Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование двигательных умений и навыков




 

Двигательные навыки играют важную роль в жизни каждого человека. Основоположник отечественной педагогики К. Д. Ушинский (1867) по этому поводу говорил, что если бы человек не имел способности к навыку, то он не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем


 

2 8 3


Пауэрлифтинг. От новичка до мастера

 

 

развитии. Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным

 

в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т. е. способами управления со стороны сознания человека.

 

Двигательное умение - это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления [201].

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются вспомогательными [219]. В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательный навык», относится преи­ мущественно к технической стороне способности совершать двигательные действия. Навыки служат основой для новых умений. Двигательная деятельность может быть успешной, если она базируется на разнообразных, прочно сформированных навыках. Чем больше запас навыков, тем разностороннее и эффективнее будет деятельность. В спорте это во многом определяет

 

мастерство спортсмена [202]. Поэтому двигательное умение и двигательный навык зависят прежде всего от степени владения действием.

 

Двигательный навык - это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизированно, т. е. не требуется специально направленного на них внимания [201].

 

В обучении спортивным упражнениям конечной целью является образование двига­ тельных навыков или умений, выработанных привычкой, в процессе целенаправленной деятель­ ности выполнять составляющие ее частные действия автоматизированно, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. Знание естественных закономер­

 

ностей, в связи с которыми формируются двигательные умения и навыки, дает возможность эффективно строить процесс обучения. По определению / 1. П. Матвеева (1976), «двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целена­ правленных операций» [202]. Диапазон подвижности двигательного навыка ограничен опреде­ ленными рамками и не одинаков в разных упражнениях. Достаточно забыть какую-либо деталь, и правильность движений нарушится, а при перерыве в несколько недель умение может совсем исчезнуть. Поэтому качество навыков зависит от способностей занимающихся и от условий,

 

в которых эти двигательные навыки формировались. В начале образования двигательного навыка нужно ограничить неожиданность нового раздражителя, т. е. создать стереотипные постоянные условия. Прочность в образовании двигательного навыка достигается повтор­ ностью и обязательным подкреплением - оценкой точности исполнения движения. Необхо­ димым условием являются этапная последовательность образования нового двигательного

 

навыка, а также повышение уровня деятельности вегетативных функций организма, обеспечи­ вающих возможность выполнения необходимых действий.

 

Двигательные умения и навыки в некотором смысле взаимно переходят друг в друга. Поэтому было бы неверным абсолютно разграничивать их. Вместе с тем надо иметь в виду и их особен­ ности, их несводимость друг к другу и их неодинаковую значимость как в повседневной жизни, так и в физическом воспитании. Двигательный навык, как высшая ступень владения двигательным действием, имеет исключительно большое значение в физкультурно-спортивной практике.


 

2 8 4


Методика обучения технике соревновательных упражнений

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...