Принцип постепенного повышения требований к максимальным нагрузкам (принцип динамичности).
Этот принцип является главным во всей системе спортивной подготовки. Он основан на накоплении количественных изменений, предшествующих качественным сдвигам. Если следо вать данному принципу обучения, использование максимальных нагрузок проходит безболез ненно и в конечном итоге дает положительный результат. Интенсивно развиваются такие физи ческие качества, как сила, быстрота и выносливость.
Опыт лучших российских тренеров и мастеров спорта показывает, что без применения больших и максимальных нагрузок в современном спорте достичь высоких спортивных резуль татов невозможно. Если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление, то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки. Интенсивные нагрузки способствуют процессам восстановления и «сверхвосстановления». Это экспериментально показано, в частности, на примере восстановления энергетических ресурсов мышц (Л. И. Ямпольская, Н. Н. Яковлев и др.).
Таким образом, освоение указанных принципов обучения происходит в процессе овла дения теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками и составляет единый педагогический процесс. Ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов достигается наибольшая действенность каждого из них.
Методы обучения
В процессе обучения практическим умениям и навыкам, а также спортивной технике
в пауэрлифтинге применяются различные методы, основной задачей которых является создание правильного и четко запоминающегося двигательного представления о том, как надо выполнять упражнение. Ни один из представленных методов, применяемых в пауэрлифтинге, не может в отдельности обеспечить быстрое и эффективное обучение спортивной технике.
Метод использования слова. В обучении спортивной технике слово применяется дляоказания помощи во время выполнения упражнения в виде сопроводительного пояснения и разъяснения, указаний и команд, различного рода заданий, словесных оценок и опросов, обсуждений, а также взаиморазъяснений и отчетов. Часто слова нужны для того, чтобы пока зать правильное соотношение между отдельными элементами упражнения, сопоставить пред ставление ученика с фактическим выполнением того или иного упражнения. Анализ и разбор выполненных заданий в форме беседы позволяют оценить результаты обучения, наметить задачи на следующие занятия. Слово должно быть четким и ясным. Невозможно проведение поурочного занятия без объяснения какого-либо упражнения тренером или преподавателем, без словесного замечания по устранению ошибок в технике выполнения упражнений. Напоми нание и подсказка во время выполнения задания помогают сделать движения более правиль ными не только по направлению, но и по амплитуде, проявлению мышечной силы, рассла
281
блению или натуживанию. Наряду с обычным объяснением преподаватель может применить и образное объяснение, используя для этого ранее приобретенные навыки.
Метод применения наглядных средств. Зрительное восприятие и зрительно двигательные ощущения дают наиболее объективное отображение спортивной техники в сознании ученика. Это показ кинограмм, демонстрация разучиваемых упражнений спортсменами более высокого класса, использование наглядных пособий, в число которых входят рисунки, схемы, фотографии, воспроизводящие те или иные характеристики движений и условия их выполнения, отдельные фазы двигательных действий.
Метод упражнения позволяет воздействовать главным образом на двигательную сферу занимающихся. При этом постепенно формируются двигательный образ упражнения, двига тельное умение, а затем и навык. Этот метод всегда применяется в сочетании с рассмотренными выше методами. Правильное их сочетание позволяет педагогу быстрее научить упражнению.
Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного выпол нения упражнения.
Метод целостного упражнения. Разучивание действия по возможности в целостном виде с вычленением деталей. Этот метод может применяться при обучении несложным упраж нениям и упражнениям, аналогичным ранее изученным. Также используется при обучении спортсменов, обладающих хорошей координацией движений.
Метод расчленения упражнения. Этот метод применяют в процессе разучивания двига тельных действий в расчлененном виде с последовательным объединением частей в целое. Например, упражнение разделяют на составные части или фазы. Затем спортсмен овладевает каждой из них в отдельности, и только затем - всем упражнением в целом. Метод применя ется не только в процессе обучения, но и в тренировке, когда нужно исправить или улучшить детали упражнения.
Принято выделять две основные разновидности метода расчленения упражнения:
а) собственно расчлененный метод с использованием относительно крупных двига тельных заданий, охватывающих одну часть или несколько фаз изучаемого упражнения (дози рованные упражнения);
б) метод решения узких двигательных задач, применяемый для уточнения представлений об отдельных движениях и фазах упражнения, осанке, величине суставных углов, моменте количества движения, способах исправления ошибки в движениях.
Выбор того или иного метода и методических приемов зависит от способностей и подго товленности занимающихся, квалификации педагога и его творческой активности.
Комбинированный метод. Использование данного метода дает возможность более гибко регулировать нагрузку и отдых, целесообразнее управлять развитием необходимых качеств и навыков. Его используют, чтобы поддержать достаточную физическую работоспособ ность и положительные эмоции, а также создать необходимые психологические предпосылки для улучшения техники выполнения упражнения. Это наиболее эффективный метод, объединя ющий метод расчленения упражнения и метод целостного упражнения.
Метод программированного обучения. Обучение занимающихся происходит по опти мальной программе месячных, недельных и поурочных планов тренировок с жестко програм мированным содержанием упражнений и точной регулировкой нагрузки по величине и направ ленности. Позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возмож ностям организма и способствовать их наибольшему развитию. Большое значение этот метод имеет в развитии и воспитании целеустремленности, решительности, настойчивости, самообладания, способности преодолевать трудности.
2 8 2
Метод использования технических средств. Этот метод обеспечивает методически организованный показ самих упражнений, правила и условия их выполнения. Применя ется в основном три вида информации: зрительная, звуковая, тактильная. Наиболее ценны приборы срочной информации, например, использование видеокамеры с дальнейшим показом спортсмену его выполнения техники упражнения. Одно из важнейших достоинств этого метода состоит в возможности воссоздавать движения в динамике, в том числе в замед ленном темпе, выделяя для анализа отдельные фазы (так называемые «стоп-кадры»).
Сопряженный метод. Характеризуется одновременным решением тренировочных задач в различных видах подготовки (например, развитием физических качеств и двига тельных умений).
Варианты сопряженного метода зависят от сочетания различных видов подготовки, например:
- физическая + техническая подготовки;
- физическая + тактическая подготовки;
- физическая + техническая + тактическая подготовки;
- техническая + тактическая подготовки и т. д.
Варианты сопряженного метода отличаются разнообразием и зависят от задач трени ровки. В зависимости от используемого варианта этот метод оказывает воздействие на различные виды физических качеств и видов подготовки. Главная особенность сопряженного метода заключается в комплексном (сопряженном) решении тренировочных задач [31].
Игровой метод. Характеризуется наличием игрового сюжета без ограничения правил или по упрощенным правилам. Используется в процессе физического воспитания не только для начального обучения движениям, но и для развития отдельных способностей и комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. Позволяет совер шенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоя тельность, инициативность, а также повышает эмоциональность занятий. Главная особенность игрового метода заключается в переключении двигательных и мотивационных установок.
Соревновательный метод - это выполнение упражнений в условиях, близких к соревно ваниям. Он применяется для воспитания морально-волевых, физических качеств спортсмена, для тактической подготовки к предстоящим соревнованиям. Характеризуется полным или частичным моделированием соревновательной деятельности.
Вариантами соревновательного метода являются:
- тренировочные игры или соревнования (с более сильным или слабым соперником,
с необычным - например левшой, в нестандартных условиях, например на укороченной площадке, и т. п.);
- соревнования с использованием форы (гандикап);
- контрольные старты.
Особенности соревновательного метода заключаются в совершенствовании различных сторон подготовленности [31].
Метод проверки знаний, умений и навыков. Применяется в процессе прикидок, сорев нований, зачетов, экзаменов, повседневных наблюдений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|