Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Прежде чем приступить к изучению особенностей развития у старших дошкольников самостоятельности, определим значение самого термина «особенности».

Часто под особенностями подразумеваются отличительные свойства, характерные для чего-либо, что придает к этому своеобразие.

Поэтому особенности развития у дошкольников старшего возраста самостоятельности – это характерные для данного процесса свойства, которые должны выполняться при работе с детьми указанной возрастной категории.

С точки зрения С.Н. Теплюк, самостоятельность начинает свое развитие в очень ранний период: между первым и вторым годом жизни человека [44].

Первые признаки самостоятельности легко определяются в дошкольный период. ВЫРЕЗАНО………

Таким образом, детская самостоятельность зарождается, как деятельность репродуктивная и носящая воспроизводящий характер, а развивается в сторону творческой активности, в котором все большую роль начинает играть детское сознание. При этом становление самостоятельности можно определить по следующим признакам: ребенок начинает проявлять инициативу, творчески решает различные деятельностные задачи, начинает чувствовать собственную ответственность за достижение поставленных целей, проявляет большую настойчивость, контролирует и оценивает собственные действия.

Получается, что самостоятельность побуждает ребенка принимать активное инициативное участие в разных видах деятельности, но и каждая форма деятельности, в свою очередь, начинает формировать различные компоненты самостоятельности.

Развитие самостоятельности у дошкольников осуществляется в процессе ВЫРЕЗАНО……………

Г.А. Урунтаева пишет о формирующем свойстве продуктивной деятельности то, что она позволяет ребенку воплощать свои замыслы с помощью различных изобразительных средств. Ребенок тренируется в том, чтобы выделять в обычном объекте то, что может быть отражено в разных видах [44].

Д.Б. Эльконин пишет, что дошкольник умеет вариативно применять различные выразительные средства, что приводит к возникновению способности обобщенно изображать привычные предметы [50].

Согласно Ю.Н.Дмитриевой, конструирование помогает дошкольнику также проявлять свои способности самостоятельно планировать свои дела, проявлять активность в творчестве [15].

ВЫРЕЗАНО………….

На первом этапе применяются следующие формы работы:

1. Вместе с детьми прочитываются литературные произведения;

2. Просматриваются видео фильмы с подходящим сюжетом;

3. Подготавливается театральная постановка;

4. Создаются проблемные ситуации;

5. Проводятся тематические беседы.

На втором этапе ставятся следующие цели: педагог должен стремиться развивать интерес и позитивные эмоции по отношению к выбранному виду деятельности.

На этом этапе применяются следующие формы работы:

1. Проводятся беседы;

2. Организуются экскурсии;

3. Планируются тематические развлечения;

4. Дети рассматривают картинки на нужную тему;

5. Проводятся тематические занятия.

Третий этап проводится для достижения следующих целей:

· Дети должны накопить достаточный объем знаний и навыков в выбранной деятельности;

· У них должны быть сформированы общественные мотивы для деятельности;

· Дети должны уметь контролировать и оценивать самих себя;

· Нужно развивать самостоятельность в поведении дошкольников.

На этом этапе применяются следующие формы работы:

1. Проводятся занятия, развивающие мелкую моторику;

2. Деятельность дошкольников по пошаговой инструкции;

3. Деятельность дошкольников по инструкции;

4. Раскрашивание поделок;

5. Коллективная практическая деятельность;

6. Домашняя работа.

Л.А. Порембская считает, что существуют следующие этапы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности [10]:

Первый этап: дошкольника просят выполнить отдельные операции, метод выполнения этих операций не важен. Ребенок должен сам решать задачи, поставленные педагогом и получать от этого удовольствие. Если возникают трудности, то ребенок прекращает выполнять действие. При этом он старается самостоятельно выполнять первые задания, однако у него отсутствует устойчивость в этом.

Этот этап можно назвать первой пробой собственных сил. Дошкольник убеждается в том, что он может делать самостоятельно то, что раньше делали только взрослые. Если правильно руководить этим процессом, то ребенок быстро вступает во второй этап развития самостоятельности.

На втором этапе ребенок приобретает еще не устойчивое стремление делать все самому. Он уже обладает некоторыми навыками и может иногда обслуживать себя сам. Также он сам организует предметную среду вокруг себя.

ВЫРЕЗАНО…………..

Следующий этап характеризуется тем, что стремление к самостоятельности становится более устойчивым. Ребенок уже имеет привычку действовать самостоятельно. Многие действия дошкольник может делать сам, но при этом он до сих пор нуждается в небольшой помощи. Приобретенные навыки ребенок уже способен применять даже в непривычных условиях. При этом он становится более настойчивым в том, чтобы преодолевать трудности, он становится более уверен в своих силах. Ребенок начинает обращать внимание на качество продуктивной деятельности, ему уже важно то, каким будет результат. Дошкольник начинает отказываться от помощи взрослых, но в то же время хочет услышать словесную поддержку. Также заметно, что ребенок чаще начинает делать что-то для других людей.

ВЫРЕЗАНО………

Ребенок все более уверен в своих силах, начинает проявлять к себе более высокие требования, объективно оценивает результат своего труда. Начинает чаще заботиться о товарищах [23].

Для успешного воспитания самостоятельности, нужно внедрять в режимные моменты следующие методы:

· Дети должны накопить достаточный объем знаний и навыков в выбранной деятельности;

· У них должны быть сформированы общественные мотивы для деятельности;

· Дети должны уметь контролировать и оценивать самих себя;

· Нужно развивать самостоятельность в поведении дошкольников.

Таким образом, развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности должно проходить поэтапно. Для успешного формирования этого качества важно соблюдать педагогические условия, которые будут описаны в следующем параграфе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...