Продолжение творения и потомство Праджапати Дакши
Глава 3 Продолжение творения и потомство Праджапати Дакши Джанамеджая сказал: О мудрый Вайшампаяна, поведай мне подробно о происхождении богов, данавов, гандхарвов, нагов и ракшасов. Вайшампаяна сказал: О царь, когда-то саморожденный Брахма повелел Дакше приступить к творению. Так, по воле Брахмы были сотворены живые существа, выслушай же об этом. Первоначально Дакша создал риши, богов, гандхарвов, асуров, ракшасов, якшей, бхутов, пишачей, животных, птиц, нагов и людей, силой своей мысли, только подумав о них. Но мудрый Господь Махадева напомнил ему, что созданные таким образом существа не могут размножаться и развиваться. Тогда, после долгого размышления, Праджапати Дакша решил, что существа должны рождаться от соития представителей двух полов. Следуя этой идее, Дакша вступил в брак с дочерью Праджапати Вираны, известной под именем Асикни, способной нести в своей утробе всю вселенную. После этого у Дакши родилось от Асикни, дочери Вираны, пять тысяч сыновей. Когда мудрец Нарада увидел, что сыновья Дакши решили породить многочисленное потомство, он дал им совет, как обрести божественное знание. Последовав его словам, они утратили привязанность к миру. Узнав об этом, Дакша проклял Нараду. Нарада был проклят Дакшой за то, что пять тысяч сыновей Дакши, известных как Харьяшвы, отказались от мирских привязанностей после слов Нарады. Поэтому доблестный Дакша готов был уничтожить Нараду. Но к нему явился Брахма, Маричи и другие мудрецы, и они отговорили Дакшу от этого. Тогда Дакша высказал желание о том, что Нарада должен родиться как сын его дочери. И Дакша отдал тринадцать из своих дочерей Кашьяпе, который здесь же провел свадебный обряд Каньядану. Так Нарада был рожден как сын дочери Дакши.
Джанамеджая сказал: О лучший из брахманов, поведай мне подробно, о том, как Нарада стал причиной гибели сыновей Дакши. Вайшампаяна сказал: Безмерно доблестных сыновей Дакши называли Харьяшвами. Когда они решили, что пора им приступить к умножению человеческого рода, к ним обратился Нарада: " О сыновья Дакши, о потомки Прачетасов! Я вижу, как вы целомудренны и чисты. Вы возжелали населить эту землю своим потомством, но знаете ли вы, как велика земля, каковы длина и ширина той земли, которою вы хотите заселить? Какова ее форма, что у нее вверху, а что внизу, и что внутри? Как можете вы, не зная этого, начать творение живых существ? " Услышав эти слова Нарады, сыновья Дакши, потомки Прачетасов, отправились в разные стороны, что бы узнать размеры земли. Их, не способных питаться только воздухом, ждала встреча с гибелью. Как реки текут, впадают в другие реки и не возвращаются, так и эти сыновья Дакши не вернулись до сих пор. Когда Дакша не дождался этих сыновей, его супруга, дочь Вираны, родила еще тысячу сыновей. Этих сыновей Дакши звали Шабалашвы, и когда они решили приступить к творению потомства, явился к ним Нарада, и теми же словами, что он произнес их старшим братьям, он отправил их узнать размеры земли. И все они согласились с его словами и единодушно сказали: " Несомненно, должны мы отправиться по пути наших братьев. Мы должны, обуздав свои умы, с открытым и чистым сердцем, воздать почтение богине земли, и затем только, приступить к творению живых существ". Исполненные решимости, они разошлись в разные стороны, по тем же направлениям, что и их старшие братья. И так же не вернулись они, как не возвращается вода рек, впадающих в океан. Когда Праджапати Дакша понял, что и эти его сыновья, Шабалашвы, безвозвратно сгинули, он, полный гнева, обратился к Нараде, проклиная его: " Да будет тело твое уничтожено, и будешь ты рожден через материнское чрево".
С тех пор мудрецы говорят, что не следует безрассудно следовать по следам своего брата, мудрый не должен так поступать, он должен следовать путем своей судьбы. Утратив тысячи своих сыновей, Праджапати Дакша родил из лона дочери Вираны шестьдесят дочерей, которых бы не увлекли слова Нарады. О Джанамеджая, о Каурава, некоторые дочери стали супругами Кашьяпы, некоторые стали супругами Сомы и Дхармы, и некоторые стали супругами других риши. Дакша отдал десять дочерей Дхарме, тринадцать - Кашьяпе, двадцать семь - Соме, четырех - Ариштанеми, двух - сыну Бхригу, двух - Ангирасу, и две были отданы мудрому Кришашве. Выслушай теперь имена этих дочерей. О потомок Бхараты, вот имена супруг Дхармы - Арундхати, Васу, Ями, Ламба, Бхану, Марутвати, Санкальпа, Мухурта, Садхья и Вишва. Теперь послушай об их потомстве. Сыновья Вишвы известны как Вишвадевы, а сыновья Садхьи известны как Садхьи. Сыновья Марутвати - Марутваны, сыновья Васу - Васу. О господин, у Бхану - Бханудеваты, у Мухурты - Мухуртаи. Ламба родила бога, известного как Гхоша, а Ями родила Нагавитхи. От Арундхати произошли топленое масло, животные, травы и другие элементы земли. Санкальпа родила гордого бога Санкальпу. Дочь Ями, Нагавитха, родила Вришаламбу. Все те дочери Дакши, выданные за Сому, известны как планеты и созвездия. Далее я расскажу тебе подробно о других прославленных богах. Восемь Васу известны как Апа, Дхрува, Сома, Дхара, Анила, Анала, Пратьюша и Прабхаса. У Апы были сыновья Вайтанда, Шрама, Шанта и Муни. Сыном Дхрувы был божественный Кала, который следит за всем во вселенной. У Васу Сомы был сын Варка. У Васу Дхары были сыновья Дравина и Хутахавьяваха, а вторая супруга Дхары, известная как Манохара, родила Шиширу, Прану и Раману. Супругу Анилы звали Сира, и она родила двух сыновей - Манояву и Авиджнятагати. У Аналы был сын Кумара, рожденный в зарослях камыша, и затем у него родились Сакха, Вишакха и Найгамея. Таким образом, у Аналы было четверо сыновей. Кумара был еще известен как Картиккея, также звался он Скандой. У Васу Пратьюши был сын риши Девала, и у риши Девалы было двое сыновей, великих и сострадательных подвижников.
У Брихаспати была сестра по имени Брахмачарини, лучшая из женщин, отвергнувшая привязанности и странствующая по миру. Она была супругой восьмого Васу, Прабхасы. И ею был рожден великий Праджапати Вишвакарман, создатель различный искусств, зодчий богов, лучший из всех мастеров, творец превосходных украшений. Он создал богам летающие колесницы, от него люди получили ремесла, что бы добывать себе средства к существованию. Выслушай теперь о потомстве Сурабхи, одной из дочерей Дакши, выданной за Кашьяпу. От Сурабхи, практиковавшей аскезу и прославлявшей Господа Шиву, родились одиннадцать Рудр. Среди ее детей, о царь из рода Бхараты, были Аджаэкапад, Ахирбудхная, Тваштар. У Тваштара был славный сын по имени Вишварупа. О царь, выслушай имена одиннадцати Рудр, правящих во всех трех мирах, - Хара, Бахурупа, Траямбака, Апараджит, Вришакапи, Шамбху. Капарди, Райвата, Мригавьядха, Сарпа и Капали. В Пуранах описываются сотни форм и проявлений этих Рудр. Выслушай теперь, о тигр среди людей, имена супруг Кашьяпы. Это - Адити, Дити, Дану, Ариштха, Сураса, Кхаса, Сурабхи, Вината, Тамра, Кродхаваша, Ира, Кадру и Муни. Выслушай теперь об их потомстве. В прошлой манвантаре, при Ману Чакшуше, было двенадцать прекрасных богов, известных как Тушита. Они в конце той манвантары, желая благополучия, говорили: " О боги, для нас крайне желательно и радостно было бы возродиться в следующей манвантаре из чрева Адити". Вайшампаяна сказал: И так эти боги Чакшуша манвантары возродились из лона Адити, дочери Дакши. Выслушай, о Бхарата. имена этих прославленных во всех мирах Адитьев. Это - Вишну и Индра, а также - Арьяман, Дхата, Тваштар, Пушан, Вивасват, Савитар, Митра, Варуна, Анша и Бхага. Так, эти боги, известные в Чакшуша манвантаре как Тушиты, стали известны в Вайвасвата манвантаре как Адитьи. У Сомы было великолепное и многочисленное потомство от его двадцати семи жен. У безмерно мудрого Ариштанеми от его четырех супруг, известных как Видьюты, было шестнадцать детей.
Затем мудрец Ангирас породил гимны Рик, а раджариши Кришашва произвел божественное оружие. О господин, по воле Ишвары, все тридцать три бога рождаются в каждую кальпу. О царь, подобно тому, как регулярно происходят всходы и закаты солнца, так и эти боги рождаются и умирают в каждой махаюге. Теперь, когда я поведал тебе об Адитьях, я опишу происхождение дайтьев. У Дити, супруги Кашьяпы, родилось двое сыновей, известных как Хираньякашипу и доблестный Хираньякша. У Кашьяпы и Дити была также дочь по имени Симхика, супруга Випрачитти. Ее прославленный сын Симхакея породил десять тысяч ганов, о царь. Потомство их исчисляется многими тысячами и сотнями тысяч, и оно постоянно увеличивается. О могучерукий царь, услышь теперь о потомках Хираньякашипу. У Хираньякашипу было четверо доблестных сыновей - Анухрада, Храда, Прахлада и Самхрада. У Храды был сын Храда, у Самхрады были сыновья Сунда и Нисунда. У Анурадхи было двое сыновей - Айю и Шивикала. У Прахлады был сын Вирочана, и сыном Вирочаны был Бали. У Бали было сто сыновей, и Бана был старшим из них. Среди сыновей Баны, о царь, наиболее прославлены Дхритараштра, Сурья, Чандрама, Индрапана, Кумбха-набха, Гардабхакша и Кукши. Старший из них, Бана, отличался большой доблестью и был преданным последователем Шивы. Супруга Баны, Лохити, родила сына, известного под именем Индрадамана, потомками которого стали многочисленные асуры. Хираньякша родил пятерых могучих и отважных сыновей, вот их имена - Джахараджхара, Шакуни, Бхутасантапана, Маханабха и доблестный Каланабха. Теперь выслушай о потомках Дану. У Дану было сто сыновей, славных своей силой, доблестью и аскезами. Вот имена некоторых из этих прославленных асуров - Двимурдха, Шакуни, Вибху, Шанкушира, Шанкукарна, Вирадха, Гавештхи, Дундубхи, Аюмукха, Шамбара, Капила, Вамана, Маричи, Магхван, Ира, Врика, Викшобхана, Кету, Кетувирья, Сатахрада, Индраджит, Сатьяджит, Ваджранабха, Маханабха, Викранта, Каланабха, Махабхуджа, Экачакра, доблестный Тарака, Вайшванара, Пулома, Видравана, Махасура, Сварабхану, Вришапарва, великий асур Тухунда, Шукшама, Атичандра, Урнанабха, Махагири, Асилома, Кеши, Шатха, Балака, Мада, Гагана-мурдха, великий Кумбханабха, Прамада, Майя, Купатха, Хаягрива, Вирьяван, Вайшапа, Вирупакша, Суратха, Хара, Ахара, Хираньякашипу, владеющий множеством заклинаний Шамбара, Шарабха, Шалабха, Вирьяван и Випрачитти. Все они, могучие и доблестные, были рождены Дану от Кашьяпы. Их потомство, о владыка людей, не подлежит исчислению. Каждый из них породил бесчисленное количество сыновей и внуков. У Сварабхану была дочь Прабха, а у Пуломы были три дочери - Упадавани, Хаяшира и Шачи. У Вришапарвы была дочь по имени Шармиштха. У данавы Вайшванары были две дочери - Пулома и Калика. Они были выданы за Кашьяпу, сына Маричи и родили множество детей.
Великий подвижник Кашьяпа породил от них шестьдесят тысяч сыновей, которые были украшением рода данавов. Все они жили в Хираньяпуре и было ими обретено у богов благо быть непобедимыми. Но были они сражены в бою Арджуной. У Прабхи был сын Нахуша, а у Шачи был сын Санджая. У Шармиштхи был сын Пуруша, и у Упадавани был сын по имени Душьянта. От Шимхики у Випрачитты родилось несколько сыновей - могучих и ужасающих данавов. Затем, объединив дайтьев и данавов, Випрачитти породил множество чрезвычайно могучих сыновей. Тринадцать из них известны как могучие данавы Саймхикайи. Вот их имена - доблестный Вьямша, Шалья, отважный Набха, Намучи, Илвала, Кхасрима, Анджика, Нарака, Каланабха, Шука, Потарна, могучий Ваджранабха и Раху. Раху был старшим из тех, кто вызывает боль у луны и солнца. У Храды было два сына, их имена - Мука и Тухунда. У Сунды был сын Марича, у Мунды - два сына, Шиванама и доблестный Суракальпа. Я перечислил этих лучших из асуров, которые увеличили славу рода Дану. У них были многие сотни сыновей и многие тысячи внуков. В роду дайтьи Самхрады были порождены Ниватакавачи. Все они исполняли жестокие аскезы и очищали свой разум. Они проживали в городе Манимати, и у них было неисчислимое потомство. Они были непобедимы для богов, но все они погибли от руки Арджуны. У Тамры было шесть выдающихся дочерей, вот их имена - Каки, Сьяни, Бхаси, Сугриви, Шучи и Гридхрика. О покоривший свои чувства, от Каки произошли вороны, от Сьяни произошли орлы, Бхаси породила ястребов, а Гридхрика породила стервятников. Шучи породила водных животных, а Сугриви породила всех животных с длинной шеей, а также ослов. Таково было потомство Тамры. У Винаты было двое сыновей - Аруна и Гаруда. Их этих двух, Гаруда, славный своими деяниями, был более могучим. Сураша породила тысячи змей. Все эти змеи были очень сильны, у них были огромные тела и многочисленные капюшоны, и они могли летать в небесах. Кадру также породила тысячи доблестных змей, украшенных многочисленными капюшонами. Вот их имена лучших из этих змей - Шеша, Васуки, Такшака, Айравата, Махападма, Камбала, Ашватара, Элапатра, Шанкха, Картотака, Дхананджая, Маханила, Махакарна, Дхритараштра, Балахака, Кухара, Пушпаданистира, Дурмукха, Сумукла, Шанкхапала, Капила, Вамана, Нахуша, Шамкхарома и Мани. Их сыновья и внуки были убиты Гарудой. И есть еще четырнадцать тысяч змей, именуемых Кродхавши. У них огромные клыки и они питаются собственным потомством. От Дхары произошли наземные птицы и животные, имеющие зуб. От Сурабхи произошли коровы, быки и буйволы. От Иры произошли деревья, лианы и все травы. От Кхаши произошли якши и ракшасы, а от Муни произошли апсары. От Ариштхи произошли гандхарвы. Таким образом, я описал тебе, о царь, потомство Кашьяпы, у которого были сотни и тысячи внуков и сыновей. В начале Вайвасвата манвантары для благополучия всех живых существ, была исполнена обильная жертва с подношением огню. Сам Брахма принимал участие в этом великом жертвоприношении. Затем, о потомок Бхараты, случилась война между богами и асурами. В битве между богами и дайтьями, сто сыновей Дити были убиты. Тогда Дити обратилась с мольбой к мудрецу Кашьяпе, и тот, умилостивленный ею, пообещал исполнить ее желание. Дити сказала Кашьяпе: " Даруй мне такого могучего сына, которым мог бы одолеть Индру". И Кашьяпа даровал ей это благо, сказав: " Если ты будешь следовать моим словам, то у тебя родится сын, способный одолеть Индру. Ты будешь носить ребенка в течение ста лет, и все это время ты должны исполнять аскезы и очистительные обряды. Если ты сможешь быть чистой от грехов сто лет, то твой сын будет способен одолеть Индру". Тогда богиня сказала своему блистательному супругу: " Да будет так", и после зачатия стала исполнять аскезы и очистительные обряды. Затем Кашьяпа, озаряющий своей мудростью сонмы богов, после того, как дал наставления Дити, отбыл. Этот мудрец, кладезь тапаса, поместив свое семя в утробу Дити, отправился в горы, где стал исполнять аскезы. В это время Индра пытался найти в Дити хоть какой-нибудь изъян, хоть пятнышко греха, и, незадолго до окончания столетнего срока ему удалось этот сделать. Однажды Дити легла спать, не совершив омовения ног. И тогда Индра, с помощью майи, смог войти в ее лоно, пока она спала. Там держатель ваджры разрезал плод на семь частей. Плод стал причитать и плакать, а Индра говорил ему: " Не плачь". Когда тот не послушал, и продолжал стонать, Индра, исполнившись ярости, разрезал каждый кусок плода еще на семь частей. Когда же эти сорок девять кусков плода были рождены Дити, о великий Бхарата, то они, по просьбе матери, стали Марутами, сопровождающими повсюду Индру. Когда они выросли, Хари причислил их к сонму богов. Вот так, о Джанамеджая, все Праджапати способствовали созданию и распространению различных существ. Тогда Хари, который освещает своим сиянием всех богов, установил царствовать на земле Притху. Этот Хари известен как Пуруша, Вира, Кришна и Праджапати, и он пребывает в солнце, и в воздухе. Ему, невидимому, принадлежит весь этот мир. О лучший из Бхаратов, тот, кто слушает историю творения, а также историю о рождении Марутов, тот не будет испытывать нужды в этом мире и страха в других мирах. Такова в Шри-Харивамше, дополнении к Махабхарате, третья глава первой книги, именуемой Харивамша Парвой, которая рассказывает о потомках Дакши.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|