Структура обучения двигательным действиям
Главные задачи обучения двигательным действиям зависят от характера и особенностей этих действий, а также от специфики физических качеств и необходимого уровня их прояв ления. Двигательные умения и двигательные навыки возникают как в процессе, так и в резуль тате освоения двигательных действий. Так как двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык, в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).
В первой фазе происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе.
Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устране нием излишних движений. Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.
Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автомати зации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.
Существенное значение в обучении двигательному действию имеет взаимодей ствие, перенос, навыков, выработанных ранее или формируемых параллельно. В физическом воспитании и спорте проявляются положительный и отрицательный переносы навыков.
Положительный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформиро ванный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс формирования последующего навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий.
Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет процесс формирования нового двигательного навыка. Это проис ходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.
Перенос навыка может иметь различный характер.
Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.
Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие, и обратно. Прямой перенос. Он характеризуется тем, что форсирование одного навыка сразу же
влияет на создание другого в каком-либо упражнении.
Косвенный перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навыксоздает только благоприятные предпосылки для приобретения нового.
Обучение двигательным навыкам и овладение ими являются важной частью подготовки спортсмена и проходят в определенной методической последовательности и в несколько этапов. Работа на всех этапах характеризуется определенными отличительными чертами, которые находят отражение в особенностях задач освоения, а также в используемых сред ствах и методах.
Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне. На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируются последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.
Процесс обучения может быть подразделен на относительно самостоятельные и одно
2 8 5 Пауэрлифтинг. От новичка до мастера
временно взаимосвязанные и взаимообусловленные звенья. В. Н. Платонов (2004) выделяет три этапа технической подготовки спортсмена.
Первый этап - начальное разучивание. В его процессе создается общее представление о двигательном действии и формируется установка на овладение им, изучается главный механизм движения, формируется ритмическая структура, предупреждаются и устраняются грубые ошибки.
Второй этап - углубленное разучивание. Детализируется понимание закономерностей двигательного действия, совершенствуется его координационная структура по элементам движения, динамическим и кинематическим характеристикам, совершенствуется также ритмическая структура, обеспечивается их соответствие индивидуальным особенностям зани мающихся.
Третий этап - закрепление и дальнейшее совершенствование. Навык стабилизиру ется, совершенствуется целесообразная вариативность действий применительно к индиви дуальным особенностям спортсмена, различным условиям, в том числе и при максимальных проявлениях двигательных качеств [147]-
Г. Штарк (1971), Schnabel (1982) рекомендуют разделить процесс технической подго товки на пять стадий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|