Выделенные кадры видеоф рагм ентов тяги ш танги Frode Rui (Норвегия)
125+ kg
Rui
Frode S NOR 3 f e,5 If f 2 lbs
2 7 7 Пауэрлифтинг. От новичка до мастера
Выделенные кадры видеоф рагм ентов тяги ш танги M artikainen Jari (Ф инляндия)
Deadlrft:: 2 round 125+kg
Martikainen
Jari :: FIN 365,0
Lbs Методика обучения технике соревновательных упражнений
Глава 6. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ „ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИИ
Для начинающих атлетов и тех, кто находится на пути роста спортивного мастерства, когда тренировка включает в себя главным образом разучивание нового и совершенствование уже освоенного, применяется термин «учебно-тренировочное занятие», поэтому обучение и тренировка - это дв е стороны единого тренировочного процесса. Атлеты, достигшие уровня высшего спортивного мастерства и участвующие в соревнованиях всероссийского и между народного масштабов, осуществляют тренировочный процесс на уровне профессиональной подготовки [51].
Наиболее слабым местом в технической подготовке пауэрлифтеров является процесс овладения и совершенствования спортивной техникой, так как на сегодняшний день отсут ствует необходимая и достаточно разработанная методика этого процесса, что обусловлено еще большим количеством белых пятен в понимании сущности спортивной техники.
Общие принципы обучения
Главное направление обучения - приобретение умений, а затем их превращение в прочный навык. Двигательный навык характеризуется осознанностью и автоматизирован-ностью, прочностью, подвижностью и вариативностью. Прочность двигательного навыка осно вана на условно-рефлекторных связях, упроченных в процессе тысяч повторений. Вариатив ность дает возможность изменять на ходу форму привычных движений и соответствующее им проявление психофизических качеств в рамках тематической направленности, исходя из цели [124].
Обучение технике соревновательных упражнений в пауэрлифтинге сопряжено с реше нием задач, характерных для изучения любых двигательных действий, а тренировка стро ится на основе главных принципов спортивной деятельности и опирается на общебиологиче ские закономерности формирования двигательных навыков и умений, имея лишь некоторую специфику по сравнению с обучением техники других видов спорта.
Совершенствование спортивной техники продолжается на протяжении всего трениро вочного процесса спортсмена - это неотъемлемая часть роста спортивного мастерства.
Дидактические принципы, которые являются педагогической основой обучения и трени ровки, выражают методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систе матичности и постепенного повышения требований к максимальным нагрузкам.
1. Принцип сознательности и активности. Результативность педагогического прово многом определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами учащиеся. Понимание существа заданий и активное творческое к ним отношение ускоряют
2 7 9 Пауэрлифтинг. От новичка до мастера
ход обучения, способствуют результативности совершаемых действий. Для реализации этого принципа чрезвычайно важно уметь заинтересовать предметом, доходчиво объяснить изуча емый материал, научить понимать его цели и задачи, активизировать процесс самообучения и самовоспитания. Для всего этого слово в обучении имеет главное значение. Через слово реализуется принцип сознательности.
2. Принцип наглядности. Наглядность имеет непосредственное отношение к обучению,она ускоряет то или иное представление о чем-либо и облегчает процесс усвоения материала, предполагает широкое использование не только зрительных, но и звуковых анализаторов. Зрительное восприятие - важная роль в обучении. Оно дает объективное отображение спор тивной техники в сознании учеников. Основным среди методов обеспечения наглядности явля ется образцовый показ движений преподавателем или лучшим учеником (например, способ захвата штанги, положение кисти на грифе или расположение ног в и. п.). Показ осуществля ется сначала в целом, затем по деталям, потом снова в целом. Часто элементы техники лучше воспринимаются при использовании плакатов, фотосъемки, рисунков, макетов. Чем глубже ученик вникнет в суть предлагаемой техники, тем правильнее создастся у него представ ление о ней. При анализе кинограммы, например, атлет сможет правильно нарисовать схему движения при выполнении упражнения.
В процессе обучения соревновательным упражнениям в пауэрлифтинге наглядность играет особо важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практи ческий характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств. Демонстрация изучаемых упражнений с кратким объяснением, кинограммы, схемы, рисунка, фотографии, плаката или просмотра фильма с выступлением чемпионов Европы
и мира по пауэрлифтингу - основные средства, обеспечивающие соблюдение этого принципа.
3. Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип отражает правильное распределение изучаемого материала на весь период обучения и совершенствования овладения новыми техническими приемами или тренировочными нагрузками. С учетом данного принципа необходимо строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, особенностями их возраста и пола, уровнем предварительной физической подготовленности и мастерства. Особое значение этого принципа обусловлено тем, что в пауэрлифтинге подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции орга низма. Необходимо так распределять изучаемый материал, чтобы он был посилен для усвоения
и без угрозы для здоровья. Доступность физических упражнений непосредственно зависит от координационной сложности, интенсивности, длительности усилий и т. д. Полное соответствие между возможностями и трудностями означает оптимальную меру доступности.
Под индивидуализацией в данном случае понимается такое построение всего процесса физи ческого воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых реализуется индивидуальный подход к учащимся и создаются условия для наибольшего развития их способностей. Индивидуальные особенности каждого не исключают наличия общих свойств, присущих всем атлетам. Поэтому индивидуальный подход совместим с общими требова ниями к педагогическому процессу, и его можно обеспечить в ходе групповых занятий [50].
4. Принцип систематичности и последовательности. Суть этого принципа - в регулярности,последовательности и взаимосвязанности занятий и системе чередования нагрузок с отдыхом. Очевидно, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Достаточно небольшого перерыва, чтобы начались угасание возникших условно-рефлекторных связей, снижение достигнутого уровня функциональных возможностей и даже регресс неко торых морфологических показателей. Согласно имеющимся данным, некоторые регрессивные
2 8 0 Методика обучения технике соревновательных упражнений
изменения выявляются уже на 5-7-й день перерыва (Н. В. Зимкин с соавт., Д. Л.Фердман, О. И. Файншмидт и др.)- По мнению многих специалистов, бессистемное и хаотичное препод несение материала затруднит и замедлит ход обучения. Необходимо так строить учебно тренировочное занятие, чтобы основы техники выполнения соревновательных упражнений были изучены на первом этапе, а уже потом необходимо обучать различным элементам, подви гаясь от более значительных заданий к менее важным. Такая система позволит правильно подготовить атлетов к участию в соревнованиях и повысит их техническое мастерство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|