Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. История о царе Притху. История о жестоких деяниях царя Вены, о его гибели, и о рождении Притху




Глава 4

История о царе Притху

Вайшампаяна сказал:

О царь, установив царствовать на земле Притху, Господь назначил правителей в различные регионы и покровителей разным группам существ. Так, Сома стал царем брахманов, лиан, созвездий, планет, жертвоприношений и аскез. Над водами царем был поставлен Варуна, а Кубера, сын Вишравасы, стал повелителем якшей покровителем царей. Вишну стал предводителем Адитьев, а Агни стал повелителем Васу. Дакша стал первым среди всех Праджапати. Господином Марутов стал Индра, а доблестный Прахлада стал господином дайтьев. Сын Вивасвата, Яма, был объявлен повелителем питаров. Нараяна стал повелителем шестнадцати Матри, богинь-матерей. Тот, на чьем флаге изображен бык Нандин, стал владыкой Рудр. Випрачитти стал царем данавов. Бхутам и пишачам было установлено повиноваться Шиве, держателю трезубца.

Царем гор стал Химават, реками стал править Сагара, а могучий Ваю был объявлен повелителем ветра, ароматов и бестелесных существ. Великий Читраратха стал царем гандхарвов, а царем нагов стал многоголовый Васуки.

Владыкой слонов стал Айравата, владыкой лошадей - Уччайхшравас, и Гаруда был объявлен властелином птиц. Над дикими животными был поставлен лев, над домашними животными - бык, и над деревьями - плакша.

Парджанья стал повелителем океанов, рек, облаков, дождей и солнечных лучей. Над всеми змеями, имеющими клыки, владыкой стал Шеша, над остальными чревоходящими - Такшака. Камадева стал предводителем гандхарвов и апсар. Самватсара стал владыкой времен года, месяцев, дней, ночей, мухурт, благоприятных времен для жертвоприношений и для исполнения аскез, а также повелителем затмений.

Затем, о Бхарата, Господь объявил стражей сторон света - дикпал. Дикпалой востока был поставлен сын Праджапати Вайраджи Судханва. Добродетельный царь Шанкхапад, сын Праджапати Кардамы, был поставлен дикпалой южной стороны. На западе дикпалой был поставлен великий душой Кетуман. А сын Праджапати Парджаньи, потрясающий Хираньярома, стал дикпалой севера. С тех пор и по сей день хранят эти дикпалы всю Землю, ее семь континентов с горами и деревьями.

Все эти упомянутые мной цари и владыки, о Джанамеджая, собрались, что бы принять участие в Раджасуя-ягье, исполненной Притху в соответствии с Ведами. На ней они почтили Притху как владыку всей земли.

Вслед за тем, как закончилась Чакшуша манвантара, Брахма поставил править в следующей манвантаре Ману Вайвасвату. О царь, свободный от грехов, если ты желаешь выслушать подробный рассказ о Вайвасвата манвантаре, я поведаю тебе об этом. Я уже рассказал тебе древнюю историю человечества. Тот, кто слушает эту историю, обретает богатство, долгую жизнь, и затем достигает Сварги.

Джанамеджая сказал:

О Вайшампаяна, будь милостив, поведай мне о рождении Притху, и том, как он, великий душой, доил землю. Также, подробно расскажи, как доили землю питары, боги, риши, дайтьи, наги, якши, деревья, горы, пишачи, гандхарвы, лучшие из брахманов и ракшасы. И я желаю узнать, о мудрец, какие сосуды использовали они для молока, и какие виды молока каждый из них получал от земли. И поведай мне о том, о господин, почему мудрецы разгневались на царя Вену, и для чего они стали растирать его руку.

Вайшампаяна сказал:

О Джанамеджая, я поведаю тебе эту историю о царе Притху полностью. Слушай же внимательно об этом.

Эту историю не стоит рассказывать невежественному человеку, нечистому человеку, неблагодарному или злонамеренному человеку, ее не стоит рассказывать тому, кто не исполняет обрядов.

О царь, эта история равна Ведам, эта история - секрет мудрецов, она дарует добродетель, долгую жизнь, славу и Сваргу.

Тот, кто, поклонившись брахманам, внимает эту историю царя Притху, сына Вены, освобождается от всех грехов и обретает плоды всех жертвоприношений.

Такова в Шри-Харивамше, дополнении к Махабхарате, четвертая глава первой книги, именуемой Харивамша Парвой, в которой Притху становится царем всей земли.

 

Глава 5

История о жестоких деяниях царя Вены, о его гибели, и о рождении Притху

Вайшампаяна сказал:

О царь, в былые времена, в роду Атри родился блюститель дхармы Праджапати Анга, который по своему величию был равен Атри. У него родился сын Вена, который не стал следовать путям добродетели. Он был рожден из лона Сунитхи, дочери Мритью, известного также как Кала. Поправший законы дхармы, был он жестоким, жадным и приверженным страстям. Все деяния этого царя были лишены добродетели. Так, он отвергнувший дхарму и предписания Вед, следовал греховным путем.

Во время его царствования боги были лишены своих долей в жертвоприношениях, их не призывали к участию в подношении сомы. Нигде не раздавались возгласы " Вашат" и " Сваха". Так этот царь, прекративший в своем царстве обряды и жертвоприношения, приближал свою погибель. О лучший из рода Куру, этот царь провозгласил, что все жертвы и подношения должны исполняться только для него, все почести и восхваления должны возноситься не богам, а ему.

Когда он так попрал все заповеди и обычаи, прославился стяжательством и беззаконием, к нему явились риши во главе с Кашьяпой и сказали: " Мы приступаем к долгому, многолетнему жертвоприношению. И просим мы тебя, о Вена, отринь греховные пути, следуй дхарме. Ведь ты из рода Праджапати, твое призвание - хранить и защищать народ и землю ".

Услышав эти слова мудрецов, злонамеренный и грешный Вена рассмеялся.

Вена сказал:

Кто на земле, кроме меня, способен диктовать законы? И должен ли я внимать словам кого-нибудь? Кто на земле сравнится со мной хоть мудростью, хоть отвагой, хоть добродетелью или аскетизмом? Все люди, пребывая в невежестве, неспособны постичь, что это я - источник дхармы, и я - причина всех живых существ. Возникни у меня желание - смогу я испепелить всю землю, или погрузить ее в предвечный океан, или ослепить всю землю и небеса над нею сиянием своей непреходящей славы. Так почему же вы сказали мне такие ваши слова, в чем упрекаете вы меня?

Вайшампаяна сказал:

Когда те риши не смогли убедить царя и разрушить пелену его иллюзий, они исполнились большого гнева. Тогда все мудрецы, разгневанные словами Вены, схватили его, и стали растирать его правое бедро. От растирания правого бедра царя возник низкий ростом человек с темным цветом кожи. Увидев этого испуганного и сложившего почтительно руки человека, Атри сказал ему: " Присядь здесь ". И этот человек, возникший от греховного Вены, стал прародителем нишадхов, тушаров и тумбаров, а также других народов и племен живущих в Виндхье, таких как гонды и колы, не признающих законов дхармы.

Увидев то, что получилось, разгневанные махариши, принялись растирать правую руку Вены, подобно тому, как трут дощечки арани, что бы добыть огонь.

Тогда, от растирания правой руки Вены, возник, подобный жертвенному огню, Притху, всех ослепив своим сияниям в момент рождения.

Прославленный Притху явился, держа в руках лук и стрелы. Он обладал божественными доспехами, хранившими его от разного оружия. Тот лук, с которым явился он на свет, известен как Аджагава, и способен он издать звук сильнее грома.

И тогда, когда после смерти Вены родился Притху, все живые существа устремились к нему, исполненные радости. О Каурава, после рождения такого благородного душой сына, царь Вена был избавлен от падения в ужасающий ад Пут, и отправился на небеса.

Исполнить обряды для возведения на царство Притху явились все реки и океаны с сосудами, наполненными водой и драгоценными камнями. Туда же прибыл Господь Брахма, сыновья и внуки Ангираса и множество богов. И все подвижные и неподвижные существа окружали их, придя туда увидеть, как возводится на царство славный Притху.

Когда Притху был помазан на царство, он, поборник добродетели, принес всем людям радость, отменив жестокие законы своего отца.

Когда Притху плыл по океану, воды океана становились спокойными, горы, стоявшие на его пути, уступали ему дорогу, ветки деревьев никогда не задевали флаг на его колеснице. В его царствование земля приносила урожай без вспашки и полива. Все зерна и разные годные в пищу растения можно было получить, только пожелав этого. Все коровы, подобно корове Камадхену, исполняли любые желание людей. Даже листья деревьев были наполнены сладким нектаром.

Тогда же, во время обряда выжимания сомы - Сути, возник мудрый сута. И после великого жертвоприношения возникли сведущие во всем магадхи. Тогда боги и риши призвали их воспеть хвалу Притхе, царю всей земли. Суты и магадхи ответили им: " Мы без сомнения порадуем вас, о риши, своими песнями. Но мы ничего не знаем о деяниях этого царя, о брахманы, нам неизвестно как обрел он свою славу. Как же мы можем тогда воспеть ему хвалу? "

Тогда мудрецы сказали им, что бы воспели они будущие деяния царя Притху. И суты и магадхи вознесли хвалу будущим деяниям царя, и были им эти деяния свершены, в соответствии со словами восхваления: " О Нарешвара! Будешь ты правдивым, будешь ты верным своему слову! Будешь ты богатым, процветающим и победоносным! Будешь ты добродетельным и сострадательным! Будешь ты прибежищем для праведных, и будешь наказанием для нечестивых! Будешь ты воплощением истины, свершителем обильных жертвоприношений, опорой для брахманов! Будешь ты царем, мудрым и миролюбивым, блюстителем дхармы! " С тех пор так и повелось, о Джанамеджая, что суты и магадхи стали воспевать хвалу царям. И царь Притху, владыка всех людей, даровал сутам страну Анупадешу, а магадхам - страну Магадху.

После этого все махариши, исполнившись радости, сказали людям: " Этот царь даст вам благополучие и пропитание". Тогда, после этих слов мудрецов, люди пришли к царю Притху просить, что бы он дал им благополучие и пропитание. И царь, желающий исполнить желание своих людей, вооружившись луком и стрелами, стал преследовать Землю, принявшую облик коровы. Земля в облике коровы, испуганная царем Притху, стала убегать от него через все миры. Исполненная страха Земля пыталась укрыться от царя в Брахмалоке и других обителях богов, но всюду он ее настигал, угрожая луком и стрелами.

Никак не могла Земля укрыться от Притху, чья слава сияла ярче его острых стрел, чья сила йоги защищала его от вмешательства богов. Когда же Земля не смогла найти убежища от Притху, она явилась ему, и почтительно сложив руки, обратилась к сыну Вены: " О царь, ты же не желаешь обрести грех убийства женщины? Убив меня, где ты разместишь своих людей? О царь, все мирам являюсь я опорой. Убив меня, несущую бремя всей вселенной, погубишь ты всех своих людей. Желая сделать благо для своих людей, не можешь ты меня убить. Будь милостив, выслушай меня. Твое искреннее желание - дать людям благополучие и пропитание, и ты ищешь способ как это сделать. Но убив меня, ты не сможешь помочь людям. Умерь свой гнев, о славный царь, я выполню все твои желания, не убивай меня, не нарушай законов дхармы".

Так говорила Земля царю Притху, произнося подобные смиренные слова. Отринув гнев, великий душой и добрый сердцем царь обратился к Земле.

Такова в Шри-Харивамше, дополнении к Махабхарате, пятая глава первой книги, именуемой Харивамша Парвой, в которой воспевается слава царя Притху.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...