Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические аспекты формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности

1.1. Понятие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………………7
1.2. Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...16

1.3. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ……………………….....................................24

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Диагностика уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..31

2.2. Реализация педагогических условий формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………40

Заключение……………………………………………………………………….48

Список литературы………………………………………....................................50

Приложения……………………………………………………………………...55

 

 

Введение

 

Многочисленные исследования в области педагогики подтверждают необходимость с самого раннего (дошкольного) детства формировать самостоятельность личности. Важно учить детей не просто пассивно наблюдать за действительностью, но активно преобразовывать ее. Существующие сегодня документы в правовом поле также к этому побуждают. В современной концепции воспитания дошкольников заложены основные принципы, которые позволяют прививать детям социальную активность и инициативу.

Формирование самостоятельности – тема многогранная. И разные авторы рассматривали ее с разных сторон. Природу самостоятельности изучали А.Г. Хрипкова и А.И. Пидкасистый. Г.Н. Година проводила исследование структуры самостоятельности и взаимодействие ее компонентов. Т.И. Горбатенко описала взаимодействие самостоятельности с психическими процессами человека. Т.Н. Филютина изучала влияние самостоятельности на адаптацию ребенка к детскому саду.

Сегодня многие ученые активно исследуют то, при каких условиях возможно формирование самостоятельности дошкольников. Также исследователей интересует вопрос о том, что является причиной того, что одни дети легко приобретают это качество, а другие – с трудом. Но несмотря на проводимую в этом направлении работу, данная тема до сих пор относится к разряду малоизученных.

По прежнему остается актуальным вопрос о формировании у дошкольников самостоятельности. Д.В. Сергеева пишет, что уже в дошкольный период особенно важно проводить активную работу по формированию самостоятельности и творческой активности. Многие психологи приводят доводы в пользу того, что именно в дошкольном возрасте личность переживает самый благоприятный период для развития творчества и самостоятельности.

Мы проанализировали имеющуюся по теме педагогическую и психологическую литературу. Это позволило обнаружить наиболее острые проблемы в вопросах формирования самостоятельности у старших дошкольников.

В процессе исследования проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности и недостаточной разработкой педагогических условий необходимых для формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Выявленные противоречие позволили обозначить проблему, которая заключается в преодолении противоречие путем поиска педагогических условий, обеспечивающих формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: « Формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности ».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования самостоятельности у старших дошкольников в продуктивной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия формирования самостоятельности у старших дошкольников в продуктивной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности будет осуществляться наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий:

- включение в продуктивную деятельность ручной труд, в частности, аппликацию.

- создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности самостоятельного выбора содержания конструктивной деятельности, способов и средств ее осуществления.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2. Определить особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

3. Установить критерии и показатели оценки уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Методологической и теоретической основой исследования являются положения о ведущей роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); психологическая концепция о социальной обусловленности и индивидуальном выражении интеллектуального, эмоционального и волевого развития (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

• теоретические методы, включающие анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизацию;

• эмпирические методы, (включающие педагогический эксперимент, тестирование, наблюдение, анкетирование, опрос);

• математические методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Исследование проводились на базе: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждение «Детский сад № 60» г. Тюмени.

В эксперименте приняли участие 27 воспитанников старшей группы дошкольного возраста.

Новизна определена совокупностью педагогических условий формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Практическая значимость заключается в возможности применять результаты исследования практики в ДОУ.

Структура научной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...