Методика «Конструирование» С. Забрамной.
Цель: выявить способность к независимым действиям, обладание инициативой, решительность, выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу самостоятельно. Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета. Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу. Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, отношение к результату. 1 балл (очень низкий) - не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла (низкий) - принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит. Балла (средний) - принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи. Балла (высокий) - принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу. Результаты данной методики представлены в таблице 2.
Таблица 2 Результаты методики «Конструирование» на констатирующем этапе
Для наглядности представим результаты исследования на рисунке 2. Рис.2 Результаты исследования по методике «Конструирование»
При исследовании уровня самостоятельности в конструировании у детей экспериментальной группы выяснилось, что у 1 ребенка экспериментальной группы (7,7%) и у 2 детей (14,3%) контрольной группы высокий уровень самостоятельности. Дети инициативны, смогли создать конструкции из пяти элементов по образцу самостоятельно.
4 детей экспериментальной группы (30,8%) и 5 детей контрольной группы (35,7%) обладают средним уровнем. Эти дети приняли задание, но по образцу выполнить задание самостоятельно не смогли. Однако после показа педагогом, как выполнять задание, смогли перейти на самостоятельное выполнение задания. Низкий уровень был выявлен у 8 детей экспериментальной группы (61,5%) и у 7 детей контрольной группы (50%). Эти дети либо не принимали задание, либо задание приняли, но выполнить его не смогли. Педагог объяснил им, как выполнять задание, но после попытки выполнить постройку, дети задание не выполнили. Игра «Зайка-Неумейка» Цель: выявить наличие у ребенка внутренней мотивации к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. В ходе игры «Зайка-неумейка» каждый ребенок попадал в ситуацию показа зайчику, как хорошо нужно складывать кирпичики в тележку. Ребенку показывали тележку, в которой Формы лежали в беспорядке. Взрослый задавал ребенку вопросы: 1) «Хорошо зайчик убрал кирпичики?» 2) «Хочешь помочь зайке?» 3) «Как нужно правильно и хорошо собрать кирпичики?» Затем ребенку предоставлялась возможность самому решить поставленную задачу. Однако в случае затруднения взрослый, напоминая нужные действия, показывал и даже практически помогал выполнить задание. Результаты данной методики представлены в таблице 3. Таблица 3 Результаты методики «Зайка-Неумейка» на констатирующем этапе
Для наглядности представим результаты исследования на рисунке 3.
Рис.3 Результаты исследования по методике «Знайка-Неумейка»
При исследовании уровня самостоятельности по данной методике у детей экспериментальной группы выяснилось, что у 1 ребенка контрольной группы (7,1%) высокий уровень самостоятельности. Ребенок проявил желание и проявил инициативу и творчество при выполнении задания, смог самостоятельно сложить кирпичики в тележку. 4 детей экспериментальной группы (30,8%) и 5 детей контрольной группы (35,7%) обладают средним уровнем. Эти дети также проявили инициативу при выполнении задания, но временами отвлекались на другие дела, что говорит о том, что внутренней мотивации к данной деятельности у них не было. Низкий уровень был выявлен у 9 детей экспериментальной группы (69,2%) и у 8 детей контрольной группы (57,2%). Эти дети не проявили инициативность и желание выполнять задание. Педагогу не удалось привлечь детей к самостоятельному решению поставленной задачи. Таким образом, результаты исследования показали, что в большинстве своем дети не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; не способны к независимым действиям, не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. Поэтому для развития самостоятельности у детей необходимо проведение формирующего этапа, о котором пойдет речь в следующем параграфе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|