Понятие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Прежде чем изучить развитие самостоятельности у старших дошкольников, нужно дать определение понятию «самостоятельность». Под самостоятельностью мы понимаем некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает. Поведение человека тесно связано с работой его мыслей, с чувствами и с его волей. Связь эта имеет две стороны: 1) для формирования самостоятельных суждений и поступков необходимо, чтобы у человека были правильно сформированы эмоциональные и мыслительные процессы; 2) развитие самостоятельности постепенно делает более крепкими и развивает способности к принятию собственных высокомотивированных решений и к их выполнению невзирая на трудности. Разные литературные источники по разному интерпретируют самостоятельность. Этому уделялось внимание еще в конце 19 века. В трудах К.Н. Вентцеля описывалось, насколько важно формирование самостоятельности для детей дошкольного возраста. Отечественные педагоги на протяжении 20 века изучали самостоятельность в связи с тем, чтобы обучать детей жизни. Исследователи считали развитие самостоятельности одним из важнейших принципов развития личности. Согласно О.А.Михайленко, самостоятельность – это неотъемлемое качество целостной личности, которое объединяет рациональность, эмоциональность и волю в человеке [29]. Л.В.Жарова в своей работе указывает, что самостоятельность не может быть абсолютной, так как жить в обществе (в семье) и быть свободным, независимым от общества нельзя. Все зависят друг от друга: и отдельные люди, и группы людей, и человеческие обязанности. Поэтому следует иметь в виду достаточный уровень самостоятельности. Также Л.В.Жарова рассматривает самостоятельность в неразрывной связи с самодеятельностью и самоуправлением [17].
Необходимыми компонентами достаточной самостоятельности Иванов выделяет: ВЫРЕЗАНО………….. По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения [42]. ВЫРЕЗАНО……………… Изученная литература дала возможность уточнить, какими признаками обладают дети с сформированной самостоятельностью [29]: 1. Во-первых, дошкольники проявляют самостоятельность не так, как взрослые. Это не стихийное поведение, независимое от требований воспитателя. Это самостоятельность в решении тех задач и соблюдении тех условий, которые ставит перед ребенком взрослый. 2. Степень самостоятельности у детей растет, если дети развиваются. Она становится более сформированной, когда ребенок усваивает все более трудные с умственной или физической точки зрения действия. 3. Существует три этапа формирования самостоятельности у человека. Обсудим их чуть подробней. Первый этап развития этого качества: дошкольник в привычных для себя условиях, когда у него уже сформированы многие привычки, действует самостоятельно и без напоминаний со стоны взрослого. Он сам прибирает после себя игрушки, сам решает помыть руки, когда наступает время покушать. Сам произносит слова вежливости, когда нужно кого-то о чем-то попросить или поблагодарить за что-либо. Второй этап: дошкольник начинает использовать знакомые ему методы действия в необычных для него обстоятельствах, которые все же близки по своей сути с его повседневными обстоятельствами. Третий этап: ребенок действует самостоятельно даже в тех ситуациях, в которых не сталкивался никогда ранее. Усвоенное им действие начинает нести обобщенный характер и переносится на все обстоятельства, с которыми дошкольник сталкивается, даже если это происходит впервые.
Формирование самостоятельности в возрасте дошкольного обучения связано с усвоением дошкольником различных видов деятельности. Постепенно через эту деятельность ребенок начинает проявлять свою собственную позицию. Если поначалу самостоятельность проявляется в действиях репродуктивного характера, то постепенно она перерастает в творческую инициативность. Сознание ребенка начинает работать более ясно, он стремиться контролировать самого себя и оценивает свои действия. Причем разные виды деятельности оказывают влияние на разные аспекты этой стороны личности. ВЫРЕЗАНО Далее ребенок начинает исследовать способы вариативности и усовершенствования собственной деятельности. И замыкает этот процесс на высшей точке развитие творчества. Поэтому можно считать, что степень развития самостоятельности у дошкольника зависит от того, какой преобладает у него механизм, влияющим на его активность. Таким образом, мы делаем вывод, что каждый ребенок испытывает естественную потребность быть самостоятельным. Также у старших дошкольников самостоятельность проявляется в том, что он настойчиво стремиться решить поставленные задачи, действуя независимо от взрослых людей. Он старается мобилизовать для этого весь накопленный опыт и знания, находится в поиске эффективных решений. Все это свидетельствует о личностном созревании, которое должно произойти для подготовки к дальнейшему обучению в школе. Самостоятельность – это результат того, что дошкольник подчиняется взрослым, а также проявляет и собственную инициативу. От того, насколько хорошо дошкольник усвоил правила поведения, зависит колчиество возможностей, которые появляется у него проявлять самостоятельность в самых разных жизненных условиях [17]. Итак, мы под самостоятельностью понимаем такое качество личности, при котором человек проявляет инициативу, критически относится к себе, осознает собственную ответственность за выполнение своей деятельности, умеет эту деятельность планировать, ставит конкретные задачи, находит без помощи окружающих способы ее решения, и решает ее, опираясь на свои знания, навыки и опыт. Особенности развития этого качества у старших дошкольников мы обсудим в следующем параграфе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|