, поскольку наука в прошлом придавала первостепенное значение римскому праву, а ныне - национальным кодексам». В английском праве обычай признается юридически значимым, если его возникновение относится к периоду до 1189 г., т.е. до смерти короля-реформатора Генриха II Плантагенета. Дополнительными условиями являются разумность и определенность, обязательность и непрерывность действия обычая, но на практике даже в Англии «говорить о роли обычая как действующего источника права сегодня уже вряд ли возможно». С другой стороны, огромное значение ввиду отсутствия писаной конституции сохраняют конституционно-правовые обычаи. В России обычай признается как источник права. В Гражданском Кодексе упоминается об обычаях делового оборота. Ссылки на обычай можно также найти в Кодексе торгового мореплавания РФ. Правовой обычай также активно используется в международном праве. Несомненным достоинством обычая является его связь с повседневной жизнью людей и добровольность исполнения. Недостатками выступает его незафиксированность в письменной форме, известный консерватизм. Юридический прецедент как решение по конкретному судебному или административному делу получил максимальное развитие в странах англо-американской правовой семьи. «По английским данным число прецедентов достигло 5000 тыс. В США они исчисляются миллионами». В Англии примерно до XIV в. прецедент еще не преобладал над другими источниками права; более убедительную силу мог иметь обычай конкретной деревни. Но по мере усиления государственной централизации и возникновения права справедливости, которое оказало необходимое корректирующее воздействие на общее право, прецедент занимает доминирующие позиции. Этому же способствовали и другие условия, связанные с развитием собственно судебной системы: «отделение судебной власти от законодательной и исполнительной, наличие высокого уровня квалификации судей; создание централизованных судебных органов; установление публикаций судебных отчетов». Вместе с тем прецедентное право причудливым образом взаимодействует с законодательным, статутным правом, сфера которого резко расширилась с XIX в. «Прецедентное и статутное право настолько переплелись, что количественный рост законов во второй половине XX в. привел лишь к активизации прецедентного права, которое буквально поглощает законы. Судебная практика определяет их реальное действие, а по существу, и содержание посредством прецедентов толкования, что позволяет вносить в право изменения, минуя широкое обсуждение, сложную законодательную процедуру».
В США прецедент изначально не пользовался тем влиянием, которое он имел в Англии. Первоначально в колониальный период власть метрополии была слабо консолидирована, а кадровые и материальные ресурсы недостаточны, чтобы создавать разветвленную судебную систему и использовать технически сложное право. После завоевания независимости при федеративной модели государства статутное право и его кодификации получают приоритет в развитии, а прецеденты, используемые вольно или невольно, встраиваются в двухуровневую систему федерация - штаты. «Каждая из высших судебных инстанций штатов, так же как и Верховный Суд США, сами по себе, независимо друг от друга определяют свое отношение к прецеденту и тем самым вырабатывают собственные особые его применения». В странах романо-германской правовой семьи и России ведутся дискуссии о возможности признания прецедента источником национального права. Во Франции, ФРГ, Швейцарии, Италии количество сборников судебной практики из года в год увеличивается, что косвенно свидетельствует о значимости судейского права. В России как таковой прецедент не признается источником права, но юридическая природа постановлений (разъяснений) Пленума Верховного Суда вызывает дискуссию среди юристов. Одни авторы «отрицают нормативный характер этих документов (поскольку там отсутствуют нормы права), называя их актами толкования, другие, наоборот, признают нормативную природу данных документов и предлагают считать их ведомственными нормативными актами; существует и точка зрения, в соответствии с которой предлагается разделять собственно судебный прецедент и прецедент толкования». Более убедительной представляется прецедентная природа постановлений Конституционного Суда РФ. Решения этого специфического судебного органа имеют окончательную силу; акты, признанные им неконституционными, не подлежат исполнению. И все же даже в отношении юридической природы резолютивной части решения Конституционного Суда имеется разброс мнений. «Одни авторы отмечают, что это правовая позиция, другие относят ее к преюдиции, третьи являются сторонниками классического подхода и считают ее прецедентом». Но даже если согласиться с последней точкой зрения, следует иметь в виду, что спектр правомочий Конституционного Суда, решающего дела о соответствии Конституции, споры о компетенции, жалобы на нарушение конституционных прав граждан, более узок, чем у обычных, общегражданских судов. Таким образом, создаваемые им прецеденты в обозримом будущем вряд ли смогут занять первенствующее значение в российской системе источников права, оттеснив на задний план огромный массив законодательства и иных нормативно- правовых актов.
Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Это самый распространенный источник права в настоящее время. Он получил развитие во всех государствах мира. Даже в странах англоамериканской правовой семьи, изначально опиравшейся на прецедентное право, он имеет огромное значение. В Англии никакой суд не вправе подвергать сомнению законность принятых Парламентом актов. Целью принятия статута может быть внесение изменений или отмена нормы общего права, или даже пересмотр уже состоявшегося судебного решения. В США выдающимся собранием нормативных актов является Свод законов США (US Code) из 50 титулов, имеющих проблемно-отраслевое деление. Так наряду с тем, что существует титул, посвященный уголовному праву и процессу («Преступления и уголовный процесс»), или титул, связанный с трудовым правом («Трудовые отношения»), большинство других титулов имеют более узкое предметное содержание (например: «Иммигранты и гражданство», «Продовольственные товары и лекарства»; «Алкогольные напитки»; «Индейцы»; «Льготы ветеранов»; «Цензы»). Кроме того, имеется еще Свод федеральных правительственных актов (Code of Federal Regulation), который также состоит из 50 предметных разделов.
В странах романо-германской правовой семьи нормативный правовой акт - это безусловно главный источник права. Данная ситуация сложилась еще в XIX в., когда почти во всех государствах были приняты кодексы и писаные конституции. «Она еще больше укреплялась в нашу эпоху благодаря дирижистским идеям и расширению роли государства во всех областях». Точка зрения о приоритетности нормативного правового акта соответствует принципам демократии. Она обоснована, с другой стороны, тем, что государственные и административные органы имеют, несомненно, большие, чем кто-либо иной, возможности для координации деятельности различных секторов общественной жизни и для определения общего интереса. «Наконец, закон в силу самой строгости его изложения представляется лучшим техническим способом установления четких норм в эпоху, когда сложность общественных отношений выдвигает на первый план среди всех аспектов правильного решения его точность и ясность». Особой полнотой и детализированностью отличаются нормативно-правовые акты в Германии, «...юристы Германии воспринимают свое право как разветвленное и огромное собрание письменных текстов, имеющих значение закона. Судебные решения являются результатом понимания законов судами. <...> Текст закона должен обязательно указывать: кто, что, в каких ситуациях на каком основании, с какими последствиями должен делать, сколько это будет стоить». Нормативный договор - это соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая форма права. Нормативные договоры получили распространение в сфере международного, конституционного, трудового права. В частности, международная практика знает заключение договоров в форме конвенций, актов, пактов, протоколов и собственно договоров. Конституция РФ предполагает возможность подписания соглашений о разграничении предметов ведения между федеральными органами власти и субъектами федерации, и эта деятельность интенсивно осуществлялась в 1990-е гг. В области гражданского права нормативно-правовое значение имеют публичные договоры, которые заключаются коммерческой организацией в сфере розничной торговли, оказания транспортных и медицинских услуг, электроснабжения и т.д. с клиентами в типовой форме. В то же время возможно и заключение обычного, нетипового договора двух или более лиц, который является актом реализации действующих норм права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|