Диагностика уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Исследование уровня формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста проводились на базе: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждение «Детский сад № 60» г. Тюмени. В эксперименте приняли участие 27 воспитанников старшей группы дошкольного возраста. Дети были разделены на две группы. Одна группа была определена как контрольная, вторая группа – экспериментальная. Список дошкольников представлен в приложении 1. Эксперимент состоял из трех этапов: 1 этап – констатирующий этап - диагностика уровней сформированности самостоятельности дошкольников. 2 этап – формирующий этап – реализация условий формирования самостоятельности дошкольников экспериментальной группы в продуктивной деятельности. 3 этап – повторная диагностика уровней сформированности самостоятельности дошкольников, анализ результатов исследования. Для определения уровня самостоятельности дошкольников мы использовали критерии, выделенные А.И. Зимней: - умение выполнить какую-либо деятельность без помощи со стороны взрослых; - способность к независимым действиям, обладание инициативой, решительность; - внутренняя мотивация к деятельности; - проявление инициативы и творчества в решении возникающих задач. Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнямисамостоятельности в продуктивной деятельности дошкольников, выявленных и описанных в нашей работе: 1. Высокий уровень – дети умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; способны к независимым действиям, обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей присутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
2. Средний уровень – дети стараются выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; стремятся к независимым действиям, но не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей слабая мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. 3. Низкий уровень - дети не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; не способны к независимым действиям, не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. При составлении диагностического комплекса мы выбирали из большого количества методик те, которые, с нашей точки зрения, наиболее информативны и вместе с тем, достаточно удобны и просты, для того, чтобы часть методик могла использоваться воспитателями, не обладающими психологическими навыками и умениями. Также мы учитывали то, что развитие самостоятельности зависит от уровня сформированности эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам, так как самостоятельность формируется как нравственное качество, которое связано с воспитанием у детей способности управлять своим поведением проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности, его уровня мышления, которое отвечает за умение решать новые задачи, ориентироваться в новой ситуации, который влияет на сформированность уровня самостоятельности. В дальнейшем мы предположили, что уровень самостоятельности старшего дошкольного возраста можно выявить в процессе продуктивной деятельности детей (конструировании, аппликации и т.д.). Методики подбирались таким образом, чтобы их выполнение не занимало много времени и, чтобы материал был наглядным и интересным для ребенка.
Для определения уровня самостоятельности у дошкольников в продуктивной деятельности использовались следующие методики: «Аппликация»; «Конструирование» С. Забрамной; игра «Зайка-Неумейка». Рассмотрим, как проходило исследование с помощью данных методик. Методика « Аппликация ». Цель: выявить умение выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых. Детям предлагается вырезать и наклеить в подарок для друга - «Разноцветные шары», мы выявляем умение детей вырезать предметы круглой формы из квадрата, овальной из прямоугольника, знание формы и цвета предметов. Перед выполнением задания предлагаем детям рассмотреть воздушные шары, подобрать соответствующие цвета бумаги. Уточняем форму шаров, и из каких форм и как можно вырезать круглые и овальные предметы. Предлагаем показать движением руки, как выполняется данная работа (срезание уголков). Результаты данной методики представлены в таблице 1.
Таблица 1 Результаты методики «Аппликация» на констатирующем этапе
Для наглядности представим результаты исследования на рисунке 1. Рис.1 Результаты исследования по методике «Аппликация»
При исследовании уровня самостоятельности в аппликации у детей экспериментальной группы выяснилось, что у 1 ребенка контрольной группы (7,1%) высокий уровень самостоятельности. Ребенок смог выполнить задание без помощи педагога. Он самостоятельно смог вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратных и прямоугольных фигур. 4 детей экспериментальной группы (30,8%) и 5 детей контрольной группы (35,7%) обладают средним уровнем. Эти дети стараются выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых. Дети старались вырезать круги и овалы самостоятельно, но иногда им требовалась для этого помощь педагога. Низкий уровень был выявлен у 9 детей экспериментальной группы (69,2%) и у 8 детей контрольной группы (57,2%). Эти дети не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых. У детей не получилось вырезать круглые и овальные формы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|