Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержание. Общие положения




Л. В. Смирнова, Е. Л. Куцеева, И. В. Лаврентьева

 

 

Научно-методические подходы к организации исследовательской деятельности студентов-дефектологов

 

методическое пособие

 

 

ББК 72

УДК 378. 146. 9

          

 

         

Рецензент:

 

Н. И. Рослякова, д-р. пед. н., зав. кафедрой дошкольной педагогики и    психологии Кубанского государственного университета

      

                     

 

 

Л. В. Смирнова, Е. Л. Куцеева, И. В. Лаврентьева. Научно-методические подходы к организации исследовательской работы студентов-дефектологов: методическое пособие для студентов. Краснодар, 2015 –

88 с.

 

          

 

 

Методическое пособие раскрывает основные научно-методические подходы к организации и осуществлению психолого-педагогического исследования в дефектологии. В него вошли методические материалы по описанию технологии научно-исследовательской деятельности студентов дефектологической специальности в рамках написания курсовых и дипломных проектов. Внимательное прочтение текста позволит понять смысл и значение каждой части проекта, осознать требования к содержанию и техническому оформлению работ, стилистике языка. Основная цель пособия – сформировать у студента культуру педагогического исследовательского труда.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……….. ………………………………….......... 4

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………. 8

1. 1 Принципы психолого-педагогического исследования……………8

1. 2 Подходы и методы психолого-педагогического  

исследования………………………………………………………... 10

1. 2. 1 Теоретические методы исследования….. ……………. ………12

1. 2. 2 Организационные методы исследования…………….............. 16

1. 2. 3 Эмпирические методы исследования. …………………........... 17

1. 2. 4 Методы обработки данных………………….. ………………... 25

1. 2. 5 Интерпретационные методы исследования………………….. 27

II. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТА…………………………………………………. ………29

2. 1 Последовательность подготовки проекта студенческой    

работы………………………………………………………………. 29

2. 2 Выбор темы исследования……………. ……………………........... 30

2. 3 Работа с литературными источниками…………………. …........... 31

2. 4 Методический аппарат исследования……………………. ………. 31

2. 5 Содержание основной части педагогического        

исследования……………………………………………….. ………35

2. 6 О языке и стиле работы..................................................................... 37

2. 7 Требования к техническому оформлению курсовых и

дипломных работ…………………………………. ……………….. 40

2. 7. 1 Общие требования к оформлению текста работы …………40

2. 7. 2 Оформление таблиц………………………………………….. 43

2. 7. 3 Оформление иллюстраций……………………………........... 45

2. 7. 4 Оформление приложения……………………………………. 47

2. 7. 5 Библиографические ссылки…………………………………. 48

2. 8 Подготовка к защите……………….. ……………………................ 50

2. 9 Типичные ошибки………. ……………………….. …….................. 53

2. 10 Критерии оценки курсовой и дипломной работы………………. 53

Терминологический словарь…………………………………………... 56

Рекомендуемая литература………………………….............................. 67

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………….. …………….. …….... 68

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Написание дипломных и курсовых работ – одна из важнейших форм самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении. При их подготовке студент должен использовать знания, умения и навыки, полученные за

 предыдущие годы обучения, прежде всего – умение самостоятельно находить и использовать нужную информацию, правильно подбирать и применять диагностические материалы, проводить исследование, интерпретировать полученные данные. Также очень важно овладеть научным стилем изложения информации и навыками графического оформления работы.   Организация исследовательской работы в педвузе нацелена на формирование у будущих дефектологов следующих компетенций:

- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

- способность к планированию, организации и совершенствовании собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);
   - готовность к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

- способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).

Научный руководитель помогает студенту в реализации основных этапов курсовой работы. С этой целью студент является на консультации по утвержденному графику. Консультаций должно быть не менее пяти. На каждой консультации студент получает от научного руководителя определенные задания, выполнение которых обеспечивает продвижение студента к конечной цели работы.

Основные умения, которые студент должен продемонстрировать при выполнении научно-исследовательской работы:

· подбирать, систематизировать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу;

· выстраивать методический аппарат исследования;

· описывать экспериментальную работу и оформлять результаты в форме таблиц, графиков;

· логически выстраивать структурные элементы содержания курсовой работы,

· делать промежуточные и заключительные выводы в соответствии с поставленными задачами и целью исследования;

· пользоваться лексикой и стилем научного сочинения в соответствии с направлением и профилем обучения.

Выбранная проблема курсовой работы может в последующем определить тему выпускной квалификационной (дипломной) работы (ВКР). При защите курсовой и дипломной работы студент должен продемонстрировать:

· глубокие теоретические знания по проблеме исследования;

· правильность выбора методов исследования и их описание;  

· логичность изложения материала;

· зрелость выводов, обобщений;

· грамотное графическое оформление работы и приложений к ней.

Характер курсовых и дипломных работ в соответствии с конкретными целями и задачами исследования   может быть:

· экспериментально-исследовательским,

· реферативно-исследовательским.

Каждый жанр исследования имеет свою специфику. В экспериментально-исследовательской работе: после теоретической главы, в которой анализируют всю известную литературу по проблеме, обязательно проводят констатирующий эксперимент, из которого следуют выводы для планирования или организации экспериментальной работы (формирующий эксперимент). Это может быть проверка новой технологии обучения или воспитания детей, которая проводилась в течение определенного времени. В ходе эксперимента собирается доказательная база данных. Результативность формирующего эксперимента сравнивают с данными констатирующего. С этой целью организуют контрольный эксперимент. После сравнительного описания делаются общие выводы, пишется заключение.

В реферативно-исследовательской работе большая часть работы посвящается анализу литературы по теме. Этот анализ должен иметь четкую структуру, детальный анализ, сравнительные характеристики одного и того же явления из работ различных авторов. Главным достоинством такой работы является логика изложения и глубина теоретических выводов. Для большей весомости в реферативной работе необходимо использовать статистические данные, факты из жизни, из опыта работы учреждений, профессионалов. Исторические сведения должны связываться с современностью. Итогом реферативной работы должны быть самостоятельные суждения, выводы, описание новых проектов, новых технологий и т. п.

Общие требования к курсовым и дипломным работам следующие:

· актуальность темы исследования;

· четкость формулировки целей и задач;

· адекватность методов исследования;

· научная новизна   работы;

· критичность анализа специальной литературы, изложение собственной точки зрения по изучаемому вопросу;

· практическая значимость работы, возможность применения результатов исследования в практике;

· творческий подход к решению поставленных проблем, использование (по возможности) личного опыта;

· достаточность объема курсовой (дипломной) работы и правильность технического оформления.

Компетентность студента в выполнении курсовой работы реализуется по следующим критериям:

· уровень сформированности профессионального мировоззрения, отвечающего современным установкам, принятым в мировой и отечественной дефектологической науке и практике обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями;

· владение ведущими психолого-педагогическими теориями и технологиями;

· информационная культура студента (поиск и обработка информации, читательская компетентность);

· лингвистическая культура (грамотность, точность текста работы, стилистика языка, правильность использования цитат и оформления ссылок, списка, связность устного выступления на защите работы);

· техническая компетентность (владение персональным компьютером, умение оформить текст в соответствии с требованиями, качество подготовленной студентом к защите мультимедийной презентации).

 

Таблица 1 – Примерные объемы курсовых и дипломных работ

                                                                                                               

Тип работы Курс Количество страниц
Курсовой проект (вместе с приложением) 2–3 30–35
Выпускная квалификационная  (дипломная) работа  (без приложения) 60–65
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...