Глава 1. Теоретические аспекты формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности 1.1. Понятие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………………7 1.3. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ……………………….....................................24 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 2.1. Диагностика уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..31 2.2. Реализация педагогических условий формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………40 Заключение……………………………………………………………………….48 Список литературы………………………………………....................................50 Приложения……………………………………………………………………...55
Введение
Многочисленные исследования в области педагогики подтверждают необходимость с самого раннего (дошкольного) детства формировать самостоятельность личности. Важно учить детей не просто пассивно наблюдать за действительностью, но активно преобразовывать ее. Существующие сегодня документы в правовом поле также к этому побуждают. В современной концепции воспитания дошкольников заложены основные принципы, которые позволяют прививать детям социальную активность и инициативу.
Формирование самостоятельности – тема многогранная. И разные авторы рассматривали ее с разных сторон. Природу самостоятельности изучали А.Г. Хрипкова и А.И. Пидкасистый. Г.Н. Година проводила исследование структуры самостоятельности и взаимодействие ее компонентов. Т.И. Горбатенко описала взаимодействие самостоятельности с психическими процессами человека. Т.Н. Филютина изучала влияние самостоятельности на адаптацию ребенка к детскому саду. Сегодня многие ученые активно исследуют то, при каких условиях возможно формирование самостоятельности дошкольников. Также исследователей интересует вопрос о том, что является причиной того, что одни дети легко приобретают это качество, а другие – с трудом. Но несмотря на проводимую в этом направлении работу, данная тема до сих пор относится к разряду малоизученных. По прежнему остается актуальным вопрос о формировании у дошкольников самостоятельности. Д.В. Сергеева пишет, что уже в дошкольный период особенно важно проводить активную работу по формированию самостоятельности и творческой активности. Многие психологи приводят доводы в пользу того, что именно в дошкольном возрасте личность переживает самый благоприятный период для развития творчества и самостоятельности. Мы проанализировали имеющуюся по теме педагогическую и психологическую литературу. Это позволило обнаружить наиболее острые проблемы в вопросах формирования самостоятельности у старших дошкольников. В процессе исследования проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности и недостаточной разработкой педагогических условий необходимых для формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленные противоречие позволили обозначить проблему, которая заключается в преодолении противоречие путем поиска педагогических условий, обеспечивающих формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: « Формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности ». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Объект исследования: процесс формирования самостоятельности у старших дошкольников в продуктивной деятельности. Предмет исследования: педагогические условия формирования самостоятельности у старших дошкольников в продуктивной деятельности. Гипотеза исследования: процесс формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности будет осуществляться наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий: - включение в продуктивную деятельность ручной труд, в частности, аппликацию. - создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности самостоятельного выбора содержания конструктивной деятельности, способов и средств ее осуществления. В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. 2. Определить особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. 3. Установить критерии и показатели оценки уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. 4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Методологической и теоретической основой исследования являются положения о ведущей роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); психологическая концепция о социальной обусловленности и индивидуальном выражении интеллектуального, эмоционального и волевого развития (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: • теоретические методы, включающие анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизацию; • эмпирические методы, (включающие педагогический эксперимент, тестирование, наблюдение, анкетирование, опрос); • математические методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов исследования. Исследование проводились на базе: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждение «Детский сад № 60» г. Тюмени. В эксперименте приняли участие 27 воспитанников старшей группы дошкольного возраста. Новизна определена совокупностью педагогических условий формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста Практическая значимость заключается в возможности применять результаты исследования практики в ДОУ. Структура научной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|