Условия формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности
Чтобы изучить понятие «педагогические условия» рассмотрим сначала термин «условия». Теоретическая педагогика включает в себя множество разных трактовок термину «условие». Также по-разному авторы рассматривают и термин «педагогические условия». ВЫРЕЗАНО С точки зрения психологии условия рассматриваются как более обобщенное понятие. Психологи трактуют условия, как существенные детали из целого комплекса явлений и объектов, благодаря которым существует рассматриваемое явление. ВЫРЕЗАНО……. С точки зрения О.Ф.Борисовой для развития самостоятельности в процессе продуктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, необходимо соблюдение следующих педагогических условий [5]: - детей нужно включать в ручной труд и аппликацию; - нужно поместить детей в педагогическую среду, которая раскрывает возможности самостоятельно выбирать содержание деятельности, методов и способов конструирования. Обсудим эти условия более подробно. Первое условие – это внедрение в занятия аппликаций, как разновидности ручного труда. Все виды продуктивной деятельности так или иначе формируют у дошкольников умственную активность, воспитывают в них художественный вкус, развивают мелкую моторику, дают возможность закрепить навыки и знания, которые были получены в процессе учебной деятельности. Воспитательный процесс обязательно должен включать в себя необходимое руководство, позволяющее детям развивать самостоятельность. Необходимо, чтобы педагог помогал детям проявлять инициативу и действовать самостоятельно во время таких занятий, как рисование, работа с пластилином или аппликация [8]. ВЫРЕЗАНО При этом нужно избегать излишней опеки, давать детям возможность проявлять свою индивидуальность и самостоятельность. Не стоит торопиться с помощью, лучше косвенно помогать детям приходить к правильным решениям. Допустим, если ребенок неправильно надрезал уголки у полосы, то они получились косыми и неодинаковыми. Естественно, ребенок огорчился. Педагог может сначала попросить малыша самого придумать, как бы сделать эти углы одинаковыми. И если дошкольнику трудно понять, то тогда можно предложить решение проблемы [17].
В старшем дошкольном возрасте у детей появляется возможность работать согласно собственного замысла. Опираясь на собственные знания и навыки, дети пытаются самостоятельно реализовать разные затеи. Воспитатель лишь задает направление: например, просит придумать что-нибудь на осеннюю тему, или нарисовать какую-нибудь открытку для родителей. Нужно попросить, чтобы дети изобразили то, что особенно им нравится. То, что дети сами изображают свою сюжет, дает возможность им развивать самостоятельность во время работы. Педагог может предложить тему, которая является отражением общественных событий, либо природной жизни. Во время занятий или свободной деятельности в детском саду дети могут выполнять разные коллективные работы. Например, можно попросить их нарисовать большой красочный ковер с цветочками и птичками. Важно правильно мотивировать детей и организовывать эту работу так, чтобы каждый мог проявить свою индивидуальность и самостоятельность. ВЫРЕЗАНО Для наглядности можно на нем держать также различные произведения искусства и скульптуры. Важно, чтобы все материалы были доступны для детей, а воспитатель мог контролировать их деятельность [39]. Детям интересно рассматривать весь выложенный материал, они самостоятельно придумывают игрушки и реализуют свои задумки. Благодаря включению продуктивной деятельности в жизнь дошкольников воспитатель может наиболее эффективно выстраивать развивающие отношения с детьми, обеспечить им хорошую подготовку к формированию субъективных позиций во время работы над индивидуальными и групповыми изделиями. Одно-два занятия, которые имеют общее содержание, но имеют разную образность и выразительность, можно приспособить для формирования самостоятельности: можно дать детям возможность из цветных полос создавать разные предметы, узоры и картинки на их выбор.
Таким образом, через продуктивную деятельность успешно реализуется воспитание самостоятельности у дошкольников. Второе условие – необходимо позаботиться о том, чтобы педагогическая среда была обогащена вариативностью, что давало бы возможность дошкольникам самостоятельно выбирать содержание для конструктивной деятельности, а также методы ее ведения. Особенно в воспитании старших дошкольников нужно поощрять их любые проявления самостоятельного поведения. Самым важным в обустройстве воспитательной среды для дошкольников старшего возраста – организовать условия, которые бы побуждали детей быть активными и самостоятельными в процессе познавательной деятельности. Также важно развивать их инициативу и ответственное отношение к обучению. ВЫРЕЗАНО…… Чтобы развивать самостоятельность у старших дошкольников, необходимо организовать предметную среду так, чтобы ребенок имел возможность переходить от одних видов деятельности к другим. Чтобы он воспринимал это, как взаимосвязанные в его жизни моменты. Также согласно работам Г.Глушковой, важно обеспечить гибкость и управляемость этой среды со стороны дошкольников и педагогов [12]. Итак, мы выделили следующие педагогические условия для развития самостоятельности у детей: - детей нужно включать в ручной труд и аппликацию; - нужно поместить детей в предметную среду, которая раскрывает возможности самостоятельно выбирать содержание деятельности, методов и способов конструирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|