I. Теоретические и методологические основы психолого-педагогического исследования
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. 1 Принципы психолого-педагогического исследования Выбор исследовательских методов в студенческих бакалаврских работах обусловлен особенностями объекта и предмета исследования, а также поставленными в курсовом (дипломном) проекте целями и задачами. Ценность и достоверность психолого-педагогического исследования зависят от совершенства применяемых методов, их надежности и валидности. Следует различать метод и методику исследования. Метод – основной путь научного исследования или способ познания психолого-педагогической реальности. Метод – основное средство сбора научных фактов. Методика – форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), кроме того, это формализованные правила сбора, обработки и анализа информации, полученной в ходе исследования. Использование тех или иных методов обусловлено мировоззренческой позицией исследователя – его взглядами на сущность изучаемого явления, ориентацией на определенные формы научного познания, т. е. исходными методологическими принципами. «Факт сам по себе ничто, – отмечал выдающийся французский ученый Клод Бернар – он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает» (Цит. по Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1986. Вып. 1-2. С. 367) В методологии научной работы особенную роль играют принципы и требования к исследовательской деятельности. Конкретные требования, как правило, вытекают из того или иного принципа, но их использование во многом диктуется особенностями ситуации, допускаются отдельные исключения из общих правил.
Рассмотрим основные методологические принципы, составляющие фундамент студенческих научно-исследовательских работ. § Важнейшим принципом научного исследования является методологический принцип объективности. Он выражается во всестороннем учете порождающих то или иное психологическое (педагогическое) явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватность исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснованности исходных посылок, логики исследования и его выводов. В связи с этим особое значение имеют установление и учет относящихся к изучаемым явлениям фактов и их правильное толкование. § Связь сознания и деятельностине имеет прямого характера. Психика, как в норме, так и при отклонениях в развитии непосредственно восприниматься не может, но можно проанализировать ее внешние проявления. Анализируя продукты деятельности, поведение, характер общения и др. можно изучать внутренние процессы опосредованно. За одним и тем же наблюдаемым несоответствием во внешних проявлениях могут стоять самые различные «поломки» внутренних процессов. Для решения вопроса, какое именно нарушение обусловило внешнюю неуспешность деятельности, исследователь должен варьировать условия ее протекания; только в этом случае он сможет более или менее достоверно установить причинно-следственные зависимости. Таким образом, благодаря внешним проявлениям исследователь может относительно объективно судить о ребенке (детской группе). Необходимо подчеркнуть, что точность и объективность выводов в психолого-педагогичесом исследовании относительны. Недаром об одном и том же ребенке разные взрослые нередко высказывают различные субъективные мнения, суждения. Вот почему так важно учитывать мнения воспитателей (учителей), психолога, социального педагога, родителей и всех других взрослых, которые часто общаются с ребенком (требование стереоскопичности). Такой подход обеспечивает более объективную оценку уровня психологического развития ребенка.
§ Построение психолого-педагогического исследования в соответствии с принципом объективности означает практическую реализацию принципа детерминизма – причинной обусловленности тех и или иных психических (педагогических) явлений определенными факторами внешнего или внутреннего порядка. Их воздействие на психолого-педагогические процессы требует выделения основных факторов, которые определяют результаты процесса, установления иерархии, взаимосвязи основного и второстепенного в изучаемом явлении. § Другим методологическим принципом является близкий к рассмотренному выше принцип сущностного анализа. Соблюдение этого принципа связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, от него – к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов. § Генетический принцип (принцип развития) требует анализа всех психических (педагогических) явлений исключительно в динамическом плане, на основе анализа условий их происхождения, последующего развития и становления. § Почти всякое исследование не только изучает те или иных психические (педагогические) явления, но и влияет на личность испытуемых. И здесь самое главное – учитывать древнее правило, сформулированное еще Гиппократом: «Не навреди! ». Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует такой организации ребенка (группы), при котором ни его процесс, ни результаты не наносили бы детям какого-либо вреда (здоровью, состоянию, социальному статусу и т. д. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|