Обеспечение законности в административной деятельности полиции
Применение огнестрельного оружия – это производство сотрудником полиции, находящимся в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости либо при задержании лица, совершившего преступление, прицельного выстрела из огнестрельного оружия на поражение посягающего (задерживаемого) в случаях, перечисленных в ст. 23 Закона о полиции. Нельзя расценивать в качестве применения оружия производство любого выстрела из табельного оружия еще и потому, что Закон допускает применение этого оружия только в строго определенных случаях. В соответствии Закона «О полиции» основаниями применения огнестрельного оружия являются: 1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; 2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, 3) для освобождения заложников; 4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным; 5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ; 6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан; 7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
8) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан; 9) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции; 10) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным законом; 11) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
План лекции: Введение
1. Сущность законности в административной деятельности полиции 2. Подразделения собственной безопасности органов внутренних дел: задачи, функции, полномочия. 3. Порядок обжалования неправомерных действий и решений сотрудников полиции. Текст лекции (фрагменты)
Важное значение для уяснения сущности законности в административной деятельности полиции имеет вопрос о принципах и требованиях законности. Принципы законности — это основные идеи, положения, выражающие содержание законности, а требования — то, чего требует законность, т. е. правовые предписания, соблюдение и исполнение которых в процессе административной деятельности делает действие сотрудника полиции законным. К принципам законности относятся: верховенство закона, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности.
К важнейшим требованиям законности, относятся: общеобязательность права, равенство всех перед законом, неотвратимость ответственности за каждое совершенное правонарушение. Под способами обеспечения законности и дисциплины понимаются Основными из них являются: – контроль за деятельностью органов внутренних дел (полиции); – прокурорский надзор; – обжалование незаконных действий работников органов внутренних дел – ответственность сотрудников ОВД за нарушения законности. Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки, в Необходимо отметить, что в управленческой деятельности контроль В органах внутренних дел основными задачами контроляявляются: обеспечение неуклонного выполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность ОВД; обеспечение своевременного и качественного выполнения принимаемых в органах внутренних дел решений; В зависимости от органов, осуществляющих контроль за деятельностью ОВД (полиции), различают: а) государственный контроль, который можно в свою очередь подразделить на контроль, проводимый: – органами законодательной и исполнительной власти; – судебными органами; – внутриведомственный контроль, осуществляемый руководителями
б) общественный контроль. Организационными формами контроля со стороны представительных и исполнительных органов власти субъекта, города (района) за работой органов внутренних дел могут быть: – обсуждение отчетов и предложений руководителей органов внутренних дел, участковых уполномоченных полиции, других служб и подразделений о состоянии общественного порядка на заседаниях законодательных и исполнительных органов; – личные доклады и отчеты руководителей органов внутренних дел законодательному органу, администрации города (района) по вопросам деятельности органа внутренних дел; – оценка и анализ ежесуточных сводок, поступающих в администрацию из органа внутренних дел; – рассмотрение администрацией города (района) жалоб и заявлений граждан на действия сотрудников ОВД и принятие по ним необходимых мер и др. Контроль судебных органов за административной деятельностью полиции заключается в рассмотрении судьями большого количества материалов (дел) об административных правонарушениях: о мелком хулиганстве; злостном неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции; о нарушении правил дорожного движения, связанных с лишением водителей права на управление транспортными средствами, и других дел. Районные суды рассматривают также жалобы граждан на действия руководителей и сотрудников органов внутренних дел и принимают по ним решения. Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции осуществляет Генеральный прокурор ДНР и подчиненные ему Надзор — это специфический вид деятельности государственных органов прокуратуры, осуществляемый от имени государства и состоящий в проверке точного применения и выполнения законов. Под жалобой понимается обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами. Юридическая ответственностьза нарушение законности сотрудниками ОВД выражается в следующихвидах: – уголовная ответственность; – административная ответственность; – дисциплинарная ответственность; – материальная ответственность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|