Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различные типы агрессии и деструктивности и их предпосылки




IX. ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ

Предварительные замечания

Факты, изложенные в предыдущей главе, привели нас к выводу, что механизм оборонительной агрессии "вмонти­рован" в мозг человека и животного и призван охранять их жизненно важные интересы от угрозы. Бели бы челове­ческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих (например, хотя бы наших бли­жайших родственников — шимпанзе), то человеческое об­щество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жес­токости и деструкции, которая явно во много раз превос­ходит агрессивность его предков. Можно утверждать, что в противоположность большинству животных человек — настоящий "убийца".

Как объяснить эту "гиперагрессивность"? И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия живот­ного, или у человека есть какой-то специфически челове­ческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что жи­вотные также проявляют чрезвычайную, ярко выражен­ную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась зна­чительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствую­щие агрессивности (перенаселение и т. д.), но и сделал эти условия не исключением, а нормой жизни. А поэтому ги­перагрессивность человека следует объяснять не более вы­соким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызы­вающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания[137].

Этот аргумент звучит достаточно убедительно. Он имеет серьезное значение еще и потому, что дает повод для крити­ческого анализа истории человечества. Возникает мысль, что человек большую часть своей истории прожил в зоо­парке, а не в "естественной природной среде", т. е. не на свободе, необходимой для нормального развития. И в самом деле, большинство данных о "природе" человека носит тот же самый характер, что и данные Цукермана о поведении павианов на Обезьяньей Горе Лондонского зоопарка.

Однако факт остается фактом, что человек часто ведет себя деструктивно даже в таких ситуациях, когда никако­го перенаселения нет и в помине. Бывает, что жестокость вызывает в человеке чувство настоящего удовольствия, а неистовая жажда крови может охватить огромные массы людей. Индивиды и целые группы могут иметь такие чер­ты характера, вследствие которых они с нетерпением ждут ситуации, позволяющей им разрядить свою деструктив­ную энергию, а если таковой не наступает, они подчас искусственно создают ее.

У животных — все иначе, они не радуются боли и стра­даниям других животных и никогда не убивают "просто так". Иногда возникает впечатление, что поведение живот­ного носит черты садизма (например, игра кошки с мы­шью). Но если мы думаем, что эта игра доставляет кошке удовольствие, то это не что иное, как антропоморфная интерпретация. На самом деле любой движущийся пред­мет приводит к такой же точно реакции, как реакция на мышь. Значит ли это, что моток шерсти будоражит в кошке садистский инстинкт? Или другой пример. Лоренц расска­зывает о двух голубях, которые сидели в одной тесной клетке. При этом более сильный заживо "ощипывал" бо­лее слабого (по перышку); Лоренц не вмешался и не рассе­лил их. Но ведь этот пример свидетельствует вовсе не о жестокости, а лишь является показателем реакции на не­достаток пространства, т. е. подпадает под категорию обо­ронительной агрессии.

Желание разрушить ради самого разрушения — это нечто совсем иное. Вероятно, только человек получает удовольствие от бессмысленного и беспричинного уни­чтожения живых существ. Обобщая, можно сказать, что только человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовле­творением потребностей.

Основная идея, развернутая в этой главе, сводится к тому, что объяснение жестокости и деструктивности чело­века следует искать не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, насколько спе­цифические условия существования человека ответствен­ны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а также от чего зависит характер и интенсивность удо­вольствия от этого [138].

Даже в форме защитной реакции агрессивность у лю­дей встречается значительно чаще, чем у животных. По­этому вначале мы рассмотрим именно эту форму агрес­сивности в собственно человеческих вариантах ее прояв­ления.

Если мы условимся обозначать словом "агрессия" все те действия, которые причиняют (или намерены причи­нить) ущерб другому человеку, животному или неживому объекту, то сразу надо осознать, что под эту категорию подпадают нередко весьма разнообразные типы реакций и импульсов; поэтому необходимо все же строго различать агрессию биологически адаптивную, способствующую под­держанию жизни, доброкачественную, от злокачествен­ной агрессии, не связанной с сохранением жизни.

На это различие мы уже обращали внимание, когда говорили о нейрофизиологических основаниях агрессивно­сти. Короче говоря, биологически адаптивная агрессия — это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе; она свойственна как живот­ным, так и людям; она носит взрывной характер и возни­кает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее — устранение либо самой угрозы, либо ее причины.

Биологически неадаптивная, злокачественная агрессив­ность (т. е. деструктивность и жестокость) вовсе не явля­ется защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе; она является спецификой только человека; она приносит биологический вред и социальное разруше­ние. Главные ее проявления — убийство и жестокие истя­зания — не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. Причем эти действия наносят вред не толь­ко жертве, но и самому агрессору. В основе злокачествен­ной агрессивности не инстинкт, а некий человеческий по­тенциал, уходящий корнями в условия самого существо­вания человека.

Разграничение между биологически адаптивной и био­логически неадаптивной формой агрессии поможет нам устранить путаницу в толковании понятия "агрессия". Дело в том, что те, кто выводит человеческую агрессивность из самой родовой сущности человека, вынуждают своих оп­понентов, которые не хотят совсем расстаться с надеждой на мирную жизнь, приуменьшать масштабы человеческой жестокости. И эти адвокаты-миротворцы нередко выска­зывают излишне оптимистические прогнозы развития че­ловечества. Если же разделить агрессию на оборонитель­ную и злокачественную, то такая необходимость отпада­ет. Тогда предполагается, что злокачественная доля аг­рессии не является врожденной, а следовательно, она не может считаться неискоренимой. С другой стороны, до­пускается, что злокачественная агрессивность представ­ляет собой некий человеческий потенциал, более значи­мый, чем одна из возможных моделей поведения, которой можно по желанию обучиться и от которой можно легко освободиться, приняв другую модель.

В третьей части мы исследуем условия возникновения, сущность как доброкачественной, так и злокачественной агрессии, особенно же подробно остановимся на второй форме. А пока я все же хочу еще раз напомнить читателю, что наш анализ противостоит бихевиористской теории, ибо мы изучаем агрессивные импульсы во всех их видах и формах, независимо от того, проявлялись они в агрессив­ном поведении или нет.

Псевдоагрессия

Под этим понятием я понимаю действия, в результате ко­торых может быть нанесен ущерб, но которым не предше­ствовали злые намерения.

Непреднамеренная агрессия

Яркий пример псевдоагрессии — случайное ранение чело­века. Классический пример — это проверка револьвера и непроизвольный выстрел, задевающий находящегося по­близости человека. Психоанализ дает таким несчастным случаям несколько усложненное толкование, используя понятие неосознанной мотивации; так что возникает воп­рос: не является ли любой внешне несчастный случай на деле результатом неосознанной мотивации агрессора? Та­кой ход рассуждений должен был бы снизить число случа­ев непреднамеренных агрессивных действий. Однако та­кой подход был бы догматическим упрощением ситуации.

Игровая агрессия

Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мас­терство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет ни­какой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Фехтование, стрельба из лука или сражение на мечах развились из потребности поразить врага, но сегодня они полностью утратили эту свою функцию и превратились в виды спорта. Например, сражение на мечах в дзэн-буддизме доведено до подлинно­го искусства, которое требует огромной ловкости, полно­го владения своим телом, а также полной концентраций. Все эти качества необходимы еще в одном искусстве, ко­торое внешне не имеет ничего общего с боевым, а именно в церемонии чаепития. Мастер дзэн в сражении на мечах не испытывает ненависти и желания убить или ранить.

Он просто точно выполняет свои движения, и если про­тивник его оказывается убит, то это лишь оттого, что он "неудачно выбрал место"[139]. И если представитель класси­ческого психоанализа будет утверждать, что в основе по­добного убийства может лежать неосознанный мотив бой­ца (ненависть и желание уничтожить противника), то я скажу: это его дело, однако подобная аргументация сви­детельствуют лишь о том, что ее носитель не имеет ни малейшего представления о духе дзэн-буддизма*.

Лук и стрелы тоже когда-то были оружием защиты и нападения, а сегодня это чистое искусство[140]. И в западных культурах мы наблюдаем тот же самый феномен в отно­шении к фехтованию и сражению на мечах, которые так­же стали видами спорта. И хотя здесь отсутствуют духов­ные аспекты боевого искусства дзэн, все равно оба эти вида спорта исключают намерение нанести вред соперни­ку. Здесь уместно вспомнить, что и у первобытных наро­дов соревнования по борьбе в первую очередь служили де­монстрации ловкости и мастерства, а выражение агрессив­ности отходило на второй план.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...